В «Ф-1» новый рекорд: «Мерс» ушел с молотка за $53 миллиона! Вот все самые дорогие машины
В топ-10 шесть «Феррари» – но не в лидерах.
Куда отправляются болиды «Формулы-1» после завершения сезона? Часть разбирают на запчасти и заполняют ими склад на всякий случай, часть отправляют на переработку (крайне редкий вариант), часть превращают в шоукары для маркетинговых покатушек по миру, но чаще всего машины отправляются в командные, заводские и личные музеи.
Большинство «серьезных» организаций с историей вообще стремится собирать всю построенную технику в отдельных тайных ангарах – такие есть у «Макларена», «Мерседеса», «Уильямса» и «Альпин». У «Феррари» есть собственный большой музей в Маранелло, а у «Ред Булл» – в Милтон-Кейнсе.
И временами историческая техника помогает не только для развлечения посетителей завода или зрителей шоу-заездов – иногда она служит залогом по кредитам или финансированию в случае трудного положения команды. Коллекция дорогих победных машин выступила гарантиями для «Уильямса» и «Макларена» в годы коронавируса, когда английским легендарным организациям срочно потребовались вливания для поддержания жизни в карантине.
Потому коллекции нужно поддерживать не только в рабочем состоянии, но и постоянно подтверждать ее финансовые оценки – чтобы в случае форс-мажора получить более справедливую сумму. И рано или поздно несколько исторических машин любых команд так или иначе попадают на аукцион для фиксирования их ценности – и ради заработка и красивой отчетности для владельцев, и ради повышения капитализации всей команды и компании. Ведь обычная команда «Ф-1» – даже успешная – все-таки будет стоить дешевле, чем такая же с портфолио из десятка ликвидных суперболидов на 10 млн каждый.
Популярность гонок взяла невиданные высоты в последние годы, вызвав еще и ажиотаж на исторические и победные болиды «Ф-1» – и команды начали все чаще выходить с особенными предложениями на аукционы. Растущие суммы сделок только дополняют ценности к их стоимости, уже превысившей $700 млн за каждую.
«Рынок для современных болидов «Ф-1» переживает огромный всплеск интереса со стороны коллекционеров в последние годы, – подтвердил глава маркетинга и связей с общественностью аукционного дома Sotheby’s Питер Хэйнс. – Интерес трансформировался в значительный рост цен на машины, которые мы теперь можем запрашивать.
На рынке теперь много денег, и коллекционеры могут себе позволить покупать такие невероятно сложные и дорогущие в содержании и обслуживании болиды – теперь к нам обращаются заинтересованные лица с достаточным количеством ресурсов.
Производители вроде «Феррари», «Макларена» и «Уильямса» создали отдельные подразделения, чтобы обслуживать клиентов и предоставлять им склады и техническую поддержку для работы над болидами».
Интерес к подобной технике вечен: тренд на диверсификацию инвестиций раздувает коллекционный рынок не только любителями олдскульных машин, но и желающими вложиться во что-то вроде шедеврального искусства. Только более понятное и «доступное»: все-таки современных художников с любым именем понимают не все, громкие работы старых мастеров выставляются совсем редко, и шанс проиграть ставку, нарваться на подделку или навести грабителей намного выше.
Олдскульные болиды «Ф-1» с победной историей – не менее классный актив. Они тоже – произведение искусства (но технического), вызывают визуальный восторг и существуют в единственных экземплярах. А еще их крутость легко подтверждается багажом выигранных заездов и заводскими сертификатами – также в комплекте с машиной идет и техобслуживание с поддержанием актива в идеальном состоянии. Остается только перебить конкурентов и подождать десяток лет!
Вот и 1 февраля 2025 года рекорд стоимости пал на очередном аукционе RM Sotheby’s. На него впервые для частного доступа выставили «Стримлайнер» «Мерседеса» 1954-го – W 196 R Stromlinienwagen.
Это легендарное шасси 00009/54 специально для сезона «Ф-1» 55-го под скоростные трассы. На нем будущий пятикратный чемпион выиграл домашний Гран-при в Буэнос-Айресе, а сэр Стирлинг Мосс вышел на старт финального заезда в Монце, начал с первого ряда, установил быстрейший круг и сошел из-за отказа мотора.
