Атипичный аутсайдер
Что такое нормальный аутсайдер в «Формуле-1»? Это команда, которая очень старается, но в лучшем случае заканчивает сезон с одним-двумя очками, набранными волей случая при нестандартных обстоятельствах, и занимающая с ними по итогам года последнее место в Кубке конструкторов. За последние лет 20 сбой в этой схеме дала только «Минарди», разжившаяся в 2005-м семью очками. Впрочем, что это были за очки – Гран-при США того года конкуренцией не блистал…
Но в сезоне-2009, когда команда, два года прозябавшая в хвосте пелотона и исчерпавшая терпение своих владельцев, перерождается в чемпионскую конюшню, а вчерашний аутсайдер, обивавший пороги очковой зоны, берет сразу поул и претендует на победу, все должно быть не совсем таким, как обычно. Вот и «Торо Россо» нормальным аутсайдером сезона вроде и не назовешь. Да, последнее место, но почти в половине квалификаций – выход во второй сегмент, и восемь очков, набранных в пяти гонках, причем большинство из них (этого, конечно, не скажешь о Гран-при Австралии, где разборки между Феттелем и Кубицей подвинули оба болида STR на зачетные позиции) – вполне заслуженно.
Будь «Торо Россо» обычной командой «Формулы-1», да хотя бы тем, кем она была раньше – «Минарди» – и прошедший чемпионат можно было бы записать ей в актив. Но у коллектива из Фаэнцы положение особое: болидов он сам не строит, чертежи получает от «Ред Булл», хотя некоторые узлы приходится конструировать самостоятельно из-за различий в используемых моторах. А потому, подводя итоги сезона для младшей конюшни в семействе «быков», нужно фактически ответить только на один вопрос: почему команда, в прошлом году выигравшая Гран-при Италии и опередившая «Ред Булл», оказалась там, где, уходя, предсказывал ей быть Герхард Бергер, в то время как ее старший брат вовсю боролся за чемпионские титулы?
Если искать один простой ответ, то в этом году «Ред Булл» не собирался повторно наступать на грабли и позволять себе иметь бледный вид позади более шустрой «Торо Россо». Как и раньше, «младшенькие» получали все новинки дискретно, со значительным опозданием и дозированно, уже после того, как старшие все протестировали и проверили. Но в этом году у них не было преимущества в виде прошлогоднего превосходства мотора «Феррари» над «Рено», а Эдриан Ньюи не совершал ошибок, выбрав неверное направление развития болида, которое Джорджио Асканелли мог себе позволить проигнорировать, предпочтя некоторым новым узлам стабильность и надежность. Практически, в Фаэнце получили только два апгрейда болида: первый подоспел к традиционному фестивалю новинок в Барселоне – там команда дотянула технику до уровня «Ред Булл» Гран-при Австралии, и в Венгрии, куда подоспел британский пакет с выразительным новым носом и, наконец-то, двойным диффузором. Естественно, к тому времени, как «Торо Россо» получала возможность сделать рывок на 0,4-0,6 секунд, все соперники уже несколько Гран-при как постепенно прогрессировали, так что эффект либо был малозаметен, либо быстро сходил на нет, что в свете невероятной плотности результатов означало замыкающие позиции в пелотоне.
Ситуацию, конечно же, осложняло и отсутствие испытаний по ходу чемпионата. Если посмотреть на межсезонье, то «Торо Россо» усиленно тестировалась, но свой новый болид она вывела на трассу вместе с соперниками только в один день в Барселоне – все остальное время Себастьян Буэми набирался опыта на прошлогодней машине. Неудивительно, что без тестов паре пилотов – были ли это Буэми с Бурдэ, или Буэми с Альгерсуари, – было исключительно сложно приспособиться к тем новинкам, которые они получали. Стиль Себастьяна Бурдэ отличался тем, что он постоянно что-то менял в настройках, пытаясь подогнать болид под себя и сетуя на то, что «Ред Булл», создавая болид, не принимает во внимание нужды гонщиков, – а такой подход не самый лучший в поиске общего языка с машиной. Себастьян Буэми, и уж тем более Хайме Альгерсуари – слишком молоды для того, чтобы обладать специфическими знаниями в данной области, и, по словам руководителя команды Франца Тоста, еще не выработали свой собственный стиль и предпочтения в настройках. Все это означает, что на знакомство с модификациями уходили месяцы – два, а то и больше, Гран-при, после чего можно было надеяться на улучшение результатов. С учетом, естественно, и трасс – в этом году зависимость выступлений команд от автодромов была видна даже на самом высоком уровне, не то что среди аутсайдеров. Собственно, примерно так и произошло под конец чемпионата – три последних Гран-при «Ред Булл» выиграл, а «Торо Россо» полным составом вышла из первого сегмента квалификации, дважды Буэми прошел в третий и в итоге финишировал в очках, поправив потускневшее за время провальной середины сезона впечатление о себе.
