I’ll do it my way
Тем, кто пристально следил за развитием событий вокруг американской команды USF1, вчерашняя презентация на канале SpeedTV принесла скорее разочарование, чем повод для оптимизма и раздумий. Отцы-основатели – Питер Уиндзор и Кен Андерсон – не поленились, до вторничного ток-шоу раздали столько интервью, что узнать что-то новое уже было довольно проблематично. Мне это напомнило прошлогодний приход Виджая Малльи: повода для того, чтобы устроить праздник, не было, новая машина была не готова, но о-о-о-очень хотелось. Поэтому индийский миллиардер и организовал презентацию... гонщиков.
Впрочем, а чего было ожидать? Что представят пилотов, покажут готовый болид? Нет, конечно, это была всего лишь презентация проекта. Но как-то хотелось, чтобы идея, зерно которой уже заронили в сознание болельщиков, начала расти в некие более конкретные формы. Понятно, что все сразу спрашивают про гонщиков. Но давайте оставим в покое Данику Патрик, Скотта Спида, Кайла Буша, Марко Андретти, Грэма Рэйхола и прочих американцев, которым прочат местечко в «Формуле-1». Какой вообще смысл сейчас обсуждать кандидатуры пилотов (и роль женщин в «Ф-1» в том числе), если их пока некуда сажать? Начать можно было бы с того, кто, собственно, будет проектировать то, куда сажать, и кто будет за это все платить. Но, несмотря на то, что Андерсон в одном из интервью упомянул, что все ключевые позиции заполнены, а Уиндзор отметил, что они всегда планировали представить проект публике в тот момент, когда начнут набирать персонал, конкретных имен сотрудников конструкторского бюро, или названий партнеров-спонсоров мы так и не услышали. Знаем только, что Кен будет руководителем команды, Питер – спортивным директором, а в предполагаемых мотористах – все автопроизводители королевских автогонок, прямо хоть конкурс устраивай на самое дешевое предложение мотора в обмен на рекламу на американском рынке.
Создатели USF1 уверены, что с технической стороной проблем у них не будет. «Большинство технологий «Ф-1» создается в Америке» – цитата текущей недели. К сожалению, это вовсе не означает, что болид соберется из этих идей самостоятельно. И уж, тем более, ниоткуда не следует, что если в США строят «Стелс», то соорудить гоночный автомобиль – два раза плюнуть. Эдриан Ньюи, вон, строил победные «Уильямсы» и «Макларены», но это вовсе не означает, что его новый «Ред Булл» выиграет чемпионат…
Но ладно, в сторону неоправданные ожидания. Команда, можно считать, только родилась, и дальше, с учетом тесного сотрудничества Уиндзора с каналом SpeedTV, возможно, она начнет представлять публике все новые и новые подробности. Так сказать, вести зрителя с самого начала, с нуля и до того момента, как болиды USF1 впервые выйдут на старт, возьмут первое очко, первый подиум… В конце концов, одной из ключевых идей конюшни Андерсона и Уиндзора является ее доступность для зрителя. Так почему бы не показать ему весь процесс? Заодно и «Формуле-1» предоставить урок того, как надо создавать конюшни и управлять ими.
Собственно, лейтмотив всей презентации: мы знаем дешевый путь к успеху, наша команда – показательный пример для всех нынешних и будущих участников чемпионата. Если задуматься над этой идеей небогатой конюшни-конструктора (а о том, чтобы не строить шасси, а покупать его у кого-то из действующих, не идет и речи), если обратить внимание, на то, сколько слов о поддержке ФИА и ФОМ было сказано за последнее время, то сложно не заметить, что USF1 представляет из себя команду именно того типа, который сегодня хочет привлечь Мосли с помощью своего курса на снижение расходов. Вспоминая историю с приходом в чемпионат «Продрайва», который основывался на обещаниях легализации клиентских шасси, можно даже в какой-то мере предположить, что и создатели американского проекта располагают некими, скажем, гарантиями от верхушки «Ф-1». «Через три-четыре года все изменится до неузнаваемости, и настанет наш час», – считает Уиндзор. А нам стоит задуматься – знает ли он что-то такое, чего пока не знаем и не можем предсказать мы?
