12 мин.

В Россию вернулись гонки на болидах «Формул»: дорогое развлечение в условиях санкций

Ждали чемпиона мирового картинга и уже разбили болид.

Помните, у России была своя «Формула-4»? Первая ступень молодежных «формульных» гонок и обязательная часть пути для любого современного пилота, мечтающего об «Ф-1».

С 2015 по 2018 год чемпионат проводился под эгидой «СМП» и был частью североевропейского тура. Маршрут проходил по дорогам нашей страны, а также Эстонии, Финляндии, Швеции и Нидерландов. Болиды готовила опытная финская команда «Койранен», пару сезонов участвовал и мейджор среди европейских юниоров «МП Моторспорт», но в конце 2018-го иностранцы ушли. Без поддержки западных спецов проект продержался еще год на полупрофессиональном уровне и заглох: уехал на выездной финал в Финляндию, где болиды из-за пандемии и санкций застряли аж до 2023 года!

Гонки в классе открытых колес обещали вернуть с конца 2022-го – и... Спустя почти два года после первого анонса, проект российской «Формулы-4», похоже, начал обретать первые очертания!

Сразу после «вызволения» машин гоночная программа Бориса Ротенберга, которой принадлежит техника, пообещала возродить в стране соревнования младших «формул», однако с реализацией все несколько затянулось. Первый «прогон» провели только на «Играх будущего» в марте 2024-го: на бывшем автодроме «Формулы-1» в Сочи, урезанном на добрую половину, прошла фиджитал-гонка с участием 14 болидов «Ф-4» – тех самых выпущенных еще 10 лет назад «Татуусов» по регламенту предыдущего поколения, которые удалось вернуть в Россию.

А следующим важным шагом на пути к собственному чемпионату стал недавний учебно-тренировочный сбор все в том же Сочи в конце ноября, где даже состоялась полноценная спринт-гонка. Обкатку там прошли не только потенциальные гонщики, но и команды будущей серии.

Рассказываем, что известно на данный момент о новом чемпионате.

Головоломка с форматом квалификации, в участниках – 40-летний пилот

Сбор проходил на переименованном в «Сириус Автодром» сочинском треке и получил официальное название «Кубок G-Drive SMP F4». Победные «чашки» разыгрывались в финальный день по итогам спринт-гонки длительностью 25 минут плюс круг. Для попадания в квалификацию к спринту необходимо было пройти отбор: из 16 пилотов на старт изначально планировалось допустить только восьмерых (в итоге допустили десять гонщиков).

Формат «плей-офф» неожиданно впечатлил запутанностью: попробуйте не потерять нить 2-минутного объяснения от спортивного директора Кубка Василия Антипова:

«На пальцах очень просто. Существует два зачета – один за быстрый круг, один за стабильность. За быстрый круг пилоты получают максимально 10 очков, а за стабильность максимальное количество очков – 40. Как определяется лучший пилот по стабильности? Мы отбираем пять лучших кругов из каждой квалификации и эти круги мы обрабатываем следующим образом: [рассчитываем] разницу между каждым из этих кругов. Эти [дельты] мы суммируем и делим на пять. У кого разница минимальна, тот получает максимальное количество очков».

Не совсем ясно, зачем для гонок «формул» надо было брать схему из классического ралли. С другой стороны сбор в Сочи предполагал прежде всего упор на спортивную часть и шоу из этих тренировочных заездов никто особо делать не пытался. Трансляцию организовали только в последний день, а сам автодром, когда-то собиравший аншлаги на «Формуле-1», так и остался закрыт для публики.

В первые дни, когда над трассой висели свинцовые облака, картинка была особенно депрессивной.

И так при абсолютно пустых трибунах юниоры гоняли на протяжении всей недели.

Тем не менее, новому президенту Российской автомобильной федерации и по совместительству главе всей программы «G-Drive СМП Рэйсинг» Борису Ротенбергу все настолько понравилось, что он с ходу сравнил зрелище с высшей лигой в интервью «Чемпионату»: «Когда мальчишки на «Формуле-4» выезжали на легендарную трассу «Формулы-1» в Сочи, где ездили самые большие пилоты мира и нашей страны – было волнительно! Это был первый блин, но он оказался отнюдь не комом. Я был почти на всех Гран-при в Сочи, посещал другие этапы, и вот сейчас у нас было один в один – «Формула-1» на «Формуле-4».

