5 мин.

Тот, кто всегда побеждает

Календарь Гран-при в этом году просто невыносимый — после трех гонок в личном зачете три лидера, не терпится узнать, кто из них вырвется вперед, а приходится ждать следующего этапа долгих четыре недели. И какого этапа! Гран-при Испании, зачастую самую скучную гонку сезона. Но делать нечего. В отсутствие свежего материала приходится осмысливать, что же произошло в чемпионате мира до сих пор.

Сегодня не о 22 пилотах и не об 11 командах, ведущих спор между собой. Сегодня о том, что их объединяет (кроме, разумеется, желания победить) — едином поставщике покрышек для всех конюшен, двенадцатой команде чемпиона, "Бриджстоуне". В этом году японцы ни с кем не соревнуются, но забыть о своем существовании в "Ф-1" не дают. Например, во время Большого приза Бахрейна с гордостью сообщили, что Фелипе Масса завоевал для них 100-ю поул-позишн. Ну, кто бы сомневался, что юбилей состоится именно 14 апреля!

Впрочем, не о поздравлениях и похвалах, а о попытке "Бриджстоуна" симулировать в чемпионате ту шинную войну, что канула в Лету с уходом "Мишлена". Дабы не быть забытым в отсутствие конкурентов, и (в теории) компенсировать "одинаковость" резины на всех болидах, наш уникальный производитель предложил в обязательном порядке использовать два типа резины во время гонки. Нам объяснили, что, используя более мягкие шины, пилот сможет выдать короткий, из-за их износа, но быстрый участок, и получит, таким образом, возможность создать отрыв или сократить отставание от соперника. Выбор более твердого компаунда будет означать менее агрессивную стратегию, но позволит пересидеть конкурентов на трассе перед заездом в боксы. Но это в теории. На практике все получилось не совсем так, как задумывалось.

Для начала ФИА потребовала визуально выделить более мягкие, названные альтернативными, покрышки. "Бриджстоун" попытался обойтись малой кровью и нарисовал на боковине небольшой кружок. Когда на Гран-при Австралии стало ясно, что такая маркировка не заметна, решено было красить одну канавку. Что ж, этот знак виден сразу, но шинникам перед гоночным уик-эндом приходится немного раскошелиться на 85 красящих карандашей и потрудиться, чтобы нанести краску. Последняя процедура, занимает минимум минуту на каждую шину, и можно прикинуть, что на нее убивается около 10 часов. Конечно, при последовательной покраске покрышек. Кстати, затраты можно было бы вдвое сократить, если маркировать лишь передние шины — все равно на задних полоса из-за износа начинает стираться уже через несколько кругов. Хотя, любители могут понаблюдать, кто из пилотов "ест резину" быстрее…

Собственно, белая полоса стала единственным видимым итогом нововведения "Бриджстоуна". На зрелищности гонок правило двух типов резины не отразилось просто никак. За малыми исключениями (4 пилота в Австралии и?Малайзии,?2 — в Бахрейне) все выбирали идентичную тактику, стараясь отложить невыгодный компаунд на последний, уже мало что решающий отрезок гонки. Так и хочется сказать: "А мы об этом и твердили перед началом сезона!"

Провал идеи обеспечивает и тот факт, что предлагаемая "Бриджстоуном" резина по скоростным качествам почти не отличается. Что отличается, так это ее поведение на трассе: например, на пресс-конференции в Бахрейне Масса заметил, что твердые шины на первых кругах были быстрее мягких, но они и изнашивались быстрее — прямое противоречие с теми рассуждениями, что велись перед началом сезона. Масса и Алонсо в гонке установили свои лучшие круги именно на твердых шинах, на первых кругах после выезда из боксов, то есть на тяжелых машинах. То же самое — Алонсо и Хайдфельд в Малайзии.

Правда, создается впечатление, что команды, первый год сотрудничающие с "Бриджстоуном", еще не познакомились, как следует, с японской продукцией. В последней гонке Хэмилтон пошел на очень длинный второй отрезок на среднем типе резины, и это обернулось ошибкой из-за чрезмерного износа после 20-ти кругов. В то же время, на твердых шинах он шел в среднем на полсекунды быстрее и соперников, и самого себя на первых двух отрезках дистанции. Кстати, и Рон Деннис упомянул, что неправильный выбор резины на втором отрезке мог стоить Льюису победы… Да, и раз уж зашла речь о "Макларене". Думаю, их прогресс на протяжении сезона будет в определенной степени связан и с пониманием и правильным учетом поведения "Бриджстоунов". Если предположить, что "Феррари" должна была за многие годы сотрудничества с японцами максимизировать взаимодействие своих болидов с шинами, то британцы должны в этой области прогрессировать и прогрессировать. Это же касается и "БМВ".

Еще одно наблюдение, возможно, слишком поспешное, но довольно тревожное. Мне показалось, что вместо того, чтобы обогатить стратегический арсенал гонщиков, новое шинное правило наоборот его обеднило. Взять хотя бы то, что выбор шин теперь прозрачен и для зрителей и для конкурентов. А стратегия одного пит-стопа, часто применявшаяся быстрыми пилотами, по тем или иным причинам оказавшимся на последних линиях стартового поля, похоже, становится не выгодной. Правда, примеров в поддержку этого вывода пока маловато. Но Масса в Австралии пробился с последнего места на шестое, хотя чувствовалось, был способен на большее — тут трудно оценить, что помешало пилоту занять более высокое место: выбор стратегии или просто затрудненность обгонов в Альберт-парке. Култхард в Сепанге шел только на одну остановку, и его сход тоже не позволил выявить недостатки или преимущества стратегии. Но не в ее пользу говорит то, что в Бахрейне, когда Дэвид оказался в хвосте пелетона, он не стал повторять малайскую тактику, а специально выбрал более агрессивную, с двумя пит-стопами. Ну и украсил гонку своими обгонами.

Да, знаю, есть лекарство: вернуть конкуренцию среди поставщиков покрышек. Но я придерживаюсь непопулярного мнения, что один шинник — хорошо для нынешней "Формулы". По этому поводу вспоминается год 2004-й, когда с "Бриджстоуна" на "Мишлен" перешел БАР. Одна лишь замена резины буквально на первых тестах скинула с результата на круге почти секунду, и это при том, что специалисты по аэродинамике выжимают на новинках по десятой-другой. Без сомнений, шины очень сильно вмешивались в расстановку сил в последние годы, в предисловиях к прошлым чемпионатам можно найти высказывания типа "Все решат покрышки!" Так пусть все-таки чуть больше будет решать мастерство пилотов.