Заветы прошлогодних фаворитов
В какой-то мере нынешняя борьба за титул начинает мне напоминать прошлогодний чемпионат, когда Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса боролись не столько за очки, сколько за то, кто из них совершит меньше ошибок или привлечет на свою голову меньше проблем. Четверку претендентов на корону этого года лихорадит ничуть не меньше, а ведь до конца сезона остается шесть Гран-при, и еще не вступил в игру один из главных факторов – чудовищный прессинг решающей схватки…
Взять Дженсона Баттона. Победитель шести этапов уже четыре гонки не был на подиуме и даже на его ближайших подступах. Сегодня у «Брауна» была превосходная машина, сам англичанин в итоге даже показал круг в гонке быстрее своего напарника – победителя Гран-при Европы Рубенса Баррикелло, но финишировал только седьмым. И то, можно сказать, повезло, потому что «Ред Булл» завалил последний пит-стоп Уэббера и вместо того, чтобы на очко сократить отрыв от лидера чемпионата, подарил ему два.
Марк Уэббер две гонки подряд после своей победы на «Нюрбургринге» борется с обстоятельствами – не слишком подходящими трассами и высокими температурами. Сегодня еще и с последней остановкой просчитались, когда оставили австралийца на один лишний круг по сравнению с Баттоном – он только потерял время за Ковалайненом.
Себастьян Феттель вообще сошел в пяти Гран-при из прошедших одиннадцати – это почти половина, что просто недопустимо, когда претендуешь на титул. Ладно, он не сильно отстал в группе спотыкающихся преследователей Баттона, но вот ситуация с моторами для болида немца складывается крайне неудачно.
Два агрегата, приказавших долго жить в Валенсии, добавились к той паре, что уже успела пострадать в Монако и Турции. В среднем примерно один убитый мотор на три гонки. Итого у Себа на шесть этапов до финиша осталось четыре двигателя разной степени износа. Мы сегодня долго путались в показаниях, сколько же у него новых, еще не побывавших на Гран-при движков, но окончательный (и надо сказать, официальный, согласно документам ФИА) вариант – два. А впереди как раз два этапа, требовательных к моторам, которые в прошлом году заставляли команды использовать тогда существовавшие «джокеры» – одна замена на пилота без штрафа в виде 10 мест на старте, – с тем, чтобы разбить тяжелую последовательность и дать по свежему мотору как на Спа, так и на Монцу. Ресурс силового агрегата, естественно, превышает дистанцию трех гоночных уик-эндов, в конце концов, ограничение в восемь двигателей на 17 этапов даже в идеальном случае подразумевает использование одного из них в таком режиме, однако «Ред Булл» уже готовится получить 10 мест на старте за девятый мотор. «В какой-то момент мы неизбежно получим штраф, потому что, да, движки заканчиваются», – смирился босс «быков» Кристиан Хорнер.
Некоторые болельщики наверняка уже начинают списывать Себастьяна со счетов и для себя решили, что команде, в которой один гонщик находится в заведомо невыгодном положении, пора принимать решение о поддержке его напарника. Но для того, чтобы узнать ответ «Ред Булл» на эту дилемму, нужно дождаться этапа, в котором гонщики будут идти по дистанции рядом, к тому же есть такое чувство, что австрийская команда будет держаться до последнего: Феттель – их будущее, о чем напомнил подписанный накануне Гран-при контракт на ближайшие два года плюс опция, а Уэббер – гонщик еще на один сезон.
Рубенс Баррикелло. За короткий срок (по крайней мере, по меркам календаря «Ф-1» это два этапа) бразилец прошел от «Я не хочу видеть эту команду» в Германии до «Хочу всех поблагодарить» в Валенсии. За то же время он совершил экскурсию со второй строчки зачета пилотов на четвертую и обратно, на вторую.
Сегодня к Рубенсу претензий нет. Он был быстрее напарника на протяжении всего уик-энда, он же, стартуя в гонке с третьей позиции, заставил «Макларен» сдать сначала пешку – Хейкки Ковалайнена, а затем и ферзя – Льюиса Хэмилтона. Именно из-за темпа Баррикелло на мостике «серебряных» начали дергаться и устраивать рокировки в плане второго пит-стопа, виртуально перемещая британца на 38-й круг, а финна вперед – на 37-й, из-за чего и произошла ключевая заминка всего Гран-при.
Вы можете не верить словам Мартина Уитмарша о том, что не во время лихорадочного спринта с покрышками к уже припаркованному и заправляющемуся болиду Хэмилтона была упущена победа, но сухая статистика говорит, что босс «Макларена» душой не кривил. Начать хотя бы с того, что Баррикелло оставил подсказку о том, какой отрыв нужен для сохранения позиции, еще на первом пит-стопе. К моменту дозаправки Льюиса он отставал на 8,8 секунды, а после своей остановки выехал позади всего в 3,2, то есть за четыре круга, разделивших эти два события, отыграл 5,6 секунды. К решающему моменту с мостика «Брауна» пришла просьба сократиться до двух секунд, но даже тех 3,6, что успел сделать Рубенс, немного с напрягом, но должно было хватить. Близко, всего 0,6 секунды, однако это позволило бы ему выйти на два корпуса впереди… Можно добавить, что Кими Райкконену для того, чтобы отыграть 4,3с у Хейкки Ковалайнена, хватило всего два круга.
