Первая команда «Ф-1» вышла из отпуска: еще январь, а они уже на тестах. Зачем?
Обкатка новичков и новой сделки с мегазаводом!
Середина января обычно – время глубокого межсезонья в «Формуле-1».
Команды корпят на базах, а гонщики в основном до начала февраля отдыхают, занимаясь физподготовкой в кэмпах в перерывах между катаниями на лыжах или прочими экстремальными активностями.
Но «Формула-1» меняется – растет конкуренция, появляются новые правила, возможности и разрешения. С внедрением потолка расходов команды оказались жестко ограничены в тратах на создание и развитие болида, а также на поддержание трековой команды и боевые тесты – однако новая реальность создала и мощную устойчивую финансовую модель.
У большинства коллективов появились дополнительные деньги, возможности их потратить за пределами потолка и мотивация инвестировать их во все мыслимые аспекты, способные повлиять на результат.
По базам серии прокатилась волна реновации и улучшения симуляторов для пилотов (помогает в поиске настроек, виртуальной проверке обновлений и подготовке к трекам).
А еще все больше команд создают дополнительные полноценные ответвления от трековых подразделений – тестовые группы TPC (Testing Previous Cars). Ведь теперь регламент позволяет катать на частных тестах машины даже актуальных поколений (но не «младше» двухсезонной давности), на сколько хватает денег, персонала и усидчивости.
Сдвигается и время возвращения к работе.
Теперь – с новыми правилами и возможностями – трековый сезон начинается уже в середине января. 15-го на традиционном испытательном автодроме в испанском Хересе в болидах «Ф-1» выехали новички Кими Антонелли за рулем «Мерседеса» и Оливер Бермэн за рулем «Хааса».
Но если для бывшей команды Хэмилтона и его сменщика такие испытания более привычны (в рамках подготовки юниоров) и проводятся на уже совсем неакутальной W11 2020-го, то для маленькой американской команды столь раннее возвращение на трек – монументальный сдвиг.
Ведь на следующий день за руль сели еще и второй новичок Эстебан Окон…
... и пилот «Формулы-2» Ритомо Мията – чемпион японских «Супер-Формулы» и «Супер ГТ».
Все трое катались на VF-23 – машине 2023 года, самой близкой из доступных и разрешенных к современной. По сути, почти на актуальной – из-за стабильного регламента и минимальных технических изменений их характеристики, свойства и поведение базово очень близки.
И да, еще никто в «Ф-1» не тестировал в безлимитном накате настолько актуальные машины! «Хаас» открыл сезон. Казалось бы, слишком рано – ну какие полезные данные или фидбек они смогут получить на зимних холодных заездах без малейшей корреляции с условиями хоть какого-то Гран-при?
Но для маленькой американской команды заезды в Хересе еще важнее, чем может показаться – ведь до 2025-го у них вообще не было программы ТРС и соответствующего подразделения!
Как «Хаас» жил раньше? Что теперь изменилось?
Хоть команда и существует уже 10 лет, все равно самая молодая в «Ф-1» – и по дате создания, и структурно. Остальные – несмотря на переименования, перепродажи, переезды и реструктуризации – всегда имели основу, предыдущий штат, базу и накопленные компетенции.
«Хаас» стартовал в 2016-м после сборки с нуля: штат в 300 человек комплектовали параллельно с покупкой бывшей базы «Маруси» в Барнбери как логистического центра, выстраивали коммерческий отдел в Северной Каролине, физическое производство шасси и компонентов доверили итальянской «Далларе» (поставщик болидов для моносерий вроде «Ф-2», «Супер-Формулы», «Индикара» и многих других юниорок классами пониже). Дошло даже до аренды инженеров, расчетных мощностей и части базы у «Феррари» для развития болида.
Просто с нуля трудно было собрать и структурировать все нужные ветки в едином работающем «дереве» всего за пару лет. Даже в успешном и прорывном 2024-м «Хаас» оставался самой маленькой командой по числу сотрудников с практически наименьшим бюджетом – 180 млн на все, включая и маркетинговые, и трековые активности.
