12 мин.

Гиперкар «Ред Булл» – ☄️: 370 км/ч (больше не выносят шины), любитель снял секунду с поула «Ф-1»

Последний шедевр главного инженера чемпионата.

«Ред Булл» изменится до неузнаваемости после 2024-го: после масштабных потерь звезд технического штаба в прошлом сезоне вроде глав отдела аэрообвеса, первого механика, главы отдела пит-стопов и вообще целого ряда высшего и звездного инженерного состава команду покинут еще и два основных «столпа» чемпионов, строивших структуру с самого основания. Первый – спортивный директор и глава всех трековых операций Джонатан Уитли, но второй – самая грандиозная фигура во всей современной «Ф-1»: главный конструктор Эдриан Ньюи.

Если вы хоть немного следили за гонками в последние годы, то знаете его вклад: структурирование и менторство инженерного штаба команды, создавшей все победные и чемпионские болиды «Ред Булл» (120 Гран-при, 7 личных титулов, 6 Кубков конструкторов), конструирование машин на 23 титула «Ф-1» и в принципе формирование современного образа чемпионата.

Однако в начале следующего года он уходит из «Ред Булл» по личным причинам – пока в отпуск и без известного места продолжения карьеры. И уже после объявления команда и технологическая компания империи энергетиков на «Фестивале скорости» представили последнее и, наверное, самое персональное и грандиозное детище Эдриана за 20 лет – в некотором смысле его мечту: гиперкар RB17.

Ведь Ньюи всегда мечтал сделать собственную «дорожную» машину, и для удержания его в команде и «Ф-1» шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер еще в 2014-м пообещал инженеру такую возможность после разочарования от слабых моторов «Рено» и нежелания французов вкладывать больше в активную разработку. Ради выполнения обещания компания и расширила технологическое подразделение Advanced Technologies, а затем запартнерилась с «Астон Мартин» для разработки «Валькирии» для «Ле-Мана» (она, кстати, уже в продаже и недавно поступила на трековые тесты).

После распада альянса и появления у «Астон Мартин» собственной команды «Ред Булл» взялся за дело заново – с нуля и при участии новосозданного моторного департамента. Ньюи сам запустил идею с первых рисунков в 2021-м, а затем проект развился в мини-отдел из 140 человек и планами по сборке 50 уникальных экземпляров по лекалам «Ф-1» с ценником в $7 млн, мощностью 1200 л.с. и возможностями круче болида для Гран-при и «Ле-Мана».

Ньюи творил его по сути в личное время и реализовал не только сборник «лучших хитов и идей» из предыдущих болидов, но и главную персональную мечту: машину уровня «Ф-1» и круче, которой, тем не менее, смог бы управлять новичок с ментором-профи на пассажирском сиденье для повышения навыков пилотажа. Фактически Эдриан задался целью сделать боевой тренажерный гоночный станок, способный провести любого от первых шагов на трассе до высот победителя Гран-при – причем на одной и той же машине, просто при последовательном изменении настроек, мощностей и запросов.

Именно для реализации цели и потребовался такой космолет – чтобы гибкость его возможностей отвечала любым запросам. Только посмотрите на безумную заднюю часть с выдувным диффузором – в нем можно установить любой желаемый уровень сцепления с треком, например!

Остальные части RB17 не менее уникальны и производят впечатление произведения искусства!

И гиперкар от Ньюи – действительно единственный в своем роде и внешне, и по характеристикам, и экзистенциально.

Ведь до его презентации таких «станков» просто не существовало: начинающих либо готовили на суперкарах уровня GT3 или GT4 при личном участии ментора, а затем весь процесс обучения переходил либо на симулятор, либо в формат «проехал круг – изучил телеметрию». Слабость такого подхода – в огромной стоимости трек-дней и неочевидности ошибок: любой ментор видит только кривые графики результатов, а не сами ошибки – которые могут произойти по тысяче причин. Более того, мало машин и доступных на треке болидов вообще дают те же ощущения прижимной силы и баланса мощности и скорости – а RB17 от Ньюи подрывает все устои и объединяет все в одном. Это революция в «потребительских» гонках – теперь крутые треки будут сражаться за возможность раздобыть себе такой экземпляр.

Видимо, поэтому желание завершить проект в лучшем виде и (вновь!) удержал Ньюи в «Ред Булл» еще целых 9 месяцев – на время завершения разработки мотора, сборки первой тестовой модели, стендовых испытаний и начала производства деталей. И после объявления об уходе из команды главный инженер «Ф-1» хоть и приезжает на Гран-при для помощи в настройках, но по сути занимается только главным и самым революционным детищем в карьере.

Да, сейчас Эдриан полностью сконцентрировался именно на проекте RB17 и взял руководство каждой деталью процесса: организацией сборки, поставки, представления о клиентском опыте, создании системы поддержки…

«Я ездил в Монако, Майами и на «Сильверстуон» и просто немного разговаривал с пилотами о настройках, – рассказывал Ньюи. – Немного помогал со стратегией.

