Итоги сезона: Mercedes AMG Petronas
Давайте сразу и начистоту: то, что Мерседес будет чемпионом везде, где только можно, было ясно уже после предсезонных тестов и пары первых гонок. Но все же мы получили нового чемпиона, о чем мечтали последние года 2-3, так что давайте все же искренне удивимся и порадуемся.
Также нельзя не отметить прекрасный движок команды, принесший титул не только им, но еще и возродивший Уильямс и подаривший подиум «силе Индии» и лично простому датскому парню по имени Кевин. Да, временами он (а точнее, гибридная установка ERS) ломалась в самый неподходящий (в особенности для Нико Росберга) момент, но что поделаешь? Идеальных вещей не бывает, и, я уверен, ни одна команда не поменяла бы свой движок на движок, например, Феррари, который ломался не в пример реже. При этом он был не только мощным, но и в пример остальным экономичным, пара Масса – Боттас неоднократно демонстрировала это, постоянно поедая как минимум на 2-4 кг топлива меньше остального пелотона. Сказать нечего, потрудились мотористы на славу
Но при этом стоит и не забывать о шасси. Кто бы что не говорил, Альдо Коста, выпиленный из Феррари за участие в постройке ведра, показал миру, на что он способен. И стал бы истинно человеком года, если бы не снова сумрачный гений аэродинамики Эдриан Ньюи, снова выстроивший побеждающую машину даже вокруг огромного и прожорливого куска труб и емкостей, который Рено почему-то продавало своим клиентам в качестве движка. Но при этом само шасси Мерседеса отличалось отнюдь не только отличной конвертацией мощности движка в секунды-минуты. Аэродинамика вышла тоже вполне себе на отличном уровне, что и позволило во многих моментах гонки двум серебряным болидам просто уезжать от пелетона как от стоячих. Всех, кто захочет с этим поспорить, можно смело отправлять пересматривать ГП Канады времен поломки ERS: отличная аэродинамика при серьезной потере мощности (и, конечно же, блестящее пилотирование Нико Росберга) увеличивало отрыв на первом, техничном секторе от еще не поломанной индусской машины еще здравомыслящего Чеко просто на глазах. После чего можно смело сказать, что болид Мерседес был действительно лучшим практически во всех аспектах (кроме надежности).
Правление же особо не впечатлило. Скорее наоборот, неприятно удивило своей разобщенностью и нелогичностью поведения. Воистину, пока они только подаваны магистра Росса Брауна. Лауда слишком много болтал (хотя, собственно, для этого его и наняли), причем многие его интервью противоречили другим таким же. Немало говорил Тото Вольфф, и почти не говорил Падди Лоу, и при этом было совершенно не понятно, каким образом и кто принимает те или иные решения. Например, если вы регламентируете свободную борьбу между товарищами по команде, как можно допускать «вынос сора» типа «он сделал это специально» в обычном гоночном моменте уже после разбора момента с командой? Неужели нельзя втолковать довольно опытному 29-летнему пилоту, чемпиону мира, между прочим, что подобные «признания» не идут на пользу команде? Или как можно, помня о все той же свободной борьбе, требовать на трассе у все того же чемпиона мира, чтобы он пропустил напарника – прямого соперника по Главному зачету? Из большинства решений сквозило непродуманностью, сумбурностью, иногда казалось, что решение принималось кем-то в одиночку на свой страх и риск, и потом все остальные резко против этого выступали. Единства не было в правлении – это было видно точно, а потому раскол среди пилотов вплоть до конца чемпионата, проявившийся в полноценной психологической войне через прессу всех со всеми, не выглядел неожиданностью. Становится абсолютно ясно: Мерседесу таки нужен главный. Тот один, кто будет совершенно точно обладать правом последнего слова и принимать решения после обсуждения, и кто будет за все нести ответственность. А то получается, что у многих есть крупицы полномочий, и каждый вертит ими как хочет. «Анархия – мать порядка» - сказано явно не про Мерседес.
