Торопись не спеша
В принципе уже давно было ясно, что Льюису Хэмилтону не удастся в этом году защитить свой титул, но именно сегодня на Гран-при Италии наступил тот день, когда британец технически сложил полномочия чемпиона мира. Естественно, не о том он думал, атакуя до последнего в Монце, но точка, которую поставила авария на последнем круге при гарантированном подиуме, получилась жирной и эмоциональной...
За четыре гонки до финиша претендентов на чемпионскую корону осталось четверо. Реально их столько и было до сегодняшнего дня, но после финиша гонки в Монце все остальные пилоты, начиная с Кими Райкконена на пятой позиции с 40 очками, выбыли по математическим соображениям. Впрочем, по соображениям логическим паре кандидатов от «Ред Булл» Гран-при Италии оставил лишь призрачные шансы, и хотя Себастьян Феттель отказывается сдаваться до тех пор, пока его не постигнет участь остальных 20 (с учетом всех произошедших замен) участников чемпионата, от продолжающего лидировать Дженсона Баттона его отделяет 26 очков. Положение Марка Уэббера и того хуже 28,5, и это значит, что парням придется отыгрывать по шесть-семь-восемь очков за этап, чего ними не случалось даже на пике формы «быков». Гораздо проще проиграть на следующем этапе четыре и полтора очка, и забыть о титуле. А ведь еще недавно австралиец был самым результативным пилотом в период с испанского по венгерский Гран-при он набрал 42 очка, вышел на вторую позицию личного зачета и вполне серьезно рассматривался более сильным претендентом, чем, например, молодой Феттель.
В последнее время звание самого результативного перешло к Рубенсу Баррикелло и Кими Райкконену, единственному пилоту, который в последних четырех гонках ни разу не промахнулся мимо подиума (пусть сегодня и не без помощи Хэмилтона). Кстати, «Феррари» продемонстрировала стабильность попадания в тройку призеров на широком спектре автодромов, а это, в свете того, как в этом году меняется расстановка сил в зависимости от трасс, очень полезное качество, которое команде нужно не забыть захватить с собой в следующий сезон.
С тех пор, как Дженсон Баттон перестал выигрывать, прошло шесть гонок, и за это время его напарник насобирал 31 очко. Дженсон иногда любит поупражняться вслух в несложных подсчетах своих шансов, и если в ближайшее время он ими снова озадачится, то сможет рассказать, что за последние три гонки Рубенс в среднем отыгрывал у него по четыре очка. А значит, 14-ти очков за четыре гонки до финиша ему может и не хватить.
В последний раз, когда за титул соперничали напарники Хэмилтон и Алонсо в «Макларене» в 2007 году, атмосфера в команде была крайне накаленной, и корона сбежала к Кими Райкконену. Пилоты «Брауна» сегодня на пресс-конференции дружелюбно поздравили друг друга с командным успехом, Росс Браун обещает обойтись без фаворитизма, так что борьба ожидается честная и чистая. Тем более что прессинг соперников извне значительно ослаб в «Брауне» ожидают, что у «Ред Булл» осталась только одна сильная гонка, в японской Сузуке
Но вернемся к событиям в итальянской Монце. Сегодня, подводя итоги, я бы выделила три момента для обсуждения: противостояние стратегий, скорость «Форс-Индии» и аварию Льюиса Хэмилтона.
Победные тактики в этом году не отличались большим разнообразием, ну разве что Рубенс Баррикелло иногда пытался вырваться вперед за счет трех дозаправок, а так все совершали свои стандартные два пит-стопа. Поэтому приятно, что в Италии стратегия с одной остановкой оказалась лучше и позволила тому же Баррикелло одержать победу при старте с пятой позиции. Честно говоря, хотя этой стратегии и последовали все гонщики, кроме первой тройки в квалификации, в целом, как продемонстрировал Льюис Хэмилтон, преимущество она давала не такое уж и большое. Прямо скажем, малейшая заминка на пути «Браунов» в лице Хейкки Ковалайнена, который со своей ролью не справился, или Фернандо Алонсо, надежды которого на стремительный старт с KERS не оправдались, и действующий чемпион мира еще бы подергался. Так что все зависело от реализации: со стороны Баррикелло и Баттона она была безупречной, после их единственного пит-стопа даже трафика вокруг болидов не оказалось, так удачно все было спланировано.
Льюис вплоть до последнего прохода «Лесмо» тоже все делал идеально, хотя и не оставляет ощущение того, что, оставаясь в рамках двух пит-стопов, команда все же могла чуть-чуть улучшиться. Например, зная, что «Брауны» остановятся в районе 30 круга, заправить болид Хэмилтона на первом пит-стопе чуть дольше, чтобы продлить тот период, когда Рубенс и Дженсон потяжелели, а Льюис летел по трассе, отыгрывая у них по секунде. В реальности у него было всего четыре круга и не хватило каких-то 3,5 секунд. Впрочем, тогда могла возникнуть проблема с трафиком Или, скажем, еще накануне запланировать чуть более длинный отрезок, пусть даже рискуя поулом, при том преимуществе, с которым англичанин выиграл в субботу, он бы даже Райкконену не уступил.