В 1956-м немецкая марка ушла из «Ф-1» и всех гонок после кошмарной смертельной трагедии на «24 часах Ле-Мана», а в 65-м передала это шасси в музей «Старой кирпичницы» Индианаполиса – IMS. Там машина тщательно хранилась и обслуживалась 59 лет подряд, покидая ее стены только ради единичных важнейших выставок: вроде «Парада элегантности» на острове Амелия в 1996-м, Канадского международного автошоу в 2003-м и для открытия реновированного Автомобильного музея Петерсена в 2015-м. Последние появления на публике – в американском «Фестивале скорости» Сономы в 2019-м и еще один визит на «Парад элегантности» в 2020-м. А после шасси отправилось на предпродажное турне – вновь на выставку в музей Петерсена, затем на смотр в Пеббл-Бич, и затем на аукцион. В продаже этот «Мерседес» стал первым в своем роде: всего их линейки сохранилось 10 экземпляров, но остальные до сих пор стоят в разных музейных коллекциях.
Этот же побил рекорд: ушел с молотка частному владельцу за 53 млн долларов. Абсолютный рекорд для болидов «Ф-1» – и современных, и олдскульных.
Впрочем, практически все гоночные машины той эпохи оцениваются в миллионы – даже сгоревшие до остова. Просто с ними в комплекте идут уникальная история, гарантированная ручная кастомная работа и абсолютная уникальность: относительная стандартизация деталей пришла в «Ф-1» только с развитием технологий и более «фабричного» производства в 70-е. А в 50-е даже самые успешные и качественные модели выпускались тиражами лишь в пару десятков – многие не дожили до наших дней.
И каждое попадание такого бриллианта на аукцион вызывает гонку ставок, повышение оценки в разы и грандиозные сделки. Рекорды обычно падают каждый год.
Но какие же аукционные сделки по современным болидам «Ф-1» – исключая ретроэпоху до 80-х – самые дорогие в истории?
12. «Феррари» 126С2 1982 года – продана за $2 млн в 2019-м
Линейка этих машин не была особенно успешной, но данная модель поразила ценой из-за редкости – ведь речь идет о последнем дошедшем до наших дней шасси всей серии 126-х!
Вообще болид той серии взял в 82-м Кубок конструкторов, но конкретно это шасси помогло победить Патрику Тамбэ на Гран-при Германии, а Марио Андретти взял на нем поул и подиум на Гран-при Италии. Пирони чуть не взял на похожей титул.
Модель полностью восстановили заводскими ретродеталями перед продажей. Таких осталось очень мало из-за крайне аварийной эпохи – только в Скудерии в том году из-за аварий простились с Жилем Вильневым, а Пирони тоже не добрался до финала сезона из-за крэша в Германии.
11. «Макларен» MP4/21 2006 года – продан за $2,76 млн в 2023-м
Знаменитый болид Кими Райкконена, который не выиграл ни единой гонки в сезоне, однако все равно прославился – благодаря моменту на Гран-при Монако, когда финн после схода направился на свою яхту прямо после эвакуации из кокпита.
Именно то шасси и продавали на финальном этапе сезона 2023-го в Абу-Даби.
10. «Уильямс» FW14B 1992 года – продан за $3,4 млн в 2019-м
Одна из лучших и самых доминирующих машин в истории «Ф-1», построенная под руководством одного из самых успешных и продвинутых инженеров серии Эдриана Ньюи.
С ней Мэнселл выиграл титул, 9 гонок и 14 поулов, его напарник Патрезе – еще поул и гонку, а «Уильямс» – Кубок конструкторов.
На аукцион же вышло шасси №FW14/08 – с ним Мэнселл гонялся в первых пяти Гран-при сезона и на нем как раз и создал решающий отрыв с пятью поулами и победами подряд. Затем команда выдала это шасси Патрезе, поскольку он подозревал техническое преимущество одной машины – с Гран-при Великобритании на ней гонялся Рикардо.
Его продали на «Фестивале скорости» в 2019-м для «обновления личной коллекции» за $3,4 млн.
