10 мин.

Все познается в сравнении

Свою последнюю гонку лидер чемпионата мира Дженсон Баттон выиграл 7 июня, и за прошедшие с того момента четыре месяца он лишь раз поднялся на подиум, перебиваясь во второй половине очковой зоны, пока другие претенденты на титул – Рубенс Баррикелло и Себастьян Феттель – записали на свой счет по две победы.

За этими фактами и более свежими впечатлениями очень легко забыть о том, что англичанин из «Брауна» на самом деле проводит очень хороший сезон. Хочется, конечно, чтобы будущий чемпион выиграл уверенно, по праву занимая место во главе пелотона, а не полз к короне, прикидывая в уме, сколько еще шестых мест ему понадобится. Но все познается в сравнении. И на фоне нынешних соперников Дженсон удерживает преимущество по всем параметрам. Поэтому не зря формулическая общественность, вспоминая, как побеждали, боролись, ошибались и набирали очки претенденты на титул, сходятся во мнении, что если не Дженсон, то кто тогда заслуживает звания чемпиона мира 2009 года?

Техника

«Браун», вероятно, самый дорогой и развитый автомобиль, который когда-либо начинал сезон в «Формуле-1». Да, ФИА подарила им огромный подарок, объявив двойной диффузор легальным и заставив всех соперников догонять. Но в начале чемпионата Дженсона называли совершенным гонщиком, физически и психологически, и я не думаю, что что-то изменилось. Просто конкуренты нагнали», – пишет в своей колонке Дэвид Култхард.

На самом деле, если задаться вопросом, кто из пары сильнейших команд сезона – «Браун» или «Ред Булл» – имеет преимущество в скорости, ответить однозначно не удастся. Серьезные различия в характеристиках болидов BGP001 и RB5 привели к тому, что они просто поделили сферы влияния в зависимости от типа автодрома. Однако, если подсчитать Гран-при, на которых явно было заметно превосходство той или иной техники, получится, что чемпионат «Браун» и «Ред Булл» проходят ноздря в ноздрю (или переднее антикрыло в переднее антикрыло). Подопечные Росса доминировали в первых семи гонках, за исключением Китая, а также в Валенсии и Монце, творения же Эдриана Ньюи в придачу к Шанхаю захватили холодные этапы на «Сильверстоуне» и «Нюрбургринге», смотрелись сильнее оппонентов в Венгрии, Бельгии и Сингапуре и доказали превосходство в скорости в Японии. Итого 8:7 в пользу «Брауна» в первых 15-ти этапах сезона – в целом очень ровное распределение.

Конечно, если говорить о технике, то нельзя не вспомнить, что кому-то из троицы претендентов не везло с надежностью чуть больше, чем его соперникам. Так, Баррикелло выбыл из борьбы во втором сегменте квалификации на «Хунгароринге» с редчайшей поломкой одного из демпферов задней подвески, повлекшей за собой и редкую травму Фелипе Массы. Его же коснулись штрафы за смену коробки передач в Малайзии и Сингапуре, отказ КП в Турции, и дважды – опять в Сингапуре и в Германии – проблемы на пит-стопах. У Феттеля сгорело три двигателя – два в Валенсии и один во время практики в Монако, что вынудило «Ред Булл» на последних практиках ограничить пробег. Нужно заметить, что в отличие от прошлого года, ни одна из этих проблем не отняла у гонщиков победу (хотя Баррикелло и посчитал, что лидируя со старта в Германии, он должен был выиграть). Да, Баттону повезло больше других, но кто знает – может его главная поломка еще впереди? А потому можно считать, что фактор техники оказал за борьбу в чемпионате меньшее влияние, нежели достижения самих пилотов, о которых дальше и пойдет речь.

Победы

Если бы Берни Экклстоуну и ФИА удалось претворить в жизнь идею о том, что «победитель получает все», Дженсон Баттон стал бы чемпионом еще в Сингапуре. С одной стороны, зрительской, неинтересно – уже сейчас борьба продлилась минимум на два этапа. С другой, практической, справедливо – все сходятся во мнении, что Дженсон чемпионом станет и так.

