16 мин.

Как дела у всех гонщиков «Ф-1» перед летним перерывом? Суперкоротко!

Кто на взлете, кто на спаде?

«Формула-1» добралась до традиционного августовского перерыва – поры обязательных (по правилам!) отпусков и закрытия баз на две недели. Позади – 14 Гран-при, впереди – пляжи, чилл, реновация заводов и возвращение в схватку за титул.

Команды проехали большую часть европейского сезона, внедрили множество обновлений (а кто-то уже снял часть из них как бесполезные), завершить цикл апгрейдов и несколько раз перемешать расстановку в пелотоне.

Но как дела у самих пилотов? В прошлый раз мы оценивали их положение после девятого Гран-при, и с тех пор главный неудачник взял подиум, Пиастри и Норрис столкнулись в схватке за лидерство в гонке, Хэмилтон и Леклер последовательно впали в депрессии, шумиха вокруг потенциального перехода Ферстаппена в «Мерседес» вспыхла и погасла, Лоусон отыгрался за увольнение из «Ред Булл», а среди новичков – новый кандидат в звезды.

Как же у всех дела теперь?

Оскар Пиастри

Только год назад он выиграл первый Гран-при, а теперь лидер и фаворит чемпионата с образом самого стабильного, хладнокровного и устойчивого парня. Эпизодические поражения от Норриса, доработка машины напарника и отказ от распределения ролей никак его не трогают – австралиец просто делает свое дело.

Чем-то напоминает Хэмилтона во время дуэли Льюиса против Росберга – прежде всего темпом на трассе (приближается и удаляется так же неумолимо).

Ландо Норрис

Продолжает кататься на качелях из десятка мелких ошибок в квалах и преследовании Пиастри до грандиозных безошибочных отрезков на изношенных шинах для удержания победы. Проявляется интересная закономерность с психологией Ландо: удерживать первое место при любом уровне давления и в трудных обстоятельствах ему намного легче, чем догонять в режиме «побеждать сейчас» – именно тогда и вылезают промахи мимо апексов и точек торможения.

Потому с одной стороны у Норриса все классно: он выиграл гонку после проваленной Бельгии, квалификации в Венгрии и плохого старта. Но глобально он все еще позади в личном зачете с отставанием в 9 баллов – и вновь надо догонять.

Макс Ферстаппен

Окончательно отказался от места в «Мерседесе», хотя и заявил, что больше не ждет побед в 2025-м. Кажется, его уже немного раздражает, как все в «Ред Булл» уповают на его форму как на что-то естественное. При этом даже обновленная машина перестала выдавать желаемый темп на «граничных» автодромах вроде Бельгии и Венгрии.

Максу остается только веселиться на треке при помощи агрессивных обгонов, плотнее заниматься личной гоночной командой и планами стартов в GT3, а еще болидом 2026-го – судя по постоянным повторяющимся комментариям о выходе из борьбы за титул, его все меньше интересует актуальная расстановка.

Джордж Расселл

Один из самых стабильных пилотов нынешней «Ф-1»: когда машина управляема – можно смело ждать его на подиуме хотя бы третьим. В Венгрии примета сработала: после череды слабых финишей и отказа от новой подвески он вновь чуть не взял поул и заехал в топ-3 – шестой раз в сезоне. Это больше, чем у Ферстаппена!

Причем в отпуск Джордж внезапно уходит в сильной позиции. Все лето «Мерседес» и сам Расселл разгоняли тему о трансфере Макса, а к самому перерыву №63 финишировал выше чемпиона и заявил прессе, что не ждет переподписаний в августе. С учетом слухов об обсуждаемом многолетнем контракте на $40 млн – Джордж, похоже, попытается выжать из команды лучшие условия, особенно не имея альтернатив на рынке.

Шарль Леклер

Кажется, истинное ментальное состояние Шарля как раз и проявилось на середине гонки в Венгрии. Казалось бы, машину наконец поправили и она может претендовать на поул с победой. Но вдруг «Макларен» обманывает «Феррари» с пит-стопами, Леклера отправляют на слишком раннюю остановку, с техникой происходит что-то странное, темп падает на две секунды – и Леклер взрывается по радио.

До Венгрии дела обстояли примерно так же: Шарль с трудом удерживал соперников позади в попытках дотянуть-таки до очередного подиума, а по радио отвечал «оставьте меня в покое». Но не спешите его жалеть: это вполне обычное положение Леклера в Скудерии – и он как раз накануне рассказал о значении выступлений за «Феррари». По его версии, это значит намного больше, чем титулы Ферстаппена или новые поражения от Норриса и Пиастри.

Льюис Хэмилтон

Дорогую звезду «Феррари» словно разрывает из-за расхождений реальности с мечтами. Льюис явно видел себя триумфатором, возвращающим алых на вершину, но выходит пока хуже, чем у Феттеля и Алонсо – 0 подиумов при пяти у напарника. Воспоминания о неудачах Себа и Фернандо всплыли уже и у самого Хэмилтона.

В итоге получается хаос.