9. «Макларен» MP4/8A 1993 года – продан за $4,5 млн в 2018-м
Удивительно, но это единственный болид трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны в топ-10 – хотя, наверное, остальные (пока) просто не выставляли на продажу. Все-таки их музейная ценность колоссальна.
MP4/8A стал последней машиной «Макларена» в карьере Сенны – на ней он выиграл 5 гонок за год, но занял второе место и уступил титул Просту.
Уточнение «А» в названии модели появилось потому, что «Макларен» построил В-версию шасси для тестов мотора «Ламборгини».
На аукцион выходило шасси №MP4/8-6 – на нем Сенна побил рекорд по количеству побед на Гран-при Монако: шестой раз выиграл на самой престижной гонке сезона в карьере. Достижение никто не превзошел до сих пор, и сделка состоялась тоже в рамках торгов на Гран-при Монако.
8. «Макларен» MP4-25A 2010 года – продан за $6 млн в 2021-м
Это болид для Льюиса Хэмилтона после одного из ключевых смен регламента за последние 15 лет – на таких машинах «Макларен» выиграл 5 гонок в том сезоне и взял второе место Кубка конструкторов.
На аукцион выставляли конкретно первое шасси из серии 25A-01 – с ним команда приезжала на тесты, а затем на нем гонялись и Льюис Хэмилтон, и Дженсон Баттон. Однако базовым оно стало именно для будущего семикратного – на нем он сражался с Шумахером на Гран-при Китая и взял два подиума.
Один из немногих болидов, который перед продажей восстановлен производителем и мотористом до состояния «готов к пилотажу» – вместе с возможностью обслуживания за дополнительные взносы.
7. «Феррари» F2002 2002 года – продана за $6,7 млн в 2019 году
Болид, выигравший в 2002-м 14 гонок и оба титула «Ф-1». 10 побед – только на счету Михаэля Шумахера: он не покидал первых двух мест.
Конкретное шасси, выставленное на аукицон, принесло Михаэлю победы на Гран-при Сен-Марино, Австрии и Франции. А в конце сезона Красный барон сравнялся с Хуаном Мануэлем Фанхио по чемпионским титулам.
Сделку совершили в конце 2019-го после закрывавшего тот сезон Гран-при Абу-Даби.
6. «Феррари» F300 1998 года – продана за $6,8 млн в 2022-м
Внезапно не чемпионский болид Михаэля Шумахера, однако не менее легендарный – ведь именно на нем Красный барон участвовал в легендарной схватке с Микой Хаккиненом на «Макларене» от Ньюи. Также именн F300 заложил концептуальную основу всем последовавшим доминировавшим «Феррари».
А на конкретном шасси, получившем внушительный ценник, Шумахер выиграл все четыре гонки из четырех: канадскую, британскую, французскую и итальянскую (всего Михаэль в том году победил 6 раз). Редкий экземпляр может таким похвастаться – в истории «Феррари», например, больше нет шасси с накатом в 3+ Гран-при и стопроцентным победным результатом.
5. «Феррари» F2001 2001 года – продана за $7,5 млн в 2017 году
Одна из самых успешных машин в истории «Феррари»: 9 побед в 2001-м и четвертый титул на счету Михаэля Шумахера.
Конкретное шасси с аукциона помогло Красному барону в победе на Гран-при Монако и Венгрии.
Почему же оно ушло дороже многих более славных соперников? Просто оно оказалось одним из первых чемпионских и победных машин Шумахера на продаже – пока большая часть остальных еще стояла в музеях. Оттуда и надбавка за эксклюзив, и бенчмарк цены – следующим экземплярам пришлось перебивать.
4. «Феррари» F2003 2003 года – продана за $15 млн в 2022-м
Легендарное шасси под номером 229 – одно из самых успешных в истории: его использовалось в гонках 9 раз, в том числе в решающем Гран-при Японии, по итогам которого Михаэль завоевал титул и превзошел рекорд Хуана-Мануэля Фанхио по числу выигранных чемпионских званий. Были и 5 побед: в Испании, Австрии, Канаде, Италии и США. А еще три поула, три быстрейших круга и два подиума – на Гран-при Монако и Гран-при Франции.
Всего за время Шумахера в «Феррари» накопилось только четыре шасси с четырьмя и более победами за сезон – и это одно из них. Остальные выходили на аукцион.