При этом пилоты откатали сезон на все 100. Каждый из них боролся изо всех сил, до конца, до последней финишной черты (пусть и приходилось машину иногда чуть ли не толкать). Оба были достойны чемпионства. Но победила улучшенная и дополненная версия Льюиса Хэмилтона, знающего, что такое экономия и какие преимущества она дает. Льюис был хорош, и откатал сезон очень сильно, пусть и не без откровенных провалов (как во многих квалификациях в середине сезона, после которых, очевидно, и было принято решение не бодаться с Нико в них до конца, а готовить гоночные настройки). Но все же как-то странно легко прошла для него часть сезона после Спа. Борьбы словно и не было больше. В Монце Нико просто сдал первую позицию вообще без боя, словно по команде, в Сочи произошло практически то же самое, только сразу после того, как он выиграл старт, в Остине борьбы мы тоже не увидели, лишь как одна машина на торможении классически обгоняет другую. При этом в предыдущей части сезона Нико в большинстве гонок показывал чудеса упорности, так что падение этой самой упорности было легко заметно. Нет, я не причисляю себя к среде конспиролухов, но все же чем-то странным от этого попахивает.
То ли дело Нико Росберг. С одной стороны, перед началом сезона его считали попросту середняком, невероятной удачей севшим за космовоз. С другой стороны раздавались редкие замечания, что-де новый регламент идеально подходит умным и расчетливым, а значит, самому умному и расчётливому - Баттону (конечно, сейчас речь не о МакЛарене) Росбергу подходит лучше остальных.
Правыми оказались ни те, ни другие. Как это ни удивительно, Хэмилтон гораздо лучше адаптировался к новому регламенту. Но и середняком Нико тоже отнюдь не был. Скорее наоборот, он всем показал свой отличный уровень «намного выше среднего», с редкими проблесками задатков гонщика топ-класса. Но почему-то свой лучший пилотаж немец показывал только тогда, когда «все пропало» и нужно надрывать зад в сотни раз сильнее. Словно в остальное время он в ленивой спячке, а когда жареный петух клюнет, тогда уж в нем просыпаются финские корни и он начинает удивлять. Второе место в Монреале на машине без тормозов, отыгранные 21 секунда от тройки лидеров в Венгрии за каких-то десять кругов, 60 кругов на одной резине в Сочи с прорывом через весь пелотон и соревнованием с Боттасом в лучших кругах в самом конце (пусть и проигранное, но Пирелли-то 60 кругов отмотало!)… Все это, безусловно, впечатляло и запоминалось. Но особой ценности для борьбы за титул (за исключением второго места в Канаде) не принесло. Поэтому стоит признать: хоть эти перфомансы Нико и запоминались сильнее остальных, но все же этого было явно недостаточно.
Ну а после Спа Нико то ли сдал, то ли сдался. Что бы ни произошло между командой, Бельгия решила судьбу титула. Почему неправильно говорить о том, что Нико сломался психологически? Потому что он не сломался. Как раз та же гонка в Сочи это подтвердит. Да и пусть ничего уже фактически не решавшая, но уверенная победа в Бразилии? Нико не допустил ни единой ошибки и сделал дело. При этом о мотивации Льюиса нечего и думать, иначе не было бы той ошибки, стоившей британцу 7ми секунд. Он действительно хотел победить. Это же было видно в последней гонке. Как вы думаете, много ли пилотов в такой ситуации морально согласились бы доехать до финиша – и доехали бы?
Все же нужно признать: Льюис выиграл у очень сильного противника, который в следующем году будет еще сильнее, потому как приобрел бесценный опыт борьбы за титул. Конечно, можно язвительно заметить, что Массе, например, он не пригодился, но здесь невооруженным глазом видно: Нико – не Фелипе, он не раскиснет.
Конечно, обидно, что все прошло именно так, а не иначе. Столкновение в Спа выглядело некрасиво, пусть в ней никто не виноват. И дальнейшая часть сезона тоже выдалась довольно скучной и не вполне боевой. Были ли подковерные интриги или «приказ сверху»? Сказать, не обладая хоть какими-то фактами, нельзя, а я пишу здесь не для пересказывания слухов. Героям истории остается только пожать руки и пообещать друг другу встретиться в следующем году.
Что они и сделали.
Плашки, относящиеся к команде, по мнению блога:
Космовоз года – болид команды.
Вильнев года – Нико Росберг (10 вторых мест)
Граф Монте-Кристо года – Альдо Коста.
Deus Ex Machina года – установка ERS.
Цвет года – черный (догадайтесь, почему?)
Специальный перк «№1 в команде» - дает уникальный атрибут «Берни выбрал», что придает некоторый флер близости команды к высшему управлению Ф1, довольно большой уверенности в завтрашнем дне среди спонсоров – применять только в случае переноса омологации двигателя на переговорах с потенциальными хозяевами каждого квадраного миллиметра ливреи.
«Чемпион. Просто чемпион» - Льюис Хэмилтон.
А статья понравилась, спасибо.