Льюис то требует обновлений, то настаивает на переключении на следующий сезон. То поддерживает шефа Фредерика Вассера, то рассылает документы с предложениями об улучшениях в команде не только ему, но и верхушке компании как раз в момент ревизии. Извиняется за личные ошибки в квалификациях, а через день сваливает их на «новый элемент машины, который подводил и напарника ранее». Он назвал интеграцию в культуру команды «настоящей битвой», а сезон – самым тяжелым в карьере.

В Венгрии все тоже закончилось предложением «Феррари» его заменить, а затем – отказом сдаваться.

Если бы в профиле можно было устанавливать «корпоративное положение» как семейное, у Льюиса точно было бы «все сложно».

Кими Антонелли

Череда сходов, неудачных квалификаций и средних результатов наложились на слухи о переходе Ферстаппена в «Мерседес» – либо в пару к молодому юниору, либо на замену. Одни только обсуждения возможной аренды в условный «Альпин» уже, должно быть, давили на 18-летнего дебютанта, а вместе со всем остальным – он просто не выдержал и надломился.

После обоих неудачных квалификаций на Гран-при Бельгии он выходил к прессе заплаканным, Хэмилтон приходил к нему в моторхоум для поддержки, а шеф Тото Вольфф обещал по 500 евро за каждую ошибку – лишь бы Антонелли не прекращал атаковать.

Но в целом это не только личное падение: «Мерседес» взял на себя существенную часть его регресса. Обновления не сработали как рассчитывалось и поменяли поведение болида слишком сильно, а еще команда два сложных Гран-при подряд – в Британии и Бельгии – отказывала на предложения Антонелли по смелым переходам на шины для влажной и сухой погоды.

Впоследствии его призывы оказывались верными, но Кими страдал из-за консерватизма «Мерседеса». Откат на старую подвеску тут же вернул юному итальянцу уверенность в себе.

Алекс Албон

Как только «Уильямс» решил проблемы с перегревом и срывами в поворотах, тут же вернулся в топ-10 и к амбициям в топ-5. Доказал: три провала и схода подряд – действительно технические сбои, а не колебания в форме. В остальном же Алекс проводит самый ровный, стабильный и зрелый сезон.

Нико Хюлькенберг

Кажется, немецкий ветеран воспринял сезон в цветах «Заубера» перед трансформацией в «Ауди» как переходный и сразу подошел к нему с полным спокойствием.

Оттуда – и бесконечные ошибки в квалификациях, и ляпы на пит-лейн. Зато – без психологического давления Нико наконец пробил самый важный барьер в карьере и взял подиум на Гран-при Британии в сложнейших условиях. Изменился ли его подход после?

Нет: забыл принести шлем в подиумную комнату, а на следующем этапе все продолжил. Ветеран просто кайфует от очков и развития карьеры.

Эстебан Окон

Заезды в очки для «Хааса» сейчас – редкость, потому остается только терпеть и ждать шанса: когда ошибутся соперники, а план «Хааса» вместе с настройками попадет в точку. Но Эстебан знал, на что шел, и, в общем, вся его карьера построена на использовании таких моментов. Если видите, как он пропадает в подвале несколько Гран-при, а потом внезапно стреляет на пятое место в спринте – знайте: так и должно быть. И у Эстебана все в порядке.

Фернандо Алонсо

Дождался хоть какого-то прогресса болида и вновь напомнил миру, как может рубиться за топ-5 в квалификациях и за очки в гонках. Но фундаментальные слабости техники не исчезли: зеленая машина все еще выдает эффективность кирпича на прямых, вызывая фрустрацию испанского ветерана по радио.

В Венгрии все дошло до гонок через боль в спине, поврежденной как раз на таких «прямиках» «Спа-Франкоршама» – самое громкое напоминание, что Алонсо уже 44. Стоит ли итог таких жертв? Пара заездов в топ-10 уже есть – в предыдущем обзоре он оставался чуть ли не последним без очков в компании абсолютных аутсайдеров.

Ланс Стролл

Все чаще переходит в режим Кими Райкконена – лютой ненависти к медиа и любым активностям, кроме гоночных. Да и трековые приключения, кажется, совсем не радуют: теперь даже при трудном затаскивании болида в топ-10 Ланс высказывается по радио о качестве техники: «Худшая куча дерьма, которой я управлял в жизни».

Очень похоже, что Стролла действительно мотивирует только борьба за высокие позиции. Пока машина далека от попадания в топ-5, Стролл словно впадает в летаргию – и лишь временами оживает для новой порции злости. Кажется, его здорово раздражает, что прогресс личной команды с супербазой занимает практически вечность.

Изак Аджар

Восхищения стартом сезона поутихли по мере небольшого спада в результатах, прогресса напарника Лиама Лоусона и стабилизации Юки Цуноды в «Ред Булл»: стало ясно, что еще одного моментального повышения не случится.

Аджар же после череды финишей в топ-10 на более пилотажных треках начал собирать типичные помарки новичков с чрезмерным износом шин и не всегда точно реализовывал сложные для дебютанта стратегии «Рейсинг Буллз». Пока он на спаде, но про его звездный старт еще помнят.