«Болиды «Формулы-1» такого качества и происхождения редко появляются на рынке, и эта машина – лучшая из лучших. Мы рады, что цена на этот болид достигла мирового рекорда для подобного рода техники. И это действительно отражает всю ценность данного шасси», – рассказал директор аукциона.
«Феррари» отреставрировала болид в 2022-м и выдала официальный сертификат (так называемую «Красную книгу»). В концеплекте шел и легендарный 3-х литровый V10 – с момента восстановления он преодолел только 200 км, так что его можно назвать почти новым. А на самом болиде до сих пор установлены оригинальные детали с гонок – их Скудерия и как раз тщательно устанавливала на недавнем обслуживании на базе.
Потому на момент сделки это был рекорд для современных болидов «Ф-1».
3. «Мерседес» W04 2013-го – продан за $19 млн в 2023-м
В дни самого роскошного, дорого и важного этапа современной «Формулы-1» аукционный дом RM Sotheby’s проводил торги буквально в рамках Гран-при в отеле Wynn – партнере этапа. Там впервые в истории на продажу поступил болид «Мерседеса» из современной эры «Ф-1» – W04-04 2013 года.
Это второе шасси сезона для Льюиса Хэмитона – на нем он провел большую часть дебютного сезона в «Мерседесе» (14 из 19 гонок), взял четыре подиума, поул и победу на Гран-при Венгрии. Да, это первый победный «Мерседес» будущего семикратного – первая ступень к успеху их альянса.
Потому вместе с отсутствием других современных болидов «Ф-1» немецкой марки на рынке в данный момент аукцион был обречен на крупный чек – и покупатель нашелся: за W04-04 выложили $18,8 млн.
2. «Мерседес» W196R 1954 года – продан за $29,6 млн в 2013-м
И для сравнения с продажами современных болидов просто невозможно забыть о «вечном» десятилетнем рекорде, который, наверное, сможет перебить только новая продажа ранее невыставленных болидов Сенны или Хэмилтона.
На W196R гонялся Хуан Мануэль Фанхио – и на этом шасси аргентинский гений взял второй из своих титулов «Формулы-1» в 1954-м, а также выиграл Гран-при Германии и Швейцарии,
Та машина прославилась не только победами, но и эпохальной сутью: ведь именно с нее начался первый сезон «Мерседеса» в «Формуле-1». Затем после аварии на «24 часах Ле-Мана» немецкий автопроизводитель надолго ушел из гонок, оставив только несколько машин-шедевров.
W196R Фанхио стала еще и пятой по стоимости машиной в истории на момент продажи – для аукциона еще 2013-го на «Фестивале скорости» сделка выглядела просто колоссальной. Такой же выглядит и до сих пор.
1. «Мерседес» W196R Stromlinienwagen. 1954 года – продан за $53 млн в 2025-м
Это легендарное шасси 00009/54 специально для сезона «Ф-1» 55-го под скоростные трассы. На нем будущий пятикратный чемпион выиграл домашний Гран-при в Буэнос-Айресе, а сэр Стирлинг Мосс вышел на старт финального заезда в Монце, начал с первого ряда, установил быстрейший круг и сошел из-за отказа мотора.
В 65-м передала это шасси в музей «Старой кирпичницы» Индианаполиса – IMS. Там машина тщательно хранилась и обслуживалась 59 лет подряд, покидая ее стены только ради единичных важнейших выставок.
В продаже этот «Мерседес» стал первым в своем роде: всего их линейки сохранилось 10 экземпляров, но остальные до сих пор стоят в разных музейных коллекциях.
Этот же побил рекорд: ушел с молотка частному владельцу за 53 млн долларов. Абсолютный рекорд для болидов «Ф-1» – и современных, и олдскульных.
Феррари создавал только изящные авто. Его подход – искусство, и «Ф-1» была главной частью
Вечные рекорды «Ф-1» – 11 достижений, которые нельзя побить
Фото: ECKEHARD SCHULZ,Jayne Russell, Steven Tee, Alex Penfold/Global Look Press; Gettyimages.ru/Michael Cooper, Peter Fox; Mercedes-Benz; rmsothebys.com