4 мин.

Разум и чувства

На Гран-при Японии Льюис Хэмилтон, можно сказать, не отклонился от статистического плана по удержанию лидерства в чемпионате: ему как раз можно со спокойным сердцем отдавать Фелипе Массе по два очка на каждом этапе и при этом сохранить лидерство на финише Большого приза Бразилии и сезона. Но вот от психологической стратегии на заключительные Гран-при британец отклонился. И очень серьезно…

Ведь не раз говорила команда, повторял и он сам, что на Гран-при Сингапура на него снизошло прозрение: главное для чемпионата – набирать очки. Поэтому никаких рисковых телодвижений, спонтанных или даже глупых атакующих маневров, и если стартующий рядом Кими Райкконен хочет в первом повороте проверить, у кого нервы крепче, пусть он себе едет, пожалуйста. Но разумные рассуждения о том, что для победы в чемпионате хорошо, а что плохо – одно дело. И совсем другое, когда прошлогодний обидчик в борьбе за титул со старта, еще и близко не добравшись до того самого первого поворота, уже впереди. Тут бы остыть лидеру чемпионата, вспомнить указы команды и собственные выводы, пристроиться вслед за Кими и терпеливо понаблюдать, как будут развиваться события на протяжении еще 67 кругов.

Но Льюис не был бы Льюисом, если бы его гоночные инстинкты в кокпите уступили место рациональному исчислению очков и мыслям о том, что красный болид впереди – это почти потерявший все шансы Райкконен, а не ближайший соперник Масса. Потому что болид впереди, это для Хэмилтона прежде всего противник, возможно даже, безликий и безымянный, просто тот, кого нужно обогнать, чтобы победить. Отсюда и контратака в первом повороте «Фудзи», достаточно оптимистичная, поскольку пришлось по пути и напарника заставить шарахнуться в сторону, и тормозить с дымом, теряя траекторию... По абсолютно тем же причинам – атака на Массу на втором круге гонки, вынудившая бразильца ошибиться и полезть, сломя голову, отыгрываться вплоть до столкновения.

Нет, не подумайте, это вовсе не упреки в адрес Льюиса. Даже наоборот, его рвение к победе на каждом метре дистанции вызывает лишь уважение и восхищение – если бы абсолютно все двадцать пилотов так дрались при каждой возможности, «Формула-1» была бы гораздо зрелищнее и интереснее. Но нельзя не признать, что в случае Хэмилтона имеет место конфликт холодного расчета и гоночных инстинктов, переплетенный с противоречием локальных и глобальных целей. Ведь кроме каждой отдельно взятой гонки, которые все, несомненно, очень хочется выиграть, есть главная дистанция длиной в 18 этапов. Как и на последних кругах каждого Гран-при, когда пилоты уже просто контролируют соперников и бережно везут болид к клетчатому флагу, на заключительных Больших призах сезона разумно поступить так же, не поддаваясь на провокационно предоставляющиеся шансы. А когда начинаешь метаться, пытаться успеть и там и тут, не ровен час, опоздаешь везде. Как год назад. Ведь наверняка напомнил болельщикам этот старт британца, например, противостояние на первом круге Гран-при Бразилии-2007 (тогда Хэмилтон не поделил трассу с Алонсо) – один из тех моментов, когда был упущен самый главный трофей...

В общем, не убедил сегодня Хэмилтон, что усвоил прошлогодние уроки, что обрел уверенность и готов делом подтверждать свои слова. Возможно, ошибка была невелика (и здесь имеется ввиду не вылет с трассы, за который был получен слишком жестокий штраф), и потери в личном зачете разумны, но именно таких психологических всплесков со стороны молодого лидера чемпионата в «Макларене» должны бояться гораздо больше, чем любого противника на трассе и вне ее.

Раз уж зашла речь о штрафах и тех, кто противостоит пилотам вне гоночного полотна, то ФИА сегодня, на мой взгляд, крупно перестаралась с наказаниями. Если в столкновении Хэмилтона с Массой еще можно было при желании усмотреть криминал сродни таранам Михаэля Шумахера в Аделаиде и Хересе – как-никак претенденты на титул бьются, и методы борьбы должны быть честными, а в инциденте того же Массы с Бурдэ пойти на принцип, проведя аналогию с предыдущим разворотом, то штраф Хэмилтона – вопиющее безобразие. Если внимательно следить за стартами всех гонок, разбирать все терки между пилотами в этой кутерьме, то можно сразу половину пелотона на первых кругах загонять на проезд по пит-лейн. С учетом того, что на многих Гран-при старт – самое интересное событие, на котором в основном и отыгрываются позиции, стюарды своими решениями абсолютно точно добиваются, чтобы пилоты не только всю гонку ехали как по рельсам, но и стартовали строго друг за другом, как на прогревочном круге или под сэйфети-каром…

Интересно, что ни «Макларен», ни «Феррари» не выигрывают уже три гонки подряд. Началось все с необычных погодных условий в Монце, затем была целиком «ненастоящая» – от света и до сценария событий на трассе – гонка в Сингапуре, наконец, в Японии лидеры Кубка конструкторов освободили дорогу без вмешательства дождя или машины безопасности. Оно и здорово – победа Фернандо Алонсо выглядит отнюдь не случайной, лидерство в гонке не свалилось на него с небес, а было четко спланировано на командном мостике и заслужено методичным наращиванием отрыва от Кубицы. Двукратный чемпион считает, что «Рено» сейчас определенно третья сила чемпионата, но если посмотреть на таблицу Кубка конструкторов, то обнаружится довольно любопытный факт: за осенние гонки (это четыре последних этапа) французская конюшня набрала 35 очков, что превышает достижения любой другой команды. Даже если виртуально приписать Хэмилтону десять очков вместо шести за Гран-при Бельгии, «Макларену» это все равно не поможет приблизиться к «Рено», а «Феррари», пусть с учетом этой судебной победы, не достает и до «Торо Россо». Вот они – прессинг лидерства, да внимание судей. Тут главное, междоусобной борьбой не увлечься и третьего кандидата вперед не выпустить. Как год назад. Ведь Кубица с «БМВ-Заубером» пока сохраняют все шансы на чемпионство…