Что интересно, в период запрета тестов «Ред Булл», обладая фактически удвоенными ресурсами для испытания новинок, совсем не пользовался данной привилегией для того, чтобы получить преимущество над соперниками. Мы-то, размышляя над тем, зачем команде может понадобиться третий болид, технологический партнер, клиентская конюшня или еще что-то в том же духе, в первую очередь думаем о них как о дополнительной испытательной лаборатории. Две машины – хорошо, но ведь четыре – гораздо лучше! Но нет – «Ред Булл» мог привезти для себя три версии переднего крыла, еще не крашенного, только что с завода, и работать над ними во время пятничной практики, в то время как «Торо Россо» оставалась представленной самой себе.
Кстати, еще одна мысль, которая всегда заставляла противиться предложениям Луки ди Монтеземоло или легализованным клиентам, – их предположительно идентичная форма и способность занимать весь подиум, отбивая интерес к борьбе у соперников, а в случае чего – и помогая своим в чемпионате. С этой точки зрения, может, все же зря «Ред Булл» в этом году так мало внимания и ресурсов уделял «Торо Россо». Соперники – и здесь первым на ум приходит, конечно, «Макларен», – встревавшие в борьбу «Ред Булл» и «Брауна» за позиции, иногда играли «быкам» на руку, отбирая очки у Баттона с Баррикелло, и «Торо Россо» вполне могла бы выступить в качестве аналогичного буфера – своими силами команда Кристиана Хорнера с Россом Брауном так и не справилась…
Ходили слухи о том, что если кто и не стеснялся использовать маленькую итальянскую конюшню в качестве полигона для испытаний, то это была «Феррари», которая на примере «Торо Россо» проверяла ресурс своих двигателей – готовилась, что ли, к возможному дальнейшему сокращению количества моторов на сезон. По предположениям, Буэми и тогда еще Бурдэ в Турции использовали двигатели, прошедшие уже 2500 километров, при том, что после пробега в 1400 наблюдается резкое падение мощности, выражающееся в разнице в 15 км/ч в скорости на прямой. Более того, после установки на субботу-воскресенье нового силового агрегата, пилоты, и без того не слишком искушенные в настройках болидов, попадали в новые условия, в которых наработки пятницы уже не действовали, а возможности быстро исправить ситуацию у них не было. Косвенным подтверждением данных предположений может, например, служить тот факт, что в «Торо Россо» ситуация с моторами на конец сезона была самая благоприятная в пелтоне. В «Ред Булл» тряслись над двигателями для Себа Феттеля, Ник Хайдфельд в конце концов поставил девятый мотор, а Альгерсуари с Буэми прихали в Абу-Даби в прекрасной форме и могли себе позволить утром в субботу поставить на болиды совершенно свеженькие восьмые двигатели.