Потому на шоу-заезды и программы частных тестов просто не оставалось денег. Как и финансирования на создание отдельного подразделения для ТРС – а постоянный штат и так был слишком маленьким и размазанным по США, Великобритании и Италии.
Однако к концу 2024-го у «Хааса» наконец появилась мощная основа для прогресса и превращения в «настоящую» команду «Ф-1» – техническое партнерство с гоночном подразделением «Тойоты» Gazoo Racing.
Японский автогигант не просто прилепил наклейку на корпус и баннеры американской команды, а подписался под полным содействием в развитии «Хааса».
«Будучи самой маленькой командой в пелотоне, мы сталкиваемся с нехваткой некоторых ресурсов и оборудования, из-за чего становится сложно понять определенные вещи [связанные с развитием болида]. Чтобы стать более конкурентоспособными в середине пелотона, мы ищем того, кто предоставит нам ресурсы и лошадиные силы, у кого есть оборудование, которым он умеет пользоваться.
Я искал способ ускорить развитие команды, задавал себе вопрос: «Как продвинуться быстрее за наиболее короткий срок?» И тут мы начали беседовать с Кадзи-саном из «Тойоты». Они как раз хотели того же, что и мы. Это было взаимовыгодное дело.
Они хотят ознакомиться с последними новинками «Ф-1», например, с новыми навыками инженеров. У нас как раз это есть, но нет их возможностей в виде средств и оборудования. Нет такого количества людей и ресурсов», – отмечал босс «Хааса» Комацу во время пресс-конференции, посвященной новому альянсу.
В первую очередь «Тойота» поможет «Хаасу» в развитии обвеса болида: при поддержке команды японцы будут разрабатывать и создавать набор деталей, не закупаемых по другим контрактам. Японская компания предоставит доступ к аэротрубе в Кельне – ее строили для собственной команды «Ф-1» (покинула чемпионат в 2009-м), затем сдавали в аренду «Макларену», а в последний год ей активно пользовался новичок серии с 2026-го «Кадиллак» для подготовки первых версий болидов.
Еще «Тойота» здорово продвинула команду – на базе в Барнбери впервые установлен собственный симулятор. Японцы помогли с поиском оборудования и финансированием – теперь осталось откалибровать.
Также сотрудничество с «Тойотой» означает привлечение новых специалистов. «Хаас» как раз планировал расширение штата на 10% - туда могут включить и часть японских инженеров, ведь они теперь будут напрямую вовлечены в деятельность команды.
Но самое главное – именно благодаря японским вложениям «Хаас» наконец-то может организовывать программы TPC! Более того, как раз запуск и активное участие в ней и были главным двигателем сотрудничества со стороны «Тойоты».
«Раньше у нас такого не было, – рассказывает Комацу. – Если гоночный инженер, инженер по производительности решит уйти или у него не получится посетить гонку, то для нас это большая проблема, мы ограничены временем. Проводить тестовые программы самим – для нас это слишком большие затраты.
Нашу организацию надо усилить. Мы должны ее развивать, и благодаря программе TPC мы начнем обучение новых или молодых инженеров, механиков – они могут начать на этих тестах, также на них могут работать наши резервные специалисты. Программа TPC создаст лучшие условия для укрепления команды.
«Тойота» очень поддерживает эту инициативу, к тому же у них есть желание предоставить место пилотам в рамках этой программы, чтобы те набирались опыта в управлении болидом «Ф-1».
Если мы захотим провести 20 дней тестов, то сможем это сделать. Для тестов мы нанимаем людей в штат «Хааса». «Тойота» также предоставит часть специалистов. Это будет полностью совместная работа»
В чем же польза таких тестов для команды «Ф-1»? А для инвестора?
Зимние тестовые заезды, конечно, не помогут команде с подбором настроек или понимаем шин на будущее, но закроют сразу несколько важных аспектов.