Да, если Себастьян Феттель выиграет два оставшихся Гран-при, о чем он и команда говорят все последние две недели, у немца будет пять побед. Сравнение с шестью у Баттона получается очень даже неплохое. И все три претендента выигрывали в довольно доминирующем стиле, никто не унаследовал первое место в результате проблем соперника. Но тому же Феттелю еще предстоит доказать, что он может побеждать не только с поула (в прошлом такие претензии предъявлялись и Льюису Хэмилтону, и Фелипе Массе), а заодно, выигрывать Гран-при серийно – то, на что он нацеливается сегодня.

Обгоны

«В пелотоне никто не заслуживает титула так, как Дженсон. Он выиграл больше всех, он много обгонял – другие претенденты такого не добились. Он сделал все для того, чтобы выбраться из сложных ситуаций и сохранить преимущество», – отмечает Марк Уэббер. Австралиец, за три этапа до финиша чемпионата потерявший шансы на титул, напоминает о том, что зачастую затмевается конечным результатом – что сделал гонщик для того, чтобы добиться большего.

Марк абсолютно прав, говоря, что на счету Баттона больше обгонов, и, что немаловажно, ключевых обгонов, которые зачастую и становились залогом победы, подиума или чуть лучшей финишной позиции. В пылу борьбы на первом круге маневры Дженсона иногда просто проходят мимо или забываются, но их действительно было много. Причем зачастую Дженсон отыгрывал то те потери, которые на старте нес пелотон из-за машин с KERS: в Бахрейне это был Льюис Хэмилтон, в Германии – Фелипе Масса, один из последних, на которые обратил внимание сам англичанин, – против Хейкки Ковалайнена на Гран-при Италии, что и вывело британца в итоге на второе место. «Без этого обгона я был бы третьим или даже четвертым», – признавал гонщик «Брауна».

И в то время как Баттон успешно атаковал, в том числе и болиды с KERS, Себастьян Феттель терял за ними время. Самые памятные и показательные из таких моментов – два подряд Гран-при после его второй победы в карьере – Бахрейн и Испания. На «Сахире» немец первый отрезок гонки провисел за Хэмилтоном, второй – за Трулли, на «Каталунье» практически всю дистанцию провел за Фелипе Массой, что в итоге стоило ему места на подиуме, упущенного в пользу напарника по команде.

Ошибки

«Во второй половине чемпионата Дженсон был не так быстр, как в начале сезона. Но главный талант Баттона в том, что он никогда не делает ошибок», – Эдди Ирвайн напоминает еще об одной стороне борьбы в чемпионате…

В прошлом году Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса устроили настоящее состязание не за титул, а за то, кто меньше напортачит в гонках. И они, по большому счету, могли себе это позволить, особенно после того, как стало ясно, что «БМВ-Заубер» собирается почивать на лаврах, а не помогать Роберту Кубице в его неожиданном шансе на победу. В этом сезоне, если и можно обвинить кого в ошибках, то Баррикелло или Феттеля, но никак не Баттона. Лидер чемпионата больше, чем его напарник пострадал от проблем с прогревом покрышек, которые особенно явственно вылезли в Великобритании и Германии, но ставить это в вину гонщику будет неправильно. Он совершал небольшие помарки во время решающих попыток в квалификациях, в частности в городских Валенсии и Сингапуре, и пал жертвой 14 места на старте в Спа – единственный пока сход в сезоне. Но не он впечатывался в стену в Монако или ночном мегаполисе, не он на трех колесах ковылял в Австралии или вылетал под дождем в Малайзии, и не он трижды проваливал старт или срезал въезд на пит-лейн.

В прошлом году, если помните, виртуально переиграв чемпионат так, будто вовсе не было проблем технического или судейского характера, можно было вывести в чемпионы Фелипе Массу. Поскольку мне Себастьян Феттель чем-то напоминает прошлогоднего бразильца (наверное, тем, что они оба лихо закончили два первых этапа без очков, причем по большей части по собственной вине), можно подсчитать, сколько немецкий пилот потерял в ситуациях, которые зависели только от него самого.

