Этот сезон «Ф-1» – легендарный. Вот доказательства
Эпичная двойная дисквалификация «Макларена» на Гран-при Лас-Вегаса сделала и без того любопытную развязку чемпионата по-настоящему захватывающей, а стратегический просчет британцев в Катаре повысил градус интриги до зашкаливающего.
Прощание с эпохой нынешних болидов и моторов «Формулы-1» получается достойным. Этот год мы запомним как культовый – столько драмы, интриги и эмоций!
Многие события 2025-го – лишь первая часть нарративов, пролог грандиозных историй. Годы спустя мы вернемся к этому сезону, чтобы по-новому оценить сюжетные арки.

Тройная борьба за титул до последней гонки с непредсказуемыми поворотами
В последний раз битва за кубок до последнего этапа продолжалась в 2021-м, а с участием трех пилотов – в 2010-м.
На Гран-при Абу-Даби титул могут оформить лидер чемпионата Ландо Норрис, его напарник по «Макларену» Оскар Пиастри и гонщик «Ред Булл» Макс Ферстаппен.
Чемпионат, который весной казался внутрикомандной разборкой «Макларена», превратился в шоу одного пилота – Пиастри. Затем мощный рывок совершил его Норрис, а еще более впечатляющий – взявшийся из ниоткуда Ферстаппен. Не так давно четырехкратный чемпион публично заявлял, что выбыл из гонки!
Ключевое значение сыграл этап в Лас-Вегасе и дисквалификация Норриса и Пиастри из-за чрезмерного износа планки под днищем. Колоссальный провал, который запомнят надолго – как бы ни закончился сезон. В Катаре Ландо и «Макларен» не воспользовались первым матчболом и подарили зрителям гранд-финал.

Нидерландец уже вписал свое имя в историю, но пятый титул подряд (да еще такой!) вознесет пилота на неслыханную высоту. А для гонщиков «Макларена» сезон может определить карьеру. Укрепит ли новый чемпион свое наследие в ближайшие годы? Останется ли проигравший в коллективе из Уокинга в 2027 году?
Шокирующий хаос «Ред Булл»: Ферстаппен почти ушел в «Мерседес», увольнение бессменного босса, чудесный камбэк
За бодрой скоростью обновленного RB21 и трогательными постами Макса о преданности «Ред Булл» быстро забылся весь тот бардак, который творился в австрийской команде.
Трудно поверить, но все это случилось в нынешнем году: четырехкратный чемпион раздавал пораженческие интервью, выписал себя из числа претендентов на титул и был в шаге от перехода в «Мерседес», а Кристиан Хорнер, руководивший коллективом 20 лет, проиграл в борьбе за власть и ушел.
Ферстаппен и босс «Мерседеса» Тото Вольфф даже встречались на яхте – все действительно было серьезно. Настолько, что затем Максу пришлось официально объявлять о том, что он останется в «Ред Булл». Нестандартный шаг – у нидерландца и так был действующий контракт до конца 2028 года.
Историческая сделка с «Мерседесом» все же не случилась. Или пока что не случилась?
Больше, чем ужасное состояние «Ред Булл», удивило лишь его внезапное возрождение с приходом нового руководителя Лорана Мекьеса. Пусть план обновлений утвердили еще до него (сам босс называл свой вклад в успехи Макса «нулевым»), Мекьес как минимум наладил атмосферу в команде. Но история Лорана в «Ред Булл» только начинается.