USF1 собирается работать на принципах самоокупаемости – сегодня, утверждается, у нее есть стартовый капитал, при этом Андерсон и Уиндзор твердо стоят на том, чтобы команда оставалась в их руках, и лишь малая ее часть принадлежала третьей стороне. Предполагается, что проект будет работать с мелкими технологическими партнерами и спонсорами – такая схема более робастна в условиях экономической нестабильности, когда уход титульного спонсора (всего-то нелады в одной компании) может поставить крест на всем предприятии. Если с такими принципами USF1 доберется до стартовой решетки, а Макс останется у руля ФИА, то он вполне может использовать методы работы американской конюшни в качестве образцово-показательного примера для продвижения мер удешевления «Ф-1», например, для введения бюджетных ограничений.
Но финансовые вопросы – не единственная сфера, в которой USF1 хочет преподнести «Формуле-1» урок. Пока Уиндзор обитал в сердце NASCAR, он, по собственному признанию, понял, что «Формула-1» неправильно работает со своим зрителем. Атмосфера элитарного, закрытого клуба, на который простые смертные с обычными билетами могут посмотреть одним глазком – вовсе не то, что хочет для своей команды известный журналист.
Вот вы хотели бы совершить экскурсию по штаб-квартире «Феррари» или «Макларена», посмотреть на весь процесс создания автомобиля – от чертежной доски (не смейтесь, кое-кто продолжает чертить по старинке) и до сборки, взглянуть на экраны компьютеров, где строится сложная визуализация аэродинамического потока с помощью программ вычислительной гидродинамики, узнать подробности работы с моделями в аэродинамической трубе, посмотреть на то, как Льюис Хэмилтон наматывает круги на суперсимуляторе, посидеть в болиде, понажимать на кнопочки? Конечно, а какой фантик «Формулы» не хотел бы проникнуть в святая святых, вместо того, чтобы жадно собирать по крупицам информацию в интернете?!
USF1 как раз и хочет стать такой вот user-friendly командой, открыть болельщикам двери в увлекательный, но сложный и непонятный мир «Формулы-1». Восхитительная перспектива, хотя вряд ли на эту идею клюнут «Феррари» с «Маклареном», или толпы европейских болельщиков устремятся в Шарлотт специально, чтобы посетить штаб-квартиру американской конюшни. Несколько далековато от обычных путей, на уик-энд не сгоняешь.
Да и с другой стороны… Дочитайте цитату Уиндзора до конца: «Одной из проблем «Формулы-1» здесь в Америке было то, как команды подавали себя зрителю. Из-за такого отношения фанатам сложно было понять, что же такого особенного в «Формуле-1». Например, мне, как болельщице, совершенно не нужно понимать, чтобы любить. И на вопрос, что же в ней такого особенного, я ответила сразу, еще даже не закончив перевод – в частности, окружающие ее тайны.
Это как в детстве, в период дикого дефицита всего, добыть новую книжку – радости на несколько дней, а потом еще и поменяться можно на следующую! Сейчас зашел в интернет, и через несколько часов, ну ладно – суток, стопка литературы у тебя на столе. Были бы деньги, а в остальном – быстро, удобно, вошло в привычку и уже не доставляет столько удовольствия.
Вот наставит USF1 у себя веб-камер на базе и в боксах, и будем мы сидеть в интернете (как раз Макс недавно намекал, что интернет плохо задействован «Формулой»), щелкать мышками и смотреть, а что же сейчас на столе у главного дизайнера, а на какой стадии сборка болида, а что там ковыряют механики USF1, когда у «Макларена» все зашторено, не успела машина на пит-лейне остановиться… Звучит здорово? Наверное, но что-то такое есть в этой атмосфере секретности и недосягаемости, что присуща «Формуле-1». Что-то особенное.
нет, Merzus прав. Еще,если знаете, сын Сталина лично руководил программой которая создавала Сокол - машину Ф2 цельнотянутую из трофеиного Ауто-Юниона вроде. Если не ошибаюсь ее выставили на одну гонку, квалификацию она не прошла и проект забросили.