Пьер Гасли

Первым вынес в публичное поле отсутствие обновлений «Альпин» с Гран-пр Испании – явно от порыва облегчить себе хотя бы моральные страдания и объяснить, куда пропали амбиции битв за топ-10.

А еще подчеркнуть личный героизм по затаскиванию результатов вроде 6-го места в Британии – в роли машиниста «паровозика DRS». С одной стороны, ситуация явно сыграет на пользу его восприятия в глазах общественности – Пьер точно опять станет для всех невоспетым героем. С другой, сам Гасли вряд ли доволен и с трудом подавляет фрустрацию по радио после каждой неудачной сессии.

Лиам Лоусон

Полностью восстановил реноме после провального старта сезона – все вновь видят, как классно он умеет работать на команду, сдерживать соперников и экономить шины. Производит впечатление очень зрелого гонщика, а разговоры о потенциальной замене на нового юниора «Ред Булл» утихли. Завершил доотпускной этап по-настоящему эффектно: отказался пропускать Ферстаппена в финале Гран-при Венгрии и финишировал выше всех из программы «Ред Булл».

Карлос Сайнс

Наверное, один из самых разъяренных ситуацией среди пилотов: машина позволяет временами претендовать на топ-6 и очки как минимум, но постоянно что-то происходит! Технические отказы с выключением мотора/телеметрии/радио, разрушительные нырки соперников, невезение с погодой и стратегией, провальные моменты выезда в квалификации… А напарник в то же время как раз собирает зачетные баллы и идет лучшим после «большой семерки».

А за кадром еще больше работы: именно Карлос включился в исправление базовых недостатков машины и подталкивал команду к досрочному внедрению обновлений. Получилось – на два Гран-при раньше срока. Но плоды все равно ушли прежде всего Албону. Сайнса как будто кто-то проклял – и ему остается только проклинать все в ответ. 

Габриэл Бортолето

Пока напарник-ветеран кайфует, бразильский дебютант уже полноценно адаптировался и показывает амбиции. Превзошел Нико по квалификациям и чистому темпу, нагоняет в решающих заездах, требует пропуска и преимущества по стратегии и привозит очки. Лучшую первую половину года трудно представить.

Эффектно ушел в отпуск – с шестого места на Гран-при Венгрии и под комментарии своего менеджера Фернандо Алонсо в стиле «Габи – талант поколения, и будь он британцем, завоевал бы все обложки и заголовки». В Бразилии Бортолето уже мессия с кучей спонсорских контрактов всего за полсезона. Из новичков теперь он – на самом ярком взлете.

Юки Цунода

Моментально выиграл от прихода нового шефа в «Ред Булл»: получил последние обновления и сумел сократить отставание от Ферстаппена в квалификации Гран-при Бельгии до 0,4 секунды. В гонке, правда, проиграл Максу по секунде с круга, но… Создалось впечатление, будто команда выбрала стратегию поддержки второго пилота любой ценой – даже если это потенциально приведет к трудностям в конце сезона и в 2026-м. 

Но сам Юки получил такой моральный буст, что теперь после каждой неудачной гонки говорит: «На самом деле я все ближе к Ферстаппену, пусть это и не видно, и мало кто на такое способен». Как вам?

Оливер Бермэн

Наверное, яркому английскому дебютанту очень обидно, ведь на одном круге он выступает стабильнее и быстрее опытного Окона и с обновлениями чаще маячит на границе топ-10. Но в гонках его постоянно косят мелкие неурядицы: неуправляемость машины в быстрых поворотах, проблемы с мотором, повреждения днища на поребриках… И вообще, он выдал невезучую серию из четырех финишей на 11-х местах подряд – в шаге от очков, но без финальной сатисфакции. В нынешнем пелотоне он один такой невезучий.

Из плюсов: потенциальный наследник Хэмилтона в «Феррари» все равно всегда на виду и на телеэкранах даже в ходе не слишком удачных Гран-при – то благодаря классным квалификациям в топ-10 или рядом, то благодаря схваткам колесо в колесо (пусть и в глубине пелотона), то из-за неожиданных тактик. Про него точно не забудут.

Франко Колапинто

Очков нет, ярких выступлений нет, вау-моментов тоже пока не происходило. Скорее наоборот: то заблокирует кого-то на треке, то спалит сцепление и сойдет еще до старта, то развернется.

Все оправдания – «трудно приноровиться к машине и ее поведению в поворотах, раньше такого не было». Трудно представить, что меньше года назад слухи отправляли аргентинца сразу в программу «Ред Булл» за выкуп в 20 млн – сейчас он уничтожает личное реноме как очень адаптивного и технически продвинутого пилота. Идеальный пример – авария на шинных тестах в Венгрии, где просто тестировали прототипы покрышек на 2026-й и не нужно было рисковать. На данный момент – первый кандидат на вылет.

Что еще почитать о гонщиках «Ф-1»?

Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там не вошедшие в тексты на сайте о мысли не только о гонках — о культуре и восхитительных моментах в спорте.

Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Joe Portlock, Clive Rose