Ключи от города
До сих пор чемпионат развивался достаточно предсказуемо. «Ферарри» выиграла те Гран-при, которые ей сулили по доброй памяти прошлогодних гонок или не столь удаленных во времени тестов. Соперники, в ожидании, когда череда подходящих «алым» треков закончится, терпеливо набирали те очки, что роняла Скудерия. Но сезон неумолимо движется к Большим призам, в которых год назад нынешние лидеры испытали горечь поражения, так что следующий этап в Монако становится едва ли не ключевым…
Но, собственно, почему, ключевым? Ведь гонка по улицам карликового средиземноморского княжества совершенно уникальна, ее технические характеристики находятся на краю шкалы настроек, в которой функционируют болиды, перемещаясь по материкам и странам, малейшая ошибка может привести к катастрофическим последствиям, погода может спутать все карты, а победителем не так уж и редко становится кто-то совершенно неожиданный. Ну, проиграет «Феррари» в Монако, и что с того? В самом худшем случае итальянская команда даже лидерства в Кубке не потеряет, хотя конечно, подпустит конкурентов на расстояние пары-тройки очков…
Но в том-то и проблема, что при всех неповторимых особенностях этой городской трассы, будет большой ошибкой закрывать глаза на ее результаты и делать вид, что они столь же исключительны, сколь и сам этап. Например, исход Гран-при Канады, как ни парадоксально это звучит, определяют именно по расстановке сил, сложившейся в Монако. Прошлогодний Большой приз Италии, показал, что и трасса в Монце также имеет кое-что общее с улочками Монте-Карло. Хотя снова, кажется, что может быть общего у самого быстрого и самого медленного треков? Наконец, в этом году уникальность Монако можно подвергнуть сомнению – в календаре появилось еще сразу две городских трассы. Причем одна из них – по улицам Сингапура – если верить расчетам «Хонды», требует еще большей прижимной силы, нежели всегда считавшийся самым экстремальным с этой точки зрения Монако. Добавьте сюда Венгрию и получите шесть гонок, расклад на которые, возможно, если погода не подкачает, будет оформляться в грядущее воскресенье. Почти половина от оставшегося чемпионата, причем три этапа расположены в его решающей стадии, близко к финишу сезона.
В чем же была причина прошлогоднего провала «Феррари» в Монако (если абстрагироваться от аварии Кими Райкконена в квалификации)? Из совокупности факторов, которые могли повлиять на явный проигрыш «алых» «серебряным», кто-то особо выделял более длинную базу F2007, кто-то сосредотачивался на аэродинамических особенностях, которые позволяли Скудерии блистать в скоростных поворотах, но делали ее неуклюжей в медленных, кто-то говорил о лучшем механическом сцеплении MP4-22 в медленных виражах, которыми изобилует Монако, и которыми заканчиваются длинные быстрые участки Монреаля и Монцы. Последнее, пожалуй, действительно схватывает главное различие прошлогодних болидов конкурентов, и например, недавняя публикация на сайте F1Pitlane дает не просто констатацию данного факта, но и интересное объяснение тому, что именно сделало «Макларен» столь сильным на перечисленных трассах. Ключевое слово здесь – J-демпфер.
