В «Ф-1» еще свободно 8 машин на следующий сезон. Кто же их займет?
Разбираем трансферный рынок.
В «Формуле-1» закрылась главная интрига трансферного рынка: Макс Ферстаппен опроверг намерение покинуть «Ред Булл», и ему все-таки поверили.
О контракте до 2028-го знали давно, но инсайды об опциях выхода и переговорах с боссами «Мерседеса» подогревали ожидания – в конце концов, только за последние 1,5 года гоночный мир увидел трансферы Хэмилтона и Ньюи, а также увольнение бессменного босса «Ред Булл» Кристиана Хорнера.
Но сага окончена – и «Формула-1» сама напомнила о «подтвержденном» статусе контракта на 2026-й в традиционной летней картинке. Вместе с внезапным фактом: пока имя первого пилота «Ред Булл» определено, свободными формально остаются еще 8 кокпитов на 2026-й.

Даже у «Мерседеса» еще не заключены контракты с их пилотами. Рассмотрим же возможные составы на следующий год!
«Мерседес»: Расселл и Антонелли
Да, оба пилота «серебряных стрел» не подтверждены на 2026-й – и это прямое следствие слухов о переговорах с Ферстаппеном. «Мерседес» не спешил подписывать или объявлять о сделках с Джорджем или Кими, чтобы потом не попадать в неприятную ситуацию, если Макс все-таки передумает.
Ведь все лето ушло на обсуждения, как же тогда изменится состав «Мерседеса». Вариантов оставалось несколько: 1) уйдет Расселл – в «Ред Булл» на место Ферстаппена или на роль флагмана одного из амбициозных проектов «Астон Мартин» или «Кадиллака»; 2) Антонелли сдадут в аренду на сезон-другой середняку со свободной машиной вроде «Альпин».

Вроде бы вопрос разрешился, но сделок до сих пор нет – и Расселл отказался подписывать контракт в ближайшее же время. Судя по инсайдам британской прессы, мотивы Джорджа понятны: «Мерседес» хочет классический контракт эпохи Хэмилтона по схеме 1+1 с опцией команды – для потенциального прекращения сотрудничества, если Ферстаппен все-таки передумает в 2026-м.
Джордж выбивает многолетнюю сделку с гонораром суперзвезды на уровне $40 млн – и он тоже вправе: редкий пилот такого класса и статуса на рынке, гонял на уровне Хэмилтона с такой же зарплатой и давно доказал лояльность «Мерседесу».
От итоговой сделки Джорджа зависит и контракт Кими – он тоже повис в неопределенности, ведь если Расселла смогут продавить на короткий контракт, то Антонелли можно будет закрыть на много лет. А если же Расселл все-так выиграет переговорную битву с Тото Вольффом, то короткий контракт с волной опционов достанется уже юному итальянцу – опять же, просто на случай «а вдруг Ферстаппен передумает, а юниор совсем не справится».
Но в общем, сомнений почти не осталось: следующий сезон «Мерседес» все-таки начнет с нынешней парой.
«Ред Булл»: Лоусон
Последние два года с сагой о втором пилоте «Ред Булл» и быстрыми заменами можно назвать полезными: и публика, и команда осознали – дело не в гонщике, а в машине. Ее строили и развивали с логикой максимальной аэродинамической эффективности шасси при сохранении высокого уровня прижимной силы, но после пары лет доработок вышел плохо управляемый монстр.
Скорее всего, по данным симулятора и цифрам в аэротрубе RB21 – редкостный истребитель, но на треке его не сбалансировать, и хоть как-то укротить его способен только Ферстаппен.
Потому провалы Переса в 2024-м, неудачи Лоусона на старте 2025-го и фэйлы Цуноды в остальной части текущего сезона так похожи. Конечно, им всем в итоге не хватало гения и чутья Макса, но и сам действующий чемпион уже не вытаскивает каждый уик-энд. Проблема «Ред Булл» – не в пилоте, и потому замена в качестве клика по кнопке «нам повезет!» должна пропасть из функционала доктора Марко.

