Негодуете, почему «Ф-1» больше не гоняет в сильный дождь? Объясняем
Старта Гран-при Бельгии болельщикам «Ф-1» пришлось ждать больше часа – из-за сильного дождя, который залил трассу незадолго до прогревочного круга.
Для «Формулы-1» это больная тема: уже несколько лет в фанатском сообществе шутят над серией из-за ее «страха» перед дождем – едва трасса намокает, возникает немалый риск приостановки гонки. Но почему?
Вопросов к чемпионату много.
У «Ф-1» есть дождевые шины – почему не использовать их?
Уже, кажется, мифический синий комплект на самом деле во многом бесполезен.
Нынешние 18-дюймовые шины представили в 2022-м году, и тогда в «Пирелли» хвалились статистикой: на скорости 300 км/ч за секунду отводится в сторону 85 литров воды. Но вместе с тем увеличилась ширина резины: 405 мм против 325 мм в 2017-м. Такое комбо привело к огромным завесам – что значительно ударило по видимости на трассе.
Более того, для новых шин выбрали не лучший регламент. С 2022-м года вся аэродинамика машин заточена под граунд-эффект – то есть, скажем так, на «прилипание» к трассе за счет создания под машиной области низкого давления. В результате современные болиды стали формировать еще большие брызги и завесы – которые идут не только от шин, но и от диффузора.
Посмотрите на аварию Изака Аджара на недавнем этапе в Сильверстоуне. Там тоже был дождь и ужасная видимость – и еще только на промежуточных шинах.
С дождевыми, у которых более глубокие канавки в протекторах, было бы еще сложнее.
Кроме того, современные болиды с низким просветом в сравнении с машинами прежних лет легко срываются в аквапланинг: достаточно немного луж в неподходящих местах – и гонщик улетает с трека без возможности хоть как-то повлиять на поведение техники.
Трассу же можно высушить – разве нет?
Можно, у «Формулы-1» есть специальная техника. Ее можно было заметить в том числе в Спа.
Однако здесь большую роль играет особенность трассы. Скажем, на городском плоском треке вполне вышло бы высушить асфальт и быстрее вернуться к гонке.
Но «Спа» – это другой случай. Во-первых, бельгийский автодром – самый протяженный в календаре (7004 м): то есть первый сектор может уже высохнуть, а второй так и оставаться непригодным. Во-вторых, здесь сильные перепады высот на протяжении всей трассы: к примеру, в легендарной связке «О Руж»-«Радийон» пилоты поднимаются на 35 метров.
В таких условиях асфальт сохнет неравномерно – потому даже после около полутора часов ожидания старта Оскар Пиастри пожаловался, что перед «О Руж» все более-менее в норме, но следующая дальше прямая «в ужасном состоянии».
Ни одна техника не справится с этим 7-километровым монстром.
Но раньше же гонялись!?
Это правда, если посмотреть записи гонок прошлого, то можно увидеть немало жестких дождевых заездов. Фанатам наверняка первым на ум пришел Гран-при Бельгии 1998-го – с его известной аварией.
Несмотря на завал, гонку тогда продолжили – значит, можно гоняться?
Проблема в том, что времена сильно изменились. До 2008-го команды могли привозить по 3-4 шасси на Гран-при – то есть если один из болидов разбивался, его могли заменить. В том же 1998-м после суровой череды аварий половина пелотона просто перепрыгнула на запасное шасси. Сейчас же такие инциденты приведут к безвозвратному сходу.
Другой фактор – все те же современные болиды: громадные с широкими колесами и граунд-эффектом машины поднимают огромные брызги, что больнее бьет по видимости.
Изменилась и ФИА: ранее федерация более терпимо относилась к дождевым условиям и останавливала заезд только в крайнем случае. Однако в последние годы взят тренд на безопасные гонки – и сильный дождь в него не вписывается.

Неужели ничего нельзя сделать?
ФИА в курсе, что так продолжаться не может, и уже давно занимается поиском возможного решения.
Один вариант уже опробовали – брызговики. Предполагалось, что их будут ставить только в дождевых условиях.
Первую версию обкатали «Макларен» и «Мерседес» на «Сильверстоуне» в 2023-м, а вторую в середине 2024-го – с «Феррари» на «Фьорано». Однако обе провалились.

«Все было примерно так же, – говорил один из тестеров Скудерии и нынешний пилот «Хааса» Оливер Бермэн. – Нужно вернуться к чертежной доске и вновь все изучить.
Видимость оставалась ужасной. Чуть-чуть, конечно, лучше – но проблема все еще не решена. Мы проехали четыре или пять отрезков, пробуя разные степени открытости брызговиков. Ведь если полностью закрыть шины, то это сильно скажется на их температуре».
Других решений пока не придумали – так что ФИА все еще в процессе. Возможно, с новыми болидами 2026 года (чуть менее крупными и без граунд-эффекта) ситуация улучшится?
Что еще почитать про этап «Ф-1» в Бельгии:
Желанный апгрейд «Феррари» не спас Хэмилтона от провала. Герой квалы в Бельгии – Норрис
Ферстаппен отбился от Пиастри и выиграл спринт «Ф-1» в Бельгии. Как удалось?
«Я был чудовищно зол». 25 лет «обгону века» – Хаккинен против Шумахера
Фото: East News/Yves Herman, Pool Photo