Но в основном встречался с клиентами и покупателями проекта «17». Ведь сейчас они даже как продолжение команды «Ф-1». И все это вовлечено в уик-энд. И процесс продолжится вне зависимости от моего физического присутствия – мой сын Гарри (бывший пилот «Ф-4» и «Азиатской серии Ле-Ман», теперь клиентский менеджер RB17) продолжит мою работу даже после моего окончательного ухода к следующему марту. Но до тех пор я полностью вовлечен и даже после буду посещать трековые тесты.

На мне сейчас все вопросы: простота обслуживания, сама техника обслуживания, жизненный цикл, стоимости, длительность выпуска – чтобы клиенты и через 10-20 лет могли получить запчасти».

Даже маркетирование – сейчас Ньюи только о нем и говорит. Даже в интервью официальному каналу «Ред Булл» в официальном подкасте Talking Bull – когда раньше подробно рассказывал о болидах и работе с пилотами, теперь постоянно апдейтит об успехах программы RB17 и делится все новыми и новыми историями и анекдотами о разработке.

Вот пачка свежих баек!

Скорость машины ограничена 370 км/ч, хотя она может и (намного быстрее). Причина – в шинах

Мы сразу понимали, что шинам потребуется отдельное внимание. Мы сразу на ранней стадии подписали контракт с «Мишлен» на разработку спецшин для этой машины. Но даже с особенными специально сконцентрированными комплектами мы вынуждены снизить уровень прижимной силы на скоростях, превышающих 240 км/ч.

Речь об общей нагрузке на шины, то есть не только прижимная сила от аэрообвеса, но и масса автомобиля. Нагрузки стали одной из причин, заставивших снижать вес RB17 как можно сильнее, поскольку мы понимали: скорость неизбежно ограничится возможностями шине.

Все началось с электромотора на передней оси – сперва мы хотели полный привод. Но моделирование показало: для экономии веса лучше перенести его на заднюю ось. Сперва мы думали над V8 c двумя турбинами, и, конечно, в идеале хотели атмосферник, но где нам было взять такой, чтобы обеспечить необходимые мощность, размер и вес? Это была непростая задача, и в конце концов наша молодая группа по силовым агрегатам создала атмосферный двигатель V10. И он звучит как лучшие машины «Ф-1» в эпоху лучших моторов V10 – по-моему это была лучшая эра с точки зрения рева, с 90-х по 2005-й.

И все равно скорость пришлось ограничить 370 км/ч даже на прямой, чтобы шины выдерживали. Иначе машина их спалит прижимной силой. А в поворотах – действительно уже не больше 250 км/ч.

Любитель снял секунду с времени поула Гран-при Великобритании

Цель заключалась в строительстве машины, с которой мог бы справиться даже человек с относительно ограниченным опытом пилотажа техники такого класса. Они смогут оценить, что машина прощает ошибки, не отличается повышенной склонностью к избыточной поворачиваемости, и управлять ею не слишком сложно.

Но по мере того, как ваши навыки будут становиться лучше, машина будет под них адаптироваться – ее можно будет настраивать, выбирать разные уровни прижимной силы, выбирать разные шины и так далее. Можно будет расти с машиной. А в руках профессионального гонщика она будет способна выдавать времена, сравнимые с возможностями машин «Формулы-1».

Недавно мы посадили в сим на эту машину одного из клиентов – не профессионального гонщика, но очень хорошо подготовленного любителя. И он показал время, которое позволило бы ему выиграть поул Гран-при Великобритании на «Сильверстоуне» с преимуществом в секунду. Такой у машины потенциал. И да, для «24 часов Ле-Мана» и чемпионата мира для гонок на выносливость она слишком быстрая.

Какие перегрузки она выдает на пилота? Я не должен говорить… Что-то в районе 5G.

Машина уже изменилась – клиенты получат другую, еще более зверскую

Она находилась в разработке три года. То, что мы показали – ее вторая версия, которую сделали год назад. В производство поступит третья эволюция. По-моему она даже лучше и более продвинутая. Но теперь основная ядерная структура «заморожена» и мы больше не можем их менять, поскольку нужно передавать в производство – мотор поступит на стенд в сентябре, скоро приступят к сборке монокока. Сейчас готовы только отдельные элементы подвески и структуры безопасности.

А то выходит так: я не был до конца доволен выхлопной системой и слегка ее изменил за 2-3 недели до презентации, и в итоге новая конфигурация повлияла на детали, которые уже подходили к производству. В итоге я сделал такую же, как и в мое время «Макларене» в конце 2005-го – чтобы достигать того же высокого уровня рева.

Да, я не провожу бессонные ночи над размышлениями об аэродинамическом обвесе или совершенствовании каждой детали, но много раз вставал в 5 утра из-за мыслей, что не полностью доволен тем же выхлопом и его взаимодействием с задней частью. И мне приходилось вставать пораньше, чтобы выкраивать время на поиск решения – много раздражения для моей жены, ведь я будил и ее в процессе рисования эскизов.

Что еще почитать о Ньюи и его творении?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; x.com/redbullracing