Теперь австрийская компания по идее подойдет к выбору напарника для Ферстаппена не с логикой «ну, может, хоть у него получится», а после анализа кандидатуры каждого – что претенденты умеют, чего не могут, какой выбор пойдет на пользу команде больше всего.
В ростере «Ред Булл» реально три варианта: оставить Цуноду, вернуть Лоусона или рискнуть с Аджаром. Последний вариант кажется наименее логичным: если дело не в машине, то играть в рулетку с карьерой нового протеже и потенциально сжигать еще и его – бессмысленная затея. Изак пока показал только отличный квалификационный темп и умение выдавать короткие броски для реализации шинной стратегии – в остальном ему не хватает опыта для сражений колесо в колесо. Доверять обратную связь по новой машине вчерашнему новичку тоже рискованно – особенно с проблемами последних лет.
Цунода тоже не слишком хорош в обратной связи – даже несмотря на первые похвалы от Марко, период в «Ред Булл» уже все открыл. Юки прошел от стадии «машиной не так трудно управлять, нашел настройки на симуляторе» до «никто в «Ред Булл» не понимает, в чем дело» через пункт «взял настройки Макса» буквально за пару месяцев.
И темп японца в квалификациях и гонках находился примерно на уровне Лоусона – даже после включения режима максимальной помощи от команды и установки последних обновлений Юки лишь подтянулся на одном круге по трассам, где и сам Макс страдал без сцепления. В гонках оставались те же провалы – по секунде с круга.
Помимо общего темпа, давно стало ясно, чего Цунода не умеет: работать в команде и над стратегией, а также раскладывать и перераспределять ресурсы шин в течение гонки. Юки хорошо ведет заезд на сбалансированной машине, когда покрышек и топлива точно хватит до пит-стопов и финиша при максимальной скорости. Но играть в игру с замедлениями-взвинчиваниями темпа, читать заезд, экономить и включаться в нужный момент, вести стратегическую схватку – это слишком сложно для японца. Он просто быстрый.
Лоусон как раз за 10 Гран-при в «Рейсинг Буллз» напомнил всем, что умеет и вести стратегию ради блага напарника (как он тормозил пелотон в Монако!), и выдавать отрезки по 40+ кругов на одних шинах, и мастерски обороняться. Цунода и Аджар немного быстрее его в квалификациях, но Лиам чуть лучше в работе с командой и по обратной связи – а кажется, это и нужно «Ред Булл» больше всего.
Ведь именно поэтому первоначально и критиковали провалы Переса – команде нужен второй пилот ближе к лидерам, чтобы раздергивать соперников стратегией. Неспроста же вновь пошли слухи из паддока о рассмотрении вопроса возвращения Лиама в Милтон-Кейнс.
Потому Цунода, похоже, теряет место в «Ф-1». А Лоусон получит второй шанс.
«Рейсинг Буллз»: Аджар и Линдблад

Гельмут Марко обошелся без намеков на потенциальный состав второй команды компании: пообещал традиционный разбор положения и состояния юниоров после летнего перерыва, а следом – трансферные решения.
Но на данный момент ближайшие перемещения выглядят логично. Цунода в системе уже пятый год, его взяли в программу по ветке «Хонды» и по протекции моториста попробовали и в «Ред Булл». Со следующего года компания из Сакуры переходит в альянс к «Астон Мартин», и Цунода с нынешними результатами и без поддержки вряд ли сохранит место даже во второй команде – он провел достаточно сезонов за «Рейсинг Буллз» для молодежки, а перспективные кандидаты сейчас есть.
Например, тот же Изак Аджар – перед стартом сезона он виделся как «затычка» на год для конкуренции и примера другим парням из программы, но впечатлил темпом на одном круге и способностью справляться с неудачами типа крэша на прогревочном круге Гран-при Австралии. Теперь эксперты предлагают другим командам его выкупать, а «Ред Булл» точно даст ему еще сезон.
Вторую машину, скорее всего, займет 18-летний Арвид Линдблад – тот самый юный гений, которого ждали в «Ф-1» уже в этом году, если Аджар провалится. Именно для него «Ред Булл» пролоббировал ослабление требований к получению допуска к гонкам «Формулы-1» – теперь по особом запросу ее дают и 17-летним.
Но Арвид доездил в «Ф-2» до совершеннолетия, причем даже не сказать, будто он рвет юниорки – 2 победы за год с одним поулом и 7-м местом общего зачета. В «Ф-3» в прошлом сезоне были 4 победы и 4-е место общего зачета, но его скорость на одном круге так всех впечатляет, что мало кто сомневается в его неизбежном повышении. И на Гран-при Британии он дебютировал за «Ред Булл» на пятничной практике.
«Кадиллак»: Перес и Шумахер
Новая американская команда по идее работает над болидом по правилам 2026-го – и все еще не подключила к доводке ни одного пилота. Если кто-то и работает над тестовыми концептами в симуляторе, то под грифом строжайшей тайны. Калибровкой оборудования в самом начале года занимался бывший рентач «Альфа Ромео» Маркус Эрикссон – нынешний пилот «Индикара», но достаточно средний по меркам «Ф-1».
То есть «Кадиллак» прямо сейчас строит болид исключительно по цифрам из аэротрубы, и сколько потом придется переделывать под боевую пару – огромный вопрос.
Кто же осмелится зайти в такие условия? Как ни странно, кандидатов немало – только за за последний месяц проинсайдиди Джека Кроуфорда из «Ф-2», Пато О’Уорда из «Индикара» и даже Джека Дуэна из «Альпин». Их реально минимум семеро.
Понятно, зачем это Кадиллаку: больше цитирований в медиа, упоминание бренда на страницах всех профильных изданий, видимость и постоянные напоминания о себе – за тем в «Ф-1» и идут.

