«Ф-1» идет к финалу с тремя претендентами – впервые с 2010-го. Какие шансы у Ферстаппена?
«Ред Булл» и Макс Ферстаппен всего за несколько этапов перевернули расклады в «Формуле-1» и обеспечили захватывающую концовку чемпионата. Действующему чемпиону и аутсайдеру в борьбе за титул хватило четырех Гран-при, чтобы сравняться по шансам с пилотами «Макларена» Оскаром Пиастри и Ландо Норрисом – так считали букмекеры перед гонкой в Мехико.

За эти четыре уик-энда Макс уничтожил остальной пелотон, собрав три победы, три поула, одно второе место и выигрыш в спринте. Отставание от тогдашнего лидера Пиастри стремительно сжалось – со 104 до 40 очков.
И потенциал для продолжения в том же духе был: «Ред Булл» продолжал привозить обновления и стал главной силой «Ф-1», Ферстаппен набрал космический ход, «Макларен» же прекратил развитие болида, превосходство британцев по работе с шинами и универсальности исчезло, а Оскар растерял форму. Более того, нидерландец должен был снова доминировать в Мехико – на традиционно успешной трассе для себя и «быков».
«Макларен» все еще способен побеждать, а Норрис – выдавать уик-энды в стиле Ферстаппена
Но в Мексике королевский уик-энд провел Норрис. «Макларен», с конца августа не побеждавший и не обновляющийся, как оказалось, по-прежнему является сильнейшим – хотя бы на некоторых трассах и под управлением одного гонщика. «Ред Булл» же, как и любая другая команда, может не попасть в настройки.
Ударом для Ферстаппена стал не столько результат (третье место было максимумом в сложившихся условиях), сколько серьезные трудности на фоне доминирования Ландо. Так совсем недавно выступал сам Макс, а теперь с трудом зацепился за подиум благодаря удачному старту и штрафу Льюиса Хэмилтона.
В Мексике Норрис совершил то, к чему шло на протяжении последних месяцев – снова возглавил чемпионат и стал главным претендентом на титул. За четыре воскресных гонки и два спринта до окончания чемпионата Ландо опережает напарника на одно очко, а лидера «Ред Булл» – на 36.

Британцу достаточно не проигрывать потерянному напарнику и держаться рядом с Ферстаппеном. Звучит просто, но сколько уже было сюжетных поворотов в нынешнем сезоне?
Ферстаппен все равно приблизился к лидеру «Ф-1», но этого недостаточно
Несмотря на проигрыш Норрису в Мехико, Ферстаппен снова приблизился к лидеру чемпионата (пятый уик-энд подряд!): до гонки нидерландец уступал Пиастри 40 очков, а после – 36 Норрису.
Сказочный темп в 64 балла отыгрыша за четыре этапа внушал надежды поклонникам Ферстаппена, но таких выступлений, как в Мексике, явно недостаточно. Сам Макс говорил еще до уик-энда, что ему необходимо забирать практически все Гран-при.
Теперь четырехкратному чемпиону нужно отыгрывать по девять очков на каждом этапе, а не по восемь. Учитывая форму Норриса и «Макларена», главная (но уже не единственная) надежда Макса – на подарки со стороны соперников. Если Пиастри сделал все возможное ради интриги в чемпионате, то Ландо не допускал серьезных просчетов после летнего перерыва.

Вероятность того, что кто-то из тройки лидеров провалит один из этапов по своей вине или воле случая, весомая. В этом сезоне на счету нового лидера уже два схода (один – технический), Пиастри влетел в барьеры в Азербайджане и развернулся в первой гонке в Австралии, Ферстаппена выбил пилот «Мерседеса» Андреа Кими Антонелли в Австрии, а в Испании чемпион сам похоронил гонку ненужным тараном Джорджа Расселла.
И букмекеры согласны, что случайности в «Ф-1» возможны. Норрису далеко не гарантировано чемпионство – его шансы оценивают примерно в 52 процента. На счету Пиастри и Ферстаппена вполне приличные 26,5 и 21,5 процента. Борьба продолжается.
Более того, титул Макса без провалов «Макларена» теперь кажется пусть тяжелейшей, но уже не фантастической задачей. При собственных идеальных выступлениях нидерландца устроят вторые места Норриса во всех гонках и спринтах, кроме проблемного для британцев Вегаса.

