Гиперкар «Ред Булл» – ☄️: 370 км/ч (больше не выносят шины), любитель снял секунду с поула «Ф-1»
Последний шедевр главного инженера чемпионата.
«Ред Булл» изменится до неузнаваемости после 2024-го: после масштабных потерь звезд технического штаба в прошлом сезