5 мин.

Ключи от города

До сих пор чемпионат развивался достаточно предсказуемо. «Ферарри» выиграла те Гран-при, которые ей сулили по доброй памяти прошлогодних гонок или не столь удаленных во времени тестов. Соперники, в ожидании, когда череда подходящих «алым» треков закончится, терпеливо набирали те очки, что роняла Скудерия. Но сезон неумолимо движется к Большим призам, в которых год назад нынешние лидеры испытали горечь поражения, так что следующий этап в Монако становится едва ли не ключевым…

Но, собственно, почему, ключевым? Ведь гонка по улицам карликового средиземноморского княжества совершенно уникальна, ее технические характеристики находятся на краю шкалы настроек, в которой функционируют болиды, перемещаясь по материкам и странам, малейшая ошибка может привести к катастрофическим последствиям, погода может спутать все карты, а победителем не так уж и редко становится кто-то совершенно неожиданный. Ну, проиграет «Феррари» в Монако, и что с того? В самом худшем случае итальянская команда даже лидерства в Кубке не потеряет, хотя конечно, подпустит конкурентов на расстояние пары-тройки очков…

Но в том-то и проблема, что при всех неповторимых особенностях этой городской трассы, будет большой ошибкой закрывать глаза на ее результаты и делать вид, что они столь же исключительны, сколь и сам этап. Например, исход Гран-при Канады, как ни парадоксально это звучит, определяют именно по расстановке сил, сложившейся в Монако. Прошлогодний Большой приз Италии, показал, что и трасса в Монце также имеет кое-что общее с улочками Монте-Карло. Хотя снова, кажется, что может быть общего у самого быстрого и самого медленного треков? Наконец, в этом году уникальность Монако можно подвергнуть сомнению – в календаре появилось еще сразу две городских трассы. Причем одна из них – по улицам Сингапура – если верить расчетам «Хонды», требует еще большей прижимной силы, нежели всегда считавшийся самым экстремальным с этой точки зрения Монако. Добавьте сюда Венгрию и получите шесть гонок, расклад на которые, возможно, если погода не подкачает, будет оформляться в грядущее воскресенье. Почти половина от оставшегося чемпионата, причем три этапа расположены в его решающей стадии, близко к финишу сезона.

В чем же была причина прошлогоднего провала «Феррари» в Монако (если абстрагироваться от аварии Кими Райкконена в квалификации)? Из совокупности факторов, которые могли повлиять на явный проигрыш «алых» «серебряным», кто-то особо выделял более длинную базу F2007, кто-то сосредотачивался на аэродинамических особенностях, которые позволяли Скудерии блистать в скоростных поворотах, но делали ее неуклюжей в медленных, кто-то говорил о лучшем механическом сцеплении MP4-22 в медленных виражах, которыми изобилует Монако, и которыми заканчиваются длинные быстрые участки Монреаля и Монцы. Последнее, пожалуй, действительно схватывает главное различие прошлогодних болидов конкурентов, и например, недавняя публикация на сайте F1Pitlane дает не просто констатацию данного факта, но и интересное объяснение тому, что именно сделало «Макларен» столь сильным на перечисленных трассах. Ключевое слово здесь – J-демпфер.

Вы, конечно, помните тот второй шпионский скандал, который разразился в прошлом году. Одним из секретов, ставших достоянием общественности в результате утечки информации из «Макларена» в «Рено», был этот самый демпфер, и кстати, именно его функции не смогли правильно разобрать инженеры французской команды, что в некоторой мере повлияло и на решение Совета, никак не наказавшего подопечных Флавио Бриаторе. Что делают чудо-демпферы? В двух словах, их функции состоят в гашении колебаний подвески автомобиля, которые вызваны ее взаимодействием с шинами. Фактически, из-за большого диаметра покрышек, которые используются в «Ф-1», их боковины работают как пружины, осцилляции которых на неровностях асфальта чрезвычайно сложно, если и вовсе невозможно, контролировать. Разумеется, эти колебания часто работают в противофазе с подвеской и приводят к уменьшению пятна контакта шины с гоночным полотном. Особенно заметно этот эффект проявляется в медленных виражах, на кочках и поребриках (коими изобилуют перечисленные выше треки), где уменьшение сцепных свойств приводит к потере динамики разгона на выходе. Соответственно, J-демпфер призван гасить колебания (превращая энергию колебаний подвески и шин в энергию вращающейся внутри него массы), а значит, удерживает пятно контакта более менее постоянным, делая поведение болида более предсказуемым при пилотировании. Но самое главное – технология приносит 0,2-0,3 секунды на круге, что можно было наблюдать на примере «Рено», который начал ее использовать на тестах в Барселоне, а затем дебютировал в Гран-при Испании. Достаточно большой выигрыш, чтобы попытаться воспроизвести эту систему демпферов, чем, несомненно, и занимались команды в межсезонье. Специалисты утверждают, что на задней подвеске F2008 еще во время зимних тестов было замечено устройство, положением и формой весьма напоминающее J-демпфер. Другими подозреваемыми являются «БМВ-Заубер» (в котором Роберт Кубица говорил о силе F1.08 на медленных участках) и «Тойота». «Ред Булл» работает в данном направлении, но пока не использовал устройство в гонках.

Но нас в первую очередь интересует «Феррари», как самая прямая и явная угроза интриге чемпионата. В вотчине «Макларена» оснащенная его же лицензионной технологией Скудерия может серьезно подпортить ставки, которые общественное мнение делает на прошлогоднего триумфатора. Работу над ошибками Монако и Канады, «алые» похоже сделали: базу укоротили, демпферы внедрили, на медленных участках показывали лучшие секунды (здесь особенно характерен третий сектор «Каталуньи-Монтмело», на котором МР4-23 проигрывал F2008 полсекунды).

Правда, по тестам, которые прошли на той неделе на автодроме «Поль Рикар» совершенно невозможно проанализировать и предсказать, как оно все-таки сложится в грядущий уик-энд. Дело в том, что в прошлом году здесь же, в той же конфигурации трека, имитирующей Монако, лучшее время (1.05,614) показал Льюис Хэмилтон, а Фелипе Масса отстал от британца чуть более, чем на 0,1 секунды. В практиках, квалификации и гонке в 2007-м «Феррари» уже отставали от «Макларена» в среднем более, чем на полсекунды. В этом году в тестах ситуация обратная: быстрейший круг (1.05,381) остался за Кими Райкконеном, и снова чуть более десятой проиграл пилот, показавший второй результат – на этот раз это был Хейкки Ковалайнен. При подготовке к Канаде в этом году вообще, можно считать, нет никаких данных, поскольку последний день тестов, выделенный специально под испытания низкой прижимной силы, трасса была мокрой из-за дождя. Но в прошлом мае Кими Райкконен был лучшим, опережая Педро де ла Росу на 0,6. И где была «Феррари» в Монреале, помните?