К слову, катались по усеченному треку не совсем юниоры. 13 из 16 ребят действительно в этом сезоне участвовали в чемпионате России по картингу, но кроме них в заявке на сбор обнаружился еще 43-летний Кирилл Киракозов, известный по выступлениям в сериях спортпрототипов «Шорткат» и российских гонках на выносливость. Он приехал в Сочи попробовать свои силы за рулем «Ф-4» – правда, в гонке все-таки не вышел, уступив место младшему напарнику по команде Константину Сугробову.

18-летний Сугробов, выигравший кубок страны в классе прототипов «Митджет», куда он перешел сразу после картинга (как раз из-за того, что в стране еще не было возможности ездить на «формулах») пилотировал болид с открытыми колесами всего второй раз в жизни. Поэтому неудивительно, что новичок допустил ошибку и во время практики серьезно повредил одну из дефицитных машин.

Репортеры на треке зафиксировали и еще один небольшой инцидент с машиной Максима Туриева – тоже давно уже не картингиста, успевшего проехать целый сезон в топовом кузовном классе РСКГ «Туринг».

Ошибки гонщиков могли быть связаны в том числе с работой экзотических шин индийского производителя MRF. На «дубовую» резину жаловались еще во время «Игр будущего»: там на «Ф-4» ставили ту же продукцию и со слов пилотов слики из Индии не давали никакого зацепа, никак не прогревались и быстро изнашивались.

Хотя переживать, что российская «Формула-4» останется без машин еще до начала первого сезона, похоже, не стоит. По крайней мере в команде Ротенберга уверяют, что вроде как уже закупили на следующий год новенькие болиды с гало и всеми остальными атрибутами техники второго поколения (во всяком случае это обещал исполнительный директор РАФ Сергей Сироткин на сессии с приглашенными репортерами). Машины даже изобразили на подарочном мерче, который вручали участникам.

А ведь еще весной в программе развития российского автоспорта говорили о планах скоро начать собирать свою «формульную» технику, но в недавнем интервью РИА Новости сам президент РАФ назвал ближайшей датой только 2028 год.

В Сочи чуть не поехал наш чемпион мирового картинга. Его награждал Ферстаппен, а в «Ред Булл» не взяли из-за паспорта

Пожалуй, главной сенсацией сбора в Сочи едва не стало участие в гонке Кирилла Куцкова – победителя чемпионата мира по картингу 2023 года во втором по старшинству классе ОК. На гала-вечере ФИА в Баку награду москвичу вручал Макс Ферстаппен, а, по словам отца парня, шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер был готов принять Кирилла в программу, если бы не российский паспорт. Тем не менее этот год Куцков проехал сразу в нескольких зарубежных чемпионатах «Ф-4» и взял титул вице-чемпиона в центральноевропейском турнире (в одиночку тянул среднюю швейцарскую команду и так ее впечатлил, что она, похоже, согласилась взять его без спонсорской поддержки и на 2025-й).

Теперь же выяснилось, что под конец сезона подросток, живущий сейчас в Сербии, должен был выступить на «Сириус Автодроме». Но все ограничилось только присутствием на церемонии награждения российских картингистов там же: Куцков вручал призы победителям младшего класса «Микро».

«Мы получили приглашение поучаствовать в гонке «Формулы-4» на этой неделе, но по определенным обстоятельствам у нас не получилось и мы решили просто приехать в качестве гостей», – рассказал Куцков телеграм-каналу «Вестникъ Формул».

Победителем же первой гонки возобновленной «Формулы-4» стал Ярослав Шевырталов, ранее в этом году выигравший серебро российского чемпионата в самом престижном классе KZ2 (чемпион страны Максим Орлов участие в сборе не принимал). Шевырталов, как и занявшие второе и третье места Егор Носов и Владимир Верхоланцев, регулярно выступает в Европе, также у него уже есть опыт в итальянской «Ф-4».

«Сейчас наша основная задача – дать возможность пилотам и командам попробовать изнутри, что же такое «Формула-4». За этот уик-энд мы поняли, что шаг по созданию чемпионата России по «Формуле-4» был одним из важнейших в продолжении карьеры наших ребят из российского картинга. И самое главное, что молодые таланты могут развиваться дальше внутри своего родного коллектива в виде команды. Ведь уже в чемпионате России их будут окружать те же самые люди, с которыми они прошли весь свой профессиональный путь, начиная с самых младших классов в картинге. Поэтому сейчас у нас формируется по-настоящему исторический виток в развитии всего российского автоспорта», – подвел итог экс-гонщик «Формулы-1» Сергей Сиртокин, ведущий проекты чемпионата страны по картингу и будущей «формульной» серии.