Для начала – Гран-при Австралии и столкновение с Робертом Кубицей, которого можно было избежать, согласись Себ, что соперник быстрее, а третье место – тоже хорошо. Шесть очков. За ним последовал штраф в виде 10 мест на стартовой решетке «Сепанга» и ошибка пилотирования под дождем. Сошел он с восьмой позиции, так что минимум половину очка упустил в Малайзии. Возможно, у него был шанс побороться за победу в Бахрейне, но невозможность обогнать Хэмилтона свела его на нет. За эту теорию Себу добавлять ничего не будем, но в Испании он точно отдал одно очко Марку Уэбберу из-за неспособности опередить Массу, а в Монако, если бы не авария (правда, из-за чрезвычайно высокого износа шин), он финишировал бы не ниже пятого места – четыре балла. За Турцию и ошибку на первом круге, позволившую Баттону вырваться вперед, ему также стоит винить самого себя, к тому же вперед снова был выпущен напарник. Итого – от плюс двух, до плюс шести по отношению к Дженсону. Достаточно добавить в этот список Сингапур (даже если кто-то считает, что штраф за превышение скорости лежит на совести ФИА, а не слишком хитрой траектории гонщика) и четвертую позицию вместо второй (три очка), чтобы хватило не просто на сокращение существующего отставания от лидера чемпионата, но и на выход вперед. Потому что в итоге молодой пилот «Ред Булл» растерял от 16,5 до 20,5 очков, большая часть из которых приходится на первую половину сезона. Это сейчас Себастьян говорит, что нужно всегда верить в себя и не сдаваться – в начале сезона он, похоже, вовсе не собирался так отчаянно отстаивать свои шансы.

Стабильность

«Дженсону достаточно взять пятое или два седьмых места в Бразилии и Абу-Даби. Заметьте, Дэвид Култхард и я согласны, что мы оба предпочли бы «дохромать» до звания чемпиона мира с шестью победами в сезоне», – поделился мечтами Мартин Брандл.

Признаюсь, большая часть нашей редакции, глядя на первую часть цитаты Мартина, соображала долго и мучительно. Дело было утром где-то после Гран-при Японии, все сонные, никто не может сосчитать, сколько очков нужно набрать Дженсону для гарантированной победы – шесть или четыре. На самом деле ему достаточно третьего места, и я допускаю, что уважаемый комментатор Би-би-си просто ошибся. Или неявно имел ввиду Себастьяна Феттеля, а не Рубенса Баррикелло.

Но, знаете,сейчас я думаю, что в этом есть смысл. Я о том, чтобы рассматривать главным соперником Баттона именно немца. Не потому что с бразильцем Дженсон в одной команде, и ее руководство попытается вмешаться. А потому что англичанин, хоть и показывает не самые высокие результаты во второй половине сезона, очень четко контролирует Баррикелло. Посмотрите на все, что происходило после Гран-при Турции – последней гонки, где Дженсон праздновал победу, и послушайте Баррикелло. «Я потерял только одно очко по отношению к Дженсону, и это хорошо», – это после Сингапура. «Я выиграл одно очко у Дженсона», – и после Японии это тоже хорошо. Вот именно, что очко-другое туда-сюда – это все, на что мог рассчитывать на протяжении уже восьми Гран-при Рубенс. За исключением, конечно, Валенсии.

И если о стабильности пилотов по ходу сезона говорить не приходится (и все дело тут в технике), то о стабильности по отношению друг другу – пожалуйста, и это даже более естественно. Здесь Баттон на высоте. Пусть у «Брауна» провал на какой-то гонке, пусть Баррикелло во второй половине сезона обыгрывает его в квалификациях и по скорости на дистанции, Дженсон все время где-то рядом. И если он пройдет так оставшиеся два этапа, основную угрозу будет, на самом деле, представлять только Феттель