Во-первых, и Бермэн, и Окон – в принципе новички «Хааса» с минимальным накатом на американских болидах. Им любой километраж крайне полезен – хотя бы для знакомства с техникой, подходом, бригадами и внутренними процессами.
Во-вторых, даже такие зимние тесты помогут с калибровкой нового симулятора – ведь как раз данные машины 2023-го точно обработаны всеми возможными способами и перенесены в виртуал.
В-третьих, такие выезды – самые ранние из возможных – помогут сразу понять, кого брать в штат тестовой команды, что менять в симе, что – дорабатывать с пилотами и предоставлять им к изучению. Ведь и Окону, и Бермэну тоже требуется осваиваться с новым симом.
А важность понимания с вакансиями особенно важна – ведь пока «Хаас» еще не успел расшириться:
«Сейчас мы занырнули, и все люди просто работают больше, – пояснял Комацу. – Нам потребуется еще пара месяцев для стабилизации. Эффект на трассе появится только через год, самое меньшее».
К таким новаторским идеям «Хааса» стоит присмотреться: в прошлом году они первыми и единственными на предсезонных тестах забили на все, кроме длинных отрезков – с целью взять под контроль понимание шин.
Сработало: именно благодаря этому фактору Нико Хюлькенберг выдавал взлеты в топ-10 квал и гонок, команда стабилизировала темп и наконец начала выпускать работающие обновления. Теперь – следующий шаг?
Плюс для «Тойоты» – в обкатке ее пилота Ритомо Мияты и их инженеров. Они получат еще больше опыта для переноса в другие проекты – параллельно с работой другого японского резервиста Ре Хиракавы в «Альпин».
Зачем это японскому автогиганту? Просто гоночная программа «Тойоты» впала в стагнацию, и ей срочно нужен толчок.
И в ралли (WRC), и в гонках на выносливость (WEC) японцы доминировали много лет, однако теперь в ралли в лидеры вернулся «Хендэ», а в WEC класс гиперкаров превратился в образец конкуренции – и сейчас «Тойота» идет второй, уступая «Порше».
«24 часа Ле-Мана» два года подряд уплывают «Феррари», а конкуренция только растет с вхождением все новых и новых заводов и прогрессом соперников. Японская команда, кажется, отвыкла развиваться с такой скоростью и теперь не успевает. Нужно вспоминать, как это делать.
И куда еще идти за решением проблемы, если не в «Ф-1»? Именно здесь требуются лучшие технологические решения, вращаются топовые знания, а цикл разработки и производства – быстрейший. Если открыть секрет быстрого развития здесь – перенес культуры в другие серии должен стать проще.
Помимо сделки с «Хаасом» «Тойота» раньше устраивала Ре Хиракаву в «Макларен» – еще до «Альпин». Цель – вобрать как можно более широкую рамку знаний и компетенций. Просто такие большие команды явно согласны обучать, но не согласятся стать полигоном для испытаний. «Хаас» же ради прогресса готов на все – и ему достаются технические мощности и компетенции в обмен на полный доступ к информации с базы, симуляторов и трековых тестов.
Фактически первые заезды сезона в «Ф-1» провела даже «Тойота», хотя они стали самыми ранними в современной эре и первыми в истории «Хааса». Причем «Тойота» целит не совсем в «Ф-1». Вот настолько они эпохальны!
Незаметный шаг для большой серии – но огромный скачок и для команды-сюрприза, и для автогиганта с самыми большими продажами на рынке!
Что еще почитать про взлет «Хааса»?
Аутсайдер «Ф-1» из США усилился «Тойотой»! Суперзавод возвращается в Гран-при со всей мощью?
Над чем должны поработать команды «Ф-1» для рывка в 2025-м? Кстати, два болида уже готовы
Аутсайдер «Ф-1» раздобыл победителя Гран-при на пике формы. Как им это удалось?
«Новый Леклер» провалился в молодежке, но повышен в «Ф-1». Как? Хватило одной гонки?
Фото: Gettyimages/Mark Thompson, Mark Sutton, Peter Fox; Panoramic/Keystone Press Agency