В отечественной «Ф-4» планируют внедрить модель, когда за рулем «формул» будут выступать выходцы из картинга с предельным возрастным порогом (то есть без перспектив увидеть 43-летних ветеранов за рулем и в гонках), а обслуживать технику их же картинговые команды – им планируют уступить и право собственности. «СМП» же обещает всем поддержку, но выступает за то, чтобы специалисты росли внутри коллективов. В случае успеха такого подхода российский автоспорт получит сразу несколько команд, которые смогут полностью обеспечить путь пилотов через все классы картинга и вплоть до первой ступени «формул», что выглядит очень неплохо. А еще команды получат возможность более долгосрочного планирования сотрудничества и финансирования с теми же партнерами – по идее, должно помочь их устойчивости в длительной перспективе.

Старые болиды собираются распродать для частных тестов – то есть и в России появится уникальная возможность безлимитных испытательных накатов, которые в Европе считаются чуть ли не главным фактором быстрого прогресса. Вопрос только, будет ли эта опция доступна всем и сработает как реальный трамплин для талантов или поможет только обеспеченным ребятам победить своих сверстников внутри России.

Российской «Формуле-4» важно найти свою уникальность

Несмотря на всю значимость и крутость самого факта развития младших «формул» в России, перспективы проекта вызывают вопросы. Без следующих ступеней по уровню и престижу (хотя бы на йоту) близких к «Формуле-3», «Формуле-2», «Индикару» или NASCAR (не говоря уже про «Формулу-1»), национальная «Ф-4» возможно и вырастит толковое поколение гонщиков, но самые талантливые из них все равно продолжат планировать карьеру за рубежом, как это происходит сейчас.

К тому же в условиях изоляции российского автоспорта большинство перспективных и обеспеченных пилотов (что в наши дни почти синонимы) в любом случае предпочитают выбираться в Европу, где элементарно выше уровень участников, а значит, больше возможностей для собственного профессионального роста.

С учетом этих факторов чемпионат рискует стать просто дорогостоящим развлечением либо для его участников, либо устроителей.

В календаре сезона-2025 этапы «Ф-4» в основном заявлены в качестве гонок поддержки РСКГ, где им придется делить трассу с почти десятком других классов. В таких условиях зрительский интерес к соревнованиям не самых известных пилотов-юниоров на маломощной технике будет скорее всего невелик. Его будет поддерживать разве что внешний вид машин и их суть: больше «формульных» гонок вживую в ближайшем доступе нет.

Гонка «Формулы-4» на городской трассе По

Пока же в «СМП» и РАФ вероятно рассматривают возрожденную «Ф-4» как промежуточную ступень между картингом и гонками на спортпрототипах BR03 – машинах близких к классу LMP3, которые собирают на московской базе компании BR Engineering (еще одного проекта Ротенберга). По крайней мере, такие планы заявляли на сборах Сироткин, сам Ротенберг и новый генеральный директор его программы развития российского автоспорта Виталий Петров. Под BR03 тоже планируется отдельная моносерия, однако в мире распространена скорее обратная практика, когда в прототипы уходят те пилоты, кто не сумел пробиться в чемпионаты покруче (в первую очередь именно «формулы») из-за нехватки денег или скорости.

Но, что если бы к освещению и проведению гонок младших «формул» подошли бы с желанием сделать из соревнований зрелищное шоу и реально показать важность, а заодно престиж собственного чемпионата? Возможно тогда проект смог бы стать тем самым магнитом не только для зрителей, но и молодых гонщиков, которого критически не хватает отечественному автоспорту. Почему хотя бы один раз в год для маленьких и юрких болидов «Ф-4» в одной из живописных городских локаций нашей страны (совсем необязательно в перегруженной Москве или Санкт-Петербурге) не попробовать организовать аналог Гран-при Макао или хотя бы Гран-при По, куда стремились и по-прежнему стремятся пилоты со всего мира, чтобы показать себя? Как раз такая уникальность и может привлечь внимание людей к автоспорту – в любые времена и без оглядки на регалии.

А на какие гонки болидов «Формулы-4» пошли бы вы?

Что еще почитать о российском автоспорте?

Фотографии: G-Drive SMP Karting, FFSA Academy