Но кто реально имеет шансы?
● Серхио Перес – идеальный кандидат: опытный, с технической подкованностью, обширной фанбазой даже в США и мощной спонсорской поддержкой. Можно будет снять вторую часть документалки «Не сдавайся!» для «Диснея»;
● Валттери Боттас – опытный, со знанием мотора «Феррари», но слабой технической подкованностью и работой с настройками. Зато настоящий командный игрок. Хороший запасной вариант;
● Мик Шумахер – есть суперлицензия, опыт в «Ф-1», работа на симе «Мерседеса» и резервистом в топ-команде, сейчас лучший в гонках на выносливость в экипажах «Альпин» – а там как раз надо экономить топливо и строить стратегию. Есть имя и маркетинговый бэкграунд – неплохо для старта. Но репутация чуть подмочена;
● Чжоу Гуанюй – тоже знает мотор «Феррари», имеет опыт резервиста в топ-командах и протеже босса «Кадиллака» Грэма Лоудона. Но его скиллы по настройке туманны: если бы Лоудон был в них уверен – не стал бы так тянуть с подписанием;
● Джордж Расселл – вариант мечты для «Кадиллака», но вряд ли реальный после завершения саги с Ферстаппеном;
● Юки Цунода – быстрый на одном круге пилот, но бесполезный для новой команды или сложной машины. Его брать даже вредно;
● Джек Дуэн – как Шумахер, но с меньшим опытом и маркетинговой мощью. На самый последний случай;
● Джек Кроуфорд – американец, и в этом его единственный плюс. В остальном же новой команде не на чем его учить и готовить: симуляторщика для сравнения показателей еще нет, машины для программы частных тестов – тоже. А без обширной подготовки его брать опасно. Сейчас – максимум хороший претендент на резервиста;
● Пато О’Уорд – пусть сперва получит суперлицензию. Как и Колтон Херта. Пока мексиканец вроде бы выполняет критерии, если удержит второе место в «Индикаре», но для него работают те же критерии, что и для остальных новичков – большой вопрос, насколько он поможет;
● Фелипе Другович – платил «Астон Мартин» даже за место в резерве. Стал бы реальным претендентом только с меньшей армией конкурентов;
● Фредерик Вести – по сути ухудшенная версия Шумахера и Дуэна. Вариант глубокого запаса;
● юниор «Макларена» Алекс Данн, впечатливший на первой же практике в Австрии темпом почти наравне с боевыми пилотами – стал бы неплохим приобретением, но на второй год, когда команда пообвыкнется к «Ф-1»;