Правда, Макс в одиночку сражается против двух пилотов «Макларена», и скромная оценка Пиастри со стороны букмекеров (после 75-процентной вероятности титула всего два месяца назад) удивляет. Даже если забыть про Норриса, Ферстаппену предстоит отыграть огромные 35 очков у австралийца. Как бы плохо Оскар ни смотрелся в последнее время, это все тот же гонщик, который доминировал в начале и середине сезона и выдавал безупречные выступления.
«Ред Булл» и экс-босс «Хааса» верят в Макса
В «Ред Булл» высказываются традиционным образом: вероятность титула оценивают скромно, но напоминают – команда уже побеждала на финишной черте.
«Мы верим в это. У нас есть воля и небольшой шанс.
В 2010 году мы сделали это в последней гонке, в 2012-м тоже, а в 2021-м Ферстаппен стал чемпионом мира на последнем круге», – заявил советник Гельмут Марко.
Правда, общего между нынешней ситуацией и теми сезонами немного, ведь тогда «Ред Булл» либо был в роли обороняющейся стороны, либо являлся фаворитом.
Бывший руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер, давно ставивший на Пиастри и призывавший «Макларен» выбрать первого номера, теперь поддерживает действующего чемпиона:
«Лучший союзник Ферстаппена – «Макларен». «Правила папайи» работают на Макса. Если [«Макларен»] ничего не предпримет, мой фаворит – Макс».
В пользу нидерландца играет огромный опыт в борьбе за титул, которого у соперников просто нет. Пиастри начал ошибаться, а также неуверенно чувствовать себя на треках с низким уровнем сцепления – так было в Азербайджане и Мексике, проблемы должны возникнуть и в Лас-Вегасе. А Норриса все еще нельзя назвать стабильным гонщиком.
Мексика показала: наши ожидания от трасс – наши проблемы

На бумаге «Ред Булл» был главным претендентом на Гран-при Мехико, где в итоге доминировал Норрис. Сказался огромный прогресс «Макларена» в плане охлаждения болида – ключевого аспекта на самой высокогорной трассе календаря с разреженным воздухом. Даже визуально было видно, как отличаются «жабры» MCL39 как от деталей своего предшественника, так и от конкурентов. А «Ред Булл» и Максу, который в Мексике выигрывал невероятные пять раз, так и не удалось найти оптимальные настройки.
Но и эксперты, и руководитель «Макларена» Андреа Стелла уже подчеркнули: это весьма специфический автодром, судить по которому о раскладах нельзя. Ничто не мешает «Ред Булл» вернуться к той форме, которая позволяла Ферстаппену уничтожать соперников.
У австрийцев все еще быстрый болид с высокой максимальной скоростью, который стал более универсальным благодаря обновлениям и перестал бояться неровностей и поребриков.
«Макларен» традиционно хорошо себя проявляет в среднескоростных поворотах и на треках с высоким износом шин, но боится кочек.
В теории британцы являются фаворитами в Бразилии, явными аутсайдерами в Лас-Вегасе, а Катаре и Абу-Даби предстоит плотная борьба с «Ред Булл».
Но, как упоминал Марко, все решат нюансы. Непредсказуемая погода в Сан-Паулу способствует магическим гонкам, что наглядно показал Ферстаппен в прошлом году, выиграв с 17-й позиции. В то же время Лас-Вегас уже не так пугает «Макларен»: в 2024-м Норрис и Пиастри жаловались на нулевое сцепление и страдали от гранулирования покрышек, но сейчас Стелла не ждет повторения проблем.
«В этом году шины гранулируются гораздо меньше, чем в прошлом, и Вегас может сложиться немного иначе в этом плане.
На мой взгляд, у Ландо и Оскара нет никаких трудностей с конфигурациями трасс на следующих четырех этапах», – отметил босс.
За спиной у «Ред Булл» и «Макларена» крайне мотивированные «Мерседес» и «Феррари», ведущие плотнейшую битву за второе место в Кубок конструкторов – конкурентов разделяет одно очко. Команда Ферстаппена тоже совсем рядом, хотя для нее это сражение – второстепенное.

Особые надежды у немецкой команды на прохладный Вегас – там Джордж Расселл выиграл в прошлом году. Скудерия же гонится за первой победой в сезоне после семи подиумов Шарля Леклера, в том числе двух подряд – в последних гонках.
Сезон-2025 уже особенный – и может стать легендарным
Всего за четыре этапа до конца чемпионата в «Ф-1» настоящая, а на математическая борьба трех спортсменов за корону. На чемпионство претендует и Джордж Расселл из «Мерседеса», но лишь формально.
За последнее десятилетие такое плотное сражение пилотов из двух разных команд случалось лишь раз, в незабываемом 2021-м, когда судьба личного титула и Кубка конструкторов решалась в последней гонке: Ферстаппен впервые стал чемпионом, в «Мерседес» взял командный трофей.
А тройного противостояния до последнего этапа не было с 2010 года. Тогда Себастьян Феттель победил в борьбе c Фернандо Алонсо и Марком Уэббером – ныне менеджером Пиастри (математические шансы перед финалом оставались и у четвертого пилота – Льюиса Хэмилтона).
Если Ферстаппен сохранит интригу до заключительной гонки, в Абу-Даби может случиться что угодно. Сезон, который сначала обещал разборку внутри «Макларена», а затем уверенную победу Пиастри, способен стать одним из самых непредсказуемых и культовых в истории.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Jared C. Tilton, Hector Vivas





