Чуть больший выигрыш Баррикелло (0,8) получается, если отталкиваться от пит-стопов «Макларена». О том, сколько времени должен был провести на пит-лейн Хэмилтон, если бы все прошло безупречно, можно судить по официальному хронометражу отметившегося на следующем круге Ковалайнена: от заезда до выезда Хейкки потратил 20,407 секунд. Значит, потеря Хэмилтона составила пять секунд с хвостиком (его данные показывают 25,599), которые и нужно отнять от тех шести, что разделили соперников на финише 41 круга.
Разумеется, баловство с цифрами не может участь разнообразие сопутствующих факторов, вроде наличия магической кнопки «буст» у «Макларена», или того, что действующий чемпион мира на выезде сразу уткнулся в Нико Росберга (правда, немец очень быстро от него уехал). Или, например, того факта, что пит-стоп Баррикелло, скорее всего, состоялся на круг раньше (то есть бразилец мог отыграть и больше), поскольку в тот момент по трассе ковылял на трех покрышках Казуки Накадзима, часть ее была закрыта желтыми флагами, а в случае неудачной преднамеренной или невынужденной парковки пилота «Уильямса» директор гонки мог выпустить машину безопасности.
В целом, была бы борьба за лидерство, или нет, Уитмарш прав, отмечая проигрыш «Брауну» в темпе. Все-таки второй отрезок действующего чемпиона был недостаточно хорош – с одной стороны команда просила его нарастить отрыв, с другой – сэкономить топлива на один дополнительный круг, а сам гонщик рапортовал о проблемах с балансом. Баррикелло в то же время был безупречен и выдавал быстрые круги в лучших традициях подопечных Росса Брауна. Остается только напомнить, что в следующем году подобные фокусы на пит-лейн будут стоить раза в два дороже, поскольку дозаправки, подарившей «Макларену» время на освобождение шин от термочехлов, уже не будет. И да, чехлы останутся.
Напоследок небольшое замечание о KERS. Все уже привыкли к тому, что «буст» – инструмент стратегический, и заметнее всего помогает на старте гонки. Пожалуй, Гран-при Европы стал первым, в котором данный аспект соперники, не имеющие этой системы, начали принимать всерьез, планируя свою квалификацию. Сначала Нико Росберг, комментируя седьмую стартовую позицию, отметил, что осознанно заправился больше, чтобы выпустить вперед машины с KERS, которые все равно достанут его в первом повороте. За счет более позднего пит-стопа немец планировал отыграться. То же самое задумал и Росс Браун. В ретроспективе, получилось «50 на 50». Нико ничего не выиграл, финишировав за всеми тремя «заряженными» болидами, которые перед ним и стартовали. Рубенс Баррикелло выиграл все.
Но есть еще один пилот, для которого такая стратегия оказалась слишком консервативной и в итоге губительной – Дженсон Баттон. Основная проблема старта перед соперниками с KERS, как отмечал тот же Росберг, состоит в том, что в первом повороте вдруг со всех сторон оказываются дополнительные соперники – как в этой ситуации проколоть колесо, наглядно продемонстрировал Хэмилтон в Германии. Трудности старта позади – это уже довольно далеко позади. И там начинается обычная толкучка, в которой сегодня и пострадал Дженсон Баттон: сначала его тормознул Феттель, потом Алонсо, затем англичанин сам вылетел за пределы трассы, и в итоге все закончилось возвращением, во избежание штрафа, позиции Марку Уэбберу.
Так что окончательная выгода неясна, но новое стратегическое измерение открыто. Интересно, как им распорядятся в Спа и Монце, где, по словам Дженсона Баттона, «KERS нас просто уничтожит».
///
_А то есть все остальные до этого - нет?? Умываю руки..._
это перл перлов, вы логику в школе мимо проходили? это настолько просто, что дам вам самому подумать над ошибкой.
///если бы не сутиль (вроде бы он подскользнулся на одном из последних поворотов)
///
_О чём говорить, если у тебя видимо всё понимание Ф1 основывается на «вроде бы»?_
еще одно докозательство, что логики ни в школе, ни в уни не было, а зря.
вашу бы память, да в правильную логику, цены бы не было. значения не имеет, глок или сутиль, на сухой резине по лужам ехал.)))
///
Фактор афроангла в 2008 проявился ничуть не меньше - в Италии налажали с резиной в квале, в Японии просто-таки умилительная клоунада от Хэма. Итого в двух гонках где Макларен мог победить, Хэм набрал ДВА очка. ДВА вместо ДВАДЦАТИ, в завершающей фазе сезона!
Где был сам Масса те гонки??
Почему Кими САМ выиграл обе проблемные гонки Хэма в 2007, причём вообще невзирая на его косяки?
Значит ему ещё и Бразилию надо было слить? А не жирно ли Массе будет СТОЛЬКО подачек?
Так держать, Алексей
Я не оспариваю что титул-2008 нулевой - я так действительно считаю.
Но причина не в том что по таблицам у Массы 6 побед а у Хэма 5.
Причины в другом совсем.
Баттон пока отличных гонок имеет явно больше чем провальных и по праву возглавляет первенство, но тенденция мне не нравится.
Андрей, по информации Попова Кова сам не захотел на эту гонку короткобазную версию, как у ЛХ.
«.. что бы чувствовать себя увереннее.»(с) ХК