Пожалуй, удачным примером превосходства стратегии Льюиса стала заочная борьба с его собственным напарником. Правда, здесь вмешался еще один фактор шины. В случае Рубенса Баррикелло и Дженсона Баттона две противоположные тактики (бразилец начинал на средних, а британец на мягких), не выявили большого преимущества того или иного выбора, но для Хейкки Ковалайнена старт на основных покрышках стал решающим в провале на первых кругах. К слову все пилоты, которым удалось хорошенько продвинуться на старте и в итоге в гонке (Хайдфельд, Физикелла, Накадзима), начинали на опциональных
«Форс-Индия» кроме еще одного результативного этапа, который лишь чуть-чуть не вылился во второй подряд поул и, не будь, например, ошибки на втором пит-стопе, даже подиум, снова отличилась плотным преследованием «Феррари» по дистанции. Как две недели назад Джанкарло Физикелла неотступно следовал по пятам Кими Райкконена, так и сегодня Адриан Сутиль изучил все детали диффузора и заднего антикрыла болида финна. Витантонио Лиуцци также оставил крайне приятное впечатление, опередив в начале гонки Ковалайнена в борьбе за шестую позицию. Если бы не техническая проблема, с его тактикой он бы финишировал позади напарника. Что ж, небольшим утешением Виджаю Маллье может служить первый в истории команды лучший круг, который записал на счет Адриан. Естественно, на следующих Гран-при ожидается возвращение команды в середину пелотона, но вот вопрос на какое место. По числу набранных очков после летних каникул «Форс-Индия», как это ни удивительно, занимает четвертую позицию после «Брауна», «Феррари» и «Макларена».
Наконец, Льюис со своей аварией напомнил мне прошлогоднюю дискуссию по поводу его маневров против Кими Райкконена в «Автобусной остановке». «Тормозить или резать?» таков был вопрос после той гонки, и он по духу очень похож на сегодняшний: «Довольствоваться третьим место и сохранить подиум или атаковать изо всех сил?» Хэмилтон всегда отвечает одинаково давить до последнего, даже рискуя всем. Таков Льюис, считает Мартин Уитмарш. Хотя, знаете, однозначного ответа на эти вопросы не существует. В Монце, например, можно было поумерить пыл, руководствуясь хотя бы простой статистикой, которая не блещет обгонами на последнем круге, даже если первый сектор оказался быстрейшим за последние час с хвостом.
Макларен на этой тактике должен был приезжать 3 и 4. И где ЭТО?
2 checker
Ковалайнен прошел феноменальный квалификационный круг с загрузкой топливом. Брауны чуть не проиграли гонку до 1-го питстопа, когда Льюис чуть не создал разрыв, позволявший ему выехать после 2-го питстопа первым. Брауны так в этой гонке не достигали такого темпа.
Два питстопа давали проигрыш 4-10 секунд. Возьмите калькулятор и убедитесь сами.
PS Все, вынужден откланяться:)
Одна поправка - гоночный темп без учёта трафика, меняющейся температуры, износа шин и неисправностей в машине. Т.е. идеальный гоночный темп - как было бы, если бы.
И ещё. Я так понимаю, Вы взяли темп 2-й части квалы и приплюсовали туда ориентировочную потерю на круге, исходя из загрузки?
----
Вы сравниваете несравнимое. Разная резина, разная загрузка, разная степень износа. Гораздо показательней сравнивать 2 и 3 отрезок непосредственно после питстопа. Резина одинаковая, загрузка одинаковая. Смотрим на круги:
17 1:26.358
18 1:26.212
19 1:26.298
20 1:26.104
21 1:25.938
против
36 1:25.613
37 1:25.579
38 1:25.405
39 1:25.287
40 1:25.277
Потеря в среднем больше чем пол секунды на круге по сравнению с самим собой. Вот именно на этих кругах Гам и проиграл гонку.
Вот это и есть первопричина избрания Брауном такой тактики. Каждый использовал свои плюсы, керсовики - старт, Браун - дистанционный темп, не будь изначально этого темпа и заливаться так основательно не было бы особого смысла.
Так Райконнену можно предъвить что слил второй первый отрезок, а Росберг второй.
КЕРС тут непричём. Тут именно плюсы Брауна
А теперь складываем время прохождения кругов Гама на 2 отрезке и на 3 отрезке. 2-й отрезок суммируем круги с 16 по 33 включительно - получаем 26:05.3. Складываем 3-й отрезок круги 35 - 52 - получаем 25:56.0. Таким образом одну и ту же дистанцию на 3-м отрезке Гам прошел на 9.3 секунды быстрее, чем на втором.
В общем, если бы Гам на втором отрезке ехал в темпе 3-го, то выскочил бы перед Бариком.