Копая дальше на предмет моторов, можно отметить, что RB5, он же STR4, создавался вокруг «Рено», при этом Ньюи закладывал возможность использования системы рекуперации кинетической энергии французского концерна – если вспомнить комментарии руководства, опция эта сохранялась чуть ли не до последних этапов. «Торо Россо» же, адаптируя заднюю часть болида под «Феррари», тоже работала с учетом вероятного использования KERS, но уже итальянского производства и, по словам Асканелли, сильно отличающегося от того, что предлагал «Рено». Итого – еще один фактор отставания «Торо Россо», ведь адаптация предполагает определенные компромиссы и редко получается удачнее дизайна, изначально развивавшегося вокруг заданного силового агрегата. Если последний, конечно, не отстает на 20-30 л.с., как прошлогодний французский мотор. Естественно, не на пользу маленькой Скудерии пошла и смена пилота по ходу сезона, особенно с учетом того, что приглашенный – абсолютный новичок, практически без опыта пилотирования болида «Формулы-1» и, вообще, самый молодой участник чемпионата мира. Из восьми Гран-при, в которых довелось принять участие Хайме Альгерсуари, в трех он сошел с механической проблемой (коих в целом у «Торо Россо» больше, чем у любой другой команды чемпионата), в двух – Бельгия и Япония – попал в аварию, а в оставшихся трех финишировал за пределами десятки. Не скажешь, что результаты от замены Бурдэ сильно улучшились, но, по крайней мере, в квалификации молодой испанец своего французского предшественника переплюнул, трижды пройдя отбор первого сегмента квалификации.
Если же говорить о пилотах в разрезе различий формы «Торо Россо» и «Ред Булл», то, конечно, нельзя не вспомнить, что старшая команда в межсезонье увела Себастьяна Феттеля, который год назад был основным поставщиком очков и славы для младшей. Технический директор конюшни Джорджио Асканелли, выделяя факторы, которые не позволили его коллективу повторить прошлогодние чудеса, даже поставил немецкого гонщика на первое место, очень спокойно оценивая собственные заслуги, за которые его не так давно пыталась увести «Феррари». «Себастьян очень вырос за тот сезон и преодолел тот порог, до которого гонщик не понимает, почему он быстр или медленен. Итальянская пресса пыталась вытянуть из меня признание о том, что вот я такой умный, смог переиграть «Ред Булл». Но есть очень простое объяснение сильному финишу прошлого сезона: Феттель – великий гонщик. Я не был гением год назад, впрочем, и за этот год в идиота я не превратился!» – говорил Асканелли где-то в середине чемпионата.
Что еще можно добавить в комбинацию обстоятельств, приведших к последнему месту «Торо Россо»? Например, тот факт, что со следующего сезона команда обязана стать самостоятельным конструктором, разрывая пятилетнюю связь с «Ред Булл». Год получился переходным, и не только в том смысле, что старшие «быки» предоставили итальянским коллегами, скажем так – определенную «самостоятельность». В Фаэнце формируется новая база, которая не может не отвлекать внимания боссов и того же Асканелли, вместо минимальных доработок STR4 сосредоточившегося на дизайне следующей модели и руководстве новой группой сотрудников.
Сейчас много внимания уделяется командам-новичкам и их способности подготовиться к следующему сезону – за ними усилия «Торо Россо» даже как-то позабылись. А тем временем в Фаэнцу прибывают инженеры – найти их сейчас, когда все команды сокращают штаты, а «Тойота», похоже, и вовсе расформировывается, не проблема. Создается отдел вычислительной газо- и гидродинамики, набрана команда, которая будет работать в аэродинамической трубе в Великобритании – по экономическим соображениям обе команды Матешица будут пользоваться одним и тем же туннелем в Бистере. Все идет по плану, уверяет Франц Тост. Он же намекает на то, что пилоты на будущий год не изменятся: Себ Буэми и уже натренированный Хайме Альгерсуари. Опыт, предыдущие технические наработки, четыре команды, начинающие с нуля – посмотрим, избавится «Торо Россо» ли в следующем году от своего обретенного статуса аутсайдера.
Но он не смог перестроиться на машину Формулы 1.
Четырёх кратный так и не смог привыкнуть к Формуле 1. И вот я абсолютно согласен, что команда не захотела помочь ему с машиной разобраться и к его стилю адаптировать машину
Бaбло есть? Есть! Знaчит готов.
Однако хочу вам порекомендовать при написании статьи про Феррари использовать слово ИМПОТЕНТ иначе ваша работа будет смотреться не полноценно.
«Ты не тот ChampCar выигрывaл!» - cказaл как-то Фрэнк Бурдэ. Прaвильно сказaл.
Двигатели тянут в сторону импотентоватых решений :)
А Хельмут Марко спец по молодёже,и последние годы он не ошибался с выбором пилотов