5 мин.

Не спрятаться, не скрыться

Просто какая-то ирония судьбы: уехать из зимней Европы на тесты в теплый Бахрейн и наткнуться там на самую настоящую песчаную бурю! На предыдущих испытаниях в Портимане под дождем можно было хоть немного покататься на промежуточных покрышках, провести простенькую проверку работы систем, в Бахрейне же песок оказался куда хуже ливня – это лужи сохнут, а тут трек пришлось расчищать.

 «Тойота» со своими громкими заявлениями о том, что за погодой нужно ехать на Ближний восток и только туда, теперь выглядит довольно глупо. Еще глупее ситуация выглядит, если узнать о том, что финансовая разница между тестовой сессией в Хересе и оной в Сахире составляет аж полмиллиона евро. Вот такая экономная формула – больше денег, меньше километров. Следующим шагом ФИА после сокращения испытаний должен стать запрет на посещение экзотических автодромов!

Но, даже несмотря на потраченные впустую почти два дня из четырех, положительные стороны тестов на «Бахрейн Интернэшнл» сложно проигнорировать. Например, Фелипе Масса, который работал с F60 во вторник и прошел аж 17 кругов в среду перед тем, как хозяином трассы стал песок, заметил, что прошлый раз в Мюджелло болидом управлять было сложнее, ему не хватало устойчивости. Теперь же, у бразильского гонщика появилась уверенность в поведении автомобиля, и он добавил: «Кажется, мы нашли верный трек для улучшения настроек»…

Итак, время бодрых заявлений команд на презентациях болидов прошло. Сейчас озвученные надежды на то, что именно их дизайн окажется законодателем мод в новом регламенте, сменились первыми вздохами облегчения – ох, со всеми этими изменениями могло быть гораздо хуже! Ведь, начиная с чистого листа, напортачить гораздо проще, нежели найти верное направление. Но, глядя на результаты тестов, только иногда можно идентифицировать врожденные проблемы болидов, как, например, в прошлые годы с «Хондой». Бывает же совсем иначе, и далеко ходить за удачным примером не нужно. Достаточно вспомнить прошлогодний «БМВ-Заубер», который за межсезонье так выложился в видевшийся поначалу неудачным болид, что позже даже пришлось задаваться вопросом: а не связано ли затормозившееся развитие болида во втором полугодии с тем, как баварцы растратили силы в первом?

Сейчас, правда, по первым сухим тестам выделить аутсайдера или фаворита, кажется проблематичным. Ну, кроме «Торо Россо», естественно, которая продолжает наматывать круги на прошлогоднем болиде, и, соответственно, возглавлять протоколы за явным преимуществом в районе двух секунд. В Бахрейне результаты «Феррари», «Тойоты» и «БМВ-Заубера» оказались на удивление плотными, так что беспокоиться о форме этой тройки пока нет особых причин. А вот Хересе на протяжении трех первых дней, когда Пике-младший, а за ним и Алонсо, крепко держались за последнюю строчку протокола, начали возникать некоторые опасения по поводу порядка во французском королевстве. Особенно с учетом того, что «Рено» упорно двигает дизайн носа R29 в направлении, противоположном распространенному тренду узких и длинных обтекателей. Болельщики-то надеялись, что чем ближе к Мельбурну, тем более эстетичным будет становиться болид, но вместо этого массивный нос получил развитие – свисавшая с него «юбка» стала еще больше. Если бы еще результаты не улучшились, фантазию отдела аэродинамики можно было бы поругать. Но в пятницу, когда Фернандо взялся на настройки, дела пошли в гору, испанец отметил улучшение характеристик болида и в сухом остатке всего на 0,2 секунды отстал от Льюиса Хэмилтона на «Макларене» с прошлогодним задним крылом. Неудивительно, почему из оставшихся тестовых сессий, восемь дней за рулем R29 проведет двукратный чемпион мира, и только три – Нельсиньо Пике.

Этот «Макларен» с крылом образца 2008 года, кстати, стал своеобразной точкой отсчета для успехов остальных команд. В смысле, если кто-то был близок к его результату, то это сильно. Например в среду и в четверг ближайшей к этому гибриду машиной был «Ред Булл» – Феттель вообще уступил Хэмилтону какую-то тысячную, а Уэббер, в конце концов, работал с едва зажившей после перелома ногой. Да еще небольшие технические проблемы время от времени останавливали пилотов. Естественно, прыть «быков», впрочем, как и смелый революционный дизайн Эдриана Ньюи, не остались без внимания конкурентов – в какой-то момент Марку Уэбберу пришлось ждать разрешающего сигнала светофора на выезде с пит-лейн, так вокруг его болида собрался консилиум из представителей всех присутствовавших в Хересе команд, и рассматривали они детали задней подвески весьма беззастенчиво. Да, в отличие от «Макларена», который сразу прятался за ширмами, «Ред Булл» не постеснялся продемонстрировать фундаментальные идеи, которые наверняка не так-то легко скопировать.

«Серебряные», правда, также не побоялись «разукрасить» свой MP4-24 смесью парафина с флуоресцентным порошком, так сказать, визуализировать воздушный поток на глазах у соперников. Этот несколько нетрадиционный подход к аэродинамическим тестам заставил задуматься, с чего бы это «Макларен» сверяет данные с трека с полученными на компьютере и в трубе – не нарушилась ли калибровка, что приходится прибегать к рабоче-крестьянским методам? Но говорят, волноваться нечего, тем более что сравнение с расчетами производится не количественное, а скорее качественное.

А вот зачем Ковалайнен и Хэмилтон снова гоняли со старым крылом, объяснить сложно. В прошлый раз в Портимане все было просто – под дождем естественно не хватало сцепления, поэтому из предосторожности команда решила добавить прижимную силу на хвост. Но сейчас все было сухо, однако сразу после «визуализации» с легальным антикрылом его сменили на прошлогоднее. Пресс-служба «Макларена» прямо терялась в собственных объяснениях: в один день написали, что элемент 2009 года для высокой прижимной силы просто не готов (а что ездило накануне?), а затем выдали популярный на форумах вариант – команда симулировала прижимную силу, которая она собирается получить в ближайшем будущем. Судя по фото, получат они немало…

Разумеется, мы не знаем, что испытывали пилоты в тот момент, когда показывали свои лучшие результаты, например, активировался ли в тот момент KERS, или наоборот, нет. Но протоколы, какими бы нерепрезентативными они ни были, пока что вселяют небольшую надежду на то, что как минимум в одном предсказатели ошиблись – разрывы в результатах имеют все шансы быть довольно небольшими.