«Кадиллаку» нужны надежные варианты с опытом и знанием, как работают в топ-командах.
Но и нарративная история для медиа тоже важна: первый сезон для новой организации точно выйдет очень трудным, за счет результата выстреливать не удастся, надо будет раскрываться шире через пилотов. Потому самым сбалансированным вариантом выглядит пара Перес-Шумахер с перспективным резервистом в запасе – лучше начать со строительства организации, а потом уже рисковать с суперталантами.
«Альпин»: Боттас
Второй пилот суббренда заводской «Рено» теперь такое же пыточное место, как и роль №2 в «Ред Булл». Нынешняя машина давно не дорабатывается и будет все больше уступать конкурентам, а одиозный босс Флавио Бриаторе перешел к стратегии «реального кастинга и аукциона» в поисках сочетания и скорости, и пользы для команды, и финансовой поддержки.
Потому перестановки начались еще в 2024-м: на финальную гонку машину уходящего в «Хаас» Эстебана Окона отдали Дуэну. В 2025-м уже Джека сменили на Франко Колапинто после череды аварий и финишей за пределами топ-10 – по чистому тему австралиец проигрывал Гасли не так много для резкого задействования «стоп-крана», но у аргентинского гонщика успели нарасти фанбаза и мощная спонсорская поддержка.
Дуэна вернули в резервисты после 6 Гран-при и дали шанс Франко. Результаты не улучшились: Колапинто показывает примерно ту же скорость, ровно ту же лучшую позицию (13-е место в Монако и Канаде против 13-го в Китае у Дуэна), сжигает сцепление вместо старта с пит-лейн и бьет машины на тестах, но команда хотя бы получает больше спонсорских денег.
Однако от Колапинто однозначно ожидали большего – и на треке, и в боксах при работе с командой и настройками. Потому уже до летнего перерыва пошли новые слухи о замене: на место Франко рассматривают другого резервиста Пола Арона и двоих ветеранов – Переса и Боттаса.
Серхио и Валттери заинтересовали дона Флавио из-за необходимости добывать результат и второй машиной – или хотя бы перестать уничтожать ценность бренда постоянными заголовками типа «попал в аварию на тестах». Судьба Колапинто пока не предрешена, переговоры с победителями Гран-при могут оказаться просто способом его подтолкнуть, но с той же вероятностью Бриаторе уже планирует опытный состав на трудный 2026-й и вновь может перейти к досрочному кастингу.

Перес, конечно, интересует «Альпин» намного больше: за его спиной – схожая фанбаза и финансовая поддержка латинского рынка, да и по части технических знаний он может выигрывать у Боттаса. Однако те же факторы позволяют и самому Серхио выбирать проект: совершенно новый «Кадиллак» или тонущая «Рено»? Не факт, что нестабильный менеджмент французов с их хаотичными перестановками кого-то привлечет.
А за Боттасом стоят «Мерседес» и Тото Вольфф: австрийский менеджер занимается делами финна, а со следующего года «Альпин» переходит именно на немецкие силовые установки. Боттас как резервист наравне с Вести участвует в программе разработки машин и мотора на 2026-й – потому он может принести ценную информацию команде, которая никогда не использовала сторонние силовые установки. К тому же, наличие поддержки от партнера тоже сыграет роль – Вольфф может и сделать скидку ради старого друга.
Еще одна попытка с новичком в год смены регламента для команды такой внутренней нестабильностью – прямая дорога к провалам как минимум на старте. И никто не сможет помешать Бриаторе высадить Боттаса на середине 2026-го, если его выступления тоже пойдут не по плану. С Пересом может не сработать: чем больше спонсорских сделок – тем теснее и жестче контакты. Валттери же можно опробовать хоть сейчас.
Боттас – самый логичный и безопасный вариант для «Альпин». Правда, когда в последний раз ветка «Рено» в «Ф-1» руководствовалась исключительно логикой и здравым смыслом?
Что еще почитать про обстановку в нынешней «Ф-1»?
Как дела у всех гонщиков «Ф-1» перед летним перерывом? Суперкоротко!
Рейтинг силы команд «Ф-1» перед отпуском: а «Феррари» точно вторая?
Рейтинг гонщиков «Ф-1» в летний перерыв: Ферстаппен и Хэмилтон теряют баллы, середняки – взлетают
Ферстаппен остается в «Ред Булл» минимум на сезон. А что говорили эксперты?
Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там не вошедшие в тексты на сайте о мысли не только о гонках — о культуре и волшебных моментах в спорте.
Diogo Cardoso/Defodi Images/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Rudy Carezzevoli, Mark Thompson, Joe Portlock, Rudy Carezzevol, Jared C. Tilton, Alex Bierens de Haan, Joe Portlock