Вы, конечно, помните тот второй шпионский скандал, который разразился в прошлом году. Одним из секретов, ставших достоянием общественности в результате утечки информации из «Макларена» в «Рено», был этот самый демпфер, и кстати, именно его функции не смогли правильно разобрать инженеры французской команды, что в некоторой мере повлияло и на решение Совета, никак не наказавшего подопечных Флавио Бриаторе. Что делают чудо-демпферы? В двух словах, их функции состоят в гашении колебаний подвески автомобиля, которые вызваны ее взаимодействием с шинами. Фактически, из-за большого диаметра покрышек, которые используются в «Ф-1», их боковины работают как пружины, осцилляции которых на неровностях асфальта чрезвычайно сложно, если и вовсе невозможно, контролировать. Разумеется, эти колебания часто работают в противофазе с подвеской и приводят к уменьшению пятна контакта шины с гоночным полотном. Особенно заметно этот эффект проявляется в медленных виражах, на кочках и поребриках (коими изобилуют перечисленные выше треки), где уменьшение сцепных свойств приводит к потере динамики разгона на выходе. Соответственно, J-демпфер призван гасить колебания (превращая энергию колебаний подвески и шин в энергию вращающейся внутри него массы), а значит, удерживает пятно контакта более менее постоянным, делая поведение болида более предсказуемым при пилотировании. Но самое главное – технология приносит 0,2-0,3 секунды на круге, что можно было наблюдать на примере «Рено», который начал ее использовать на тестах в Барселоне, а затем дебютировал в Гран-при Испании. Достаточно большой выигрыш, чтобы попытаться воспроизвести эту систему демпферов, чем, несомненно, и занимались команды в межсезонье. Специалисты утверждают, что на задней подвеске F2008 еще во время зимних тестов было замечено устройство, положением и формой весьма напоминающее J-демпфер. Другими подозреваемыми являются «БМВ-Заубер» (в котором Роберт Кубица говорил о силе F1.08 на медленных участках) и «Тойота». «Ред Булл» работает в данном направлении, но пока не использовал устройство в гонках.
Но нас в первую очередь интересует «Феррари», как самая прямая и явная угроза интриге чемпионата. В вотчине «Макларена» оснащенная его же лицензионной технологией Скудерия может серьезно подпортить ставки, которые общественное мнение делает на прошлогоднего триумфатора. Работу над ошибками Монако и Канады, «алые» похоже сделали: базу укоротили, демпферы внедрили, на медленных участках показывали лучшие секунды (здесь особенно характерен третий сектор «Каталуньи-Монтмело», на котором МР4-23 проигрывал F2008 полсекунды).
Правда, по тестам, которые прошли на той неделе на автодроме «Поль Рикар» совершенно невозможно проанализировать и предсказать, как оно все-таки сложится в грядущий уик-энд. Дело в том, что в прошлом году здесь же, в той же конфигурации трека, имитирующей Монако, лучшее время (1.05,614) показал Льюис Хэмилтон, а Фелипе Масса отстал от британца чуть более, чем на 0,1 секунды. В практиках, квалификации и гонке в 2007-м «Феррари» уже отставали от «Макларена» в среднем более, чем на полсекунды. В этом году в тестах ситуация обратная: быстрейший круг (1.05,381) остался за Кими Райкконеном, и снова чуть более десятой проиграл пилот, показавший второй результат – на этот раз это был Хейкки Ковалайнен. При подготовке к Канаде в этом году вообще, можно считать, нет никаких данных, поскольку последний день тестов, выделенный специально под испытания низкой прижимной силы, трасса была мокрой из-за дождя. Но в прошлом мае Кими Райкконен был лучшим, опережая Педро де ла Росу на 0,6. И где была «Феррари» в Монреале, помните?
«Считаю в 2000-м, имея огромный отрыв и однозначно зная о проблеме, Шум мог действовать и поумнее. По крайней мере максимально возможно сбросить темп и пытаться дотянуть до финиша. Он же вдавил тапку, пытаясь не допустить атаки приближающегося Кулька, которого еще ожидал плановый пит..."
Конечно, с такой поломкой сброс темпа очень бы помог:
Schumacher led for 55 laps until he was forced to retire with a left-rear suspension failure. «We had an exhaust failure, one of the pipes broke and basically cooked the suspension."
С поврежденной выхлопной системой, которая направляла раскаленные выхлопные газы на рычаг подвески единственное что он мог сделать - это заглушить двигатель и оставшиеся 22 круга толкать машину до финиша.
Пике не дадут обогнать в рено Алонсо,это ясно как день,если что в питстоп пораньше позовут:)
Вот Льюиса опекал всегда Рон,и черт знает что было в башке у Рона,когда он брал Алонсо в пару к Льюису.Хотел что бы Алонсо обучил новичка?не вышло..Льюис поехал быстро,быстрее чем надо.Хотел поставить умелого доводчика?так у него в запасе педро..куча опыта и безобидный как муха.Хотя я думаю что у Рона свой интерес..азарт так сказать,я думаю была бы возможность пригласить Нико в команду он это бы сделал,а кто обставлял Льюиса?..Нико:) и попал он на год раньше в gp2 и взял её с ходу так же как и Льюис,я думаю тут папа у Льюиса с мозгами(или хотя бы с интуицией)понял, что такого раскрученного товара не выйдет если Льюиса начнут попросту обгонять,и придержал его дебют в gp2,успев взять ф3.