Форс-Индия команда Индии? Она команда одного индийца, который пожелал назвать свою команду именно так а не иначе. А мог бы назвать Форс Раша, например если бы учился в РУДН в свое время. Болели бы мы тогда за нее? а за Мидланд?
Приведенный пример с Простом, конечно, на слуху, но главная проблема там была в том, что человеку и деньги и техническая база упали с неба на голову (Флавио пристроил команду), и как это обычно и бывает в таких ситуациях, всё было профукано на корню. Команда французская? Давайте нам двигатель Пежо! Ничего, что Пежо был двигателем из каменного века в отличие от Мюген-Хонды... И т.д.
А ребята из USF1 мне в общем-то понравились. Начиная со слов о том, что они хотят в первый сезон просто научиться добираться до финиша, во второй начать бороться за очки. Это правильный подход для организации создаваемой с нуля. И поэтому здесь неприменимы аналогии с БАРом. Рейнард, Поллок и Вильнёв заявляли о борьбе за чемпионский титул... И тем просто заранее записали себя в число болванов и болтунов. Первый сезон команды это в полной мере подтвердил.
И можно вспомнить Джанкарло Минарди. Бюджет, которым он располагал, тоже казался всем без исключения соседям по паддоку утопическим. И ничего, мышины выходили на старт и добирались до финиша. Почему бы американцам не достичь того же в первый год с сопоставимыми ресурсами???
Американский менталитет и прочая ерунда - это не про USF1. Вся что говорится об америке и её технологиях - это маркетинг, рассчитанный на привлечение спонсоров из Штатов, или спонсоров, рассчитывающих на Штаты. А менталитет-то там во главе вполне себе европейский. Проблемы я предвижу не с менталитетом, или ресурсами, а с расположением баз, например. Как уже правильно было замечено - для каждой работы по машинам гонять их через атлантику? Так это надо сразу свою авиакомпанию заводить! А уж как это отражается на координации работы департаментов...
А вообще я не устаю удивляться реакции на новости: в период, когда гоняться скоро будет некому, новость о появлении нового проекта воспринимается в ключе «они недостаточно хороши...»
Посмотрим на очередное воплощение американской мечты)))))
А что до того, что смогут сделать американцы, то я напомню, что в области венчурного бизнеса это страна #1. В принципе понятно, что они сделают. Финансирование они сделают через фокус в телевидении и интернете, через что-нибудь вроде сериала о команде. Такие сериалы легко поднимают до 10 миллионов выплат участникам. В сериале, естественно, будет масса product placement технических спонсоров команды. В роли этих спонсоров выступят компании прмиальных автокомпонентов (для тюнинга в том числе), для них США - рынок #1. Таким образом, эта команда будет присутствовать на крупных каналах не 20-30 часов, как все, а 40-60, вот и считайте рекламные доходы.
Научно-исследовательские работы в США и производственные заказа в США раза в 1,5-2 дешевле, чем в Британии и Германии, тут и курс доллара, и законодательство, и инфраструктура. Штаты вообще недорогая страна. Да и высокотехнологичные материалы у них сильно дешевле-при их-то масштабах производства. Так что по расходам у них необходимый минимум будет меньше, чем в Европе.
Ну никак это не Виджай Маллья, обожающий спорт миллиардер,чей папаша сделал деньги на изготовлении дешевого пива для рынка миллиардной Индии.
Коллеги, вы совершенно правильно реагируете на эти мягко сказано наивные призывы А.И.Белогорцева. И я в очередной раз, мне не трудно помочь разобраться коллегам по форуму, хочу обратить ваше внимание на его возраст и происхождение в профиле. Многие ваши вполне справедливые слова сразу же отпадут, если вы представите себе этого 73-летнего человека над клавой с такими идеями в голове, или я не прав?
Я уже пробовал неоднократно вызвать его на прямой диалог по другим веткам, чтобы как то объяснить ему всю иллюзорность его видения, но он пока отмалчивается, т.к. видимо еще пока борется с ресурсом и не может освоить наши примочки. Хотя у некторых коллег здесь есть мнение, что это молодой прикольщик удачно «косит» под старика. И вот так лохануться с юмористом мне не интересно Ну что же поживем-увидим