Столкновения напарников в борьбе за чемпионство
Противостоянию Норрис-Пиастри пока далеко до Сенны-Проста или даже Хэмилтона-Росберга, но свою порцию безумия пилоты «Макларена» выдали. Да, с «правилами папайи», вежливостью и уважением друг к другу – полезными вещами для долгосрочной стабильности в команде, но не столь приятными для нейтрального зрителя с попкорном.
В Канаде Норрис не рассчитал атаку на Пиастри и закончил гонку в стене, в Сингапуре сработал гораздо лучше – с контактом, но по правилам объехал напарника. Оскар, в свою очередь, крайне оптимистично полез в атаку в Остине, из-за чего его вынесло в Ландо, и спринт для обоих гонщиков был уничтожен. Тот заезд, как и гонку в Лас-Вегасе, выиграл Ферстаппен.
Дело не только в контактах, конечно. Много раз по ходу сезона Норрис и Пиастри действовали на грани и выдавали образцовые битвы – как на Гран-при Австрии.
А ведь с момента ухода Росберга из «Ф-1» (уже девять лет назад!) такой борьбы партнеров за высочайшие позиции не было.
Плотнейший пелотон и восхитительные квалификации
У безнадежной «Альпин» – 22 очка в 2025 году, у «Заубера», который идет девятым, немыслимые 68 (и подиум!). Таких «худших» команд «Ф-1» еще не видела.

Болельщикам нужно запомнить это перед революционным сезоном-2026, который, безусловно, подарит новые истории, но вряд ли порадует такой плотностью.
В последний год действия нынешнего регламента чемпионат совершил фазовый переход – аутсайдеров просто не осталось. Есть четыре гранда и шесть середняков, причем последние время от времени покусывают лидеров. Это означает, что почти у всех есть реальные шансы на очки перед стартом чуть ли не любого уик-энда.
И если ситуация с обгонами в 2025-м ухудшилась, борьба в квалификациях вышла шедевральной. «Макларен», доминировавший в первой части сезона, отрывался лишь по воскресеньям за счет лучшей работы с шинами, а субботы были огненными практически с самого начала сезона.
Логично, что «Ф-1» побила рекорд по плотнейшему третьему сегменту в истории – десять пилотов уместились всего в 0,543 секунды в Венгрии. С поулом страдающей «Феррари», двумя «Астон Мартин», двумя «Рейсинг Буллз» и «Заубером» в числе лучших!
Целое поколение новых звезд «Ф-1»
Оливер Бермэн, Андреа Кими Антонелли, Габриэл Бортолето, Изак Аджар – этих новичков стоит запомнить, для них 2025 год стал началом большого и звездного пути.
Бермэна из «Хааса» уже окрестили наследником Льюиса Хэмилтона в «Феррари», Антонелли оказался под максимальным давлением в «Мерседесе», но освоился в топ-команде и трижды заехал в призы, Бортолето достойно смотрится в проблемном «Заубере» на фоне опытнейшего Нико Хюлькенберга, а Аджар стал открытием начала сезона, затащил «Рейсинг Буллз» на подиум и уже заработал расстрельную должность нового напарника Ферстаппена.

Все четверо ожидаемо ошибаются и попадают в аварии, но уже показали потенциал. Эти ребята будут определять «Ф-1» в ближайшее десятилетие.
Бонус: Хэмилтон в «Феррари», подиум Хюлькенберга!
Кто точно захочет забыть сезон-2025, так это Хэмилтон, для которого дебют в Скудерии сложился хуже некуда. И все же это история: рекордсмен «Ф-1» по титулам (наряду с Михаэлем Шумахером), победам, поул-позициям и подиумам присоединился к самой легендарной команде. Но и этот сюжет еще не окончен – Льюис переходил в «Феррари» ради новых болидов 2026 года.
Потрясающий Гран-при Великобритании стал кульминацией другого сценария: героическим прорывом главного неудачника «Ф-1» Нико Хюлькенберга с 19-й позиции к первому подиуму в карьере. Немецкий пилот мог оказаться в «Мерседесе», но в итоге почти всю карьеру боролся за места в середине пелотона и установил антирекорд по гонкам без призов. В конце 2019-го он и вовсе покинул чемпионат, женился и стал отцом, но ковид представил ему, резервному пилоту, возможность блеснуть в нескольких гонках и получить шанс на возвращение.
Нико завоевал подиум в тот момент, когда этого ждали меньше всего – в одной из худших команд и после провальной квалификации. И это – в 38 лет!
Если по сезону-2025 снимут фильм, Хюлькенберг определенно должен стать самым ярким из второстепенных персонажей.