кстати Льюис мог бы и не взять титул в гп2,если бы Пике не сходил.
По поводу нытья в монако 2007,дык он испытал шок,он разбил первый раз автомобиль,кстати его называли до этого самым точным и безошибочным пилотом,видимо еще с гп2 - сходов не было:)
Согласен на все 100, что Хэм не обошел бы ФА на трассе, но определенное давление создать мог и кто занет, возможно ФА бы допустил ошибку или подвела бы техника. Однако все это из области теории, поскольку в том конкретном случае команда была права на все 100 и было чрезвычайной глупостью допустить борьбу в Монако 2-х собственных пилотов, шедших на 2-х первых позициях. Тут никаких претензий у ЛХ быть не должно, равно как и вопросов к тому, кто больше заслужил победу в Монако2007 - несомненно это был Алонсо. Но речь в постах была не о том, а началась с того, что якобы беседу проведут с Хайкки. На эту идиотскую теорию о «беседах» и «недокрученных» двиглах в Маках уже надоело отвечать. Именно благодаря тому, что беседы в Маках не ведутся вовремя - в прошлом году уплыли оба титула. Тут господин Герчиков, если память не изменяет, на днях имел, скажем мягко, неосторожность упомянуть о том, что по его субъективному мнению Хейкки в Маках принесут в жертву финансовым бонусам, которые сулит чемпионство ЛХ. С этим трудно не согласиться. Только вот читатели в подавляющем большинстве истолковали это так: «Хейкки сливают!!!" Возможно, такой момент когда-нибудь настанет, но только для этого нужно, чтобы Хейкки реально на что-то претендовал, равно как и ЛХ. Какие можно проводить беседы, когда в начале этого чемпионата Хейкки был стабильнее Льюиса и, не будь последних двух гонок, где Хейкки просто сильно не повезло, он вполне мог быть на уровне ЛХ по очкам, а возможно и впереди него. Даже если кто-то тут настолько глуп, чтобы считать, что этого не понимает Рон Деннис (которому вряд ли можно отказать в уме, хотя бы вспомнив, где был МакЛарен до его прихода и где команда находится уже много много лет), так стоит обратить внимание хотя бы на то, что уже давно Рон не руководит самолично делами в МакЛарене. Влияние Мерседеса и крупных спонсоров тут несомненно. И хотя чемпионство Льюиса с маркетинговой точки зрения им выгоднее победы Ковалайнена, не стоит забывать, что ставя на одного пилота с самого начала (если конечно это не МШ) можно оказаться в ситуации, когда пролетишь мимо титулов вообще, стоит этому пилоту не оправдать ожиданий. Льюис несомненно доказал в первый сезон многое, кроме одного - умения удержать победу, которая уже у тебя в руках; хладнокровия сделать последний, решающий шаг. На этом ломались многие необычайно талантливые люди в разных видах спорта и до того момента, когда в МакЛарене и Мерседесе будут на 100% уверены, что Льюис может сделать этот шаг - никто никуда задвигать Хейкки не начнет. В любом случае лучше иметь чемпионом не самого удачного для маркетинга пилота, чем не иметь чемпиона вообще и подарить титул соперникам. Отсюда и пошел этот сыр бор с воспоминаниями о Монако 2007. Просто многим хотелось, чтобы Микола наконец начал учить матчасть до того, как писать посты.
чтото вы увлеклись ставками :)
-- Интересно заглядывать в будущее! )
-----------------
Ну ты конечно вправе оставаться при своем мнении,но выкладки по сезонам говорят об обратном:на абсолютной самовозке МШ сливал всем подряд. Суперовских побед хочешь? Я уже приводил пример:Култхард в 2002 на ведре с болтами.И закончим на этом,спор бесперспективен.
Не сам Бриаторе, а его компания.