Сезон-2026 будет другим – но тоже захватывающим
2025-й также показал там тизер новой эпохи.
11-я команда выбрала состав – «Кадиллак» возвращает на решетку ветеранов Серхио Переса и Валттери Боттаса.
«Заубер» трансформируется в заводскую «Ауди», и немецкий производитель уже продемонстрировал концепцию расцветки.
Хорнер, покинувший «Ред Булл», рвется обратно в «Ф-1»: ходили слухи то о покупке одного из коллективов, то о переходе одного из самых успешных руководителей в истории в «Альпин», то в «Астон Мартин».
Но команду из Сильверстоуна сенсационно возглавил главный конструктор в истории автоспорта – Эдриан Ньюи. Что получится у легенды на непривычном посту?
И, разумеется, циркулируют разговоры о том, что «Мерседес» повторит доминирование 2014 года благодаря мощнейшим силовым установкам. Однако на самом деле никто не знает, что приготовил «Ред Булл», впервые ставший мотористом, «Феррари» и новый альянс «Астон Мартин» с «Хондой».
Не переключайтесь.
Что еще почитать о сюжетах сезона-2025:
Босс «Феррари» заткнул Хэмилтона: в провалах виновны пилоты, а команда «Ф-1» – супер. Он совсем?!
Безумие: Ферстаппен вдруг почти догнал Норриса. Из-за дисквала «Макларена»!
Норрис 7 лет просидел в «Макларене» в ожидании титула «Ф-1». Его звали «Ред Булл» и «Мерседес»
Фото: Gettyimages.ru/Hector Vivas, Clive Mason, Mark Thompson, Joe Portlock; Dppi/Keystone Press Agency/Global Look Press



























1. Величие Ферстаппена
2. Чемпион определяется а последней гонке.
3. Оглушительный провал Хэмилтона.
4. Минимум пассажиров в Ф-1. Остался только Стролл и пока не оправдывает надежд Колапинто.
В общем чисто по статистике и по очкам он выглядит интересно, но смотреть почти все гонки было прям совсем грустно. Прямой борьбы очень мало на трассе было. Даже на фоне 24го
Новички отличные, но всё зависит от их дальнейшей карьеры. Сейчас рановато раздавать авансы. Мне вот кажется, что наиболее перспективен из них Берман, но время покажет.
Увы, минусов в сезоне тоже хватает. Например, почти нет эпичных гонок - с натяжкой претендует на сие, наверное, Британия, но не будь подиума Халка, то и она померкла бы. Второй минус (для меня один из ключевых) - провал исторических гран-при - Монако (притча во языцех), Бельгии, Японии, Сан-Марино (причём последний не был в этом году столь уж отвратителен). Ещё минус - почти отмена дождевых гонок. Разве что если немного накрапывает как в Австралии или Британии. Больше всего пострадала Бельгия...
Это не отменяет хорошего сезона, но пока легко вспоминается несколько сезонов в 21 веке, которые лучше - 2007, 2008, 2010, 2021 точно интереснее. Сопоставимы 2002, 2005, 2006, 2012.
Но ещё раз - многое может поменять последняя гонка - как похоронить сезон, так и сделать его одним из лучших. Я помню ощущения от 21-го - за 5 кругов до финиша я уже почти весь сезон слил, но последний круг сравним только с эмоциями от ЧМ по хоккею-2008 или от волейбола-2012 на ОИ. Так что ждём финала, а потом обсудим
Катар - вишенка на торте. До сих пор в голове не укладывается, как можно было на такой трассе с обязательным (!) вторым пит-стопом не поехать на бесплатный. Пусть бы и подождал Норрис, ну секунду-две потерял, но это же не 15. Даже если представить, что никто не поехал (что было точно из области фантастики), ну оказались бы маки в конце первой десятки на свежих шинах кругов на 12-13, что они, за оставшееся для обязательной остановки время отстали бы от Макса на 25 секунд, что ли? Эта ситуация должна была элементарно моделироваться перед гонкой, что в общем-то все остальные доказали. Но Макларен, видимо, на такие мелочи, как разработка тактики, внимания не обращает - от папайи-рулз отвлекает, видимо
захотели - назначили бы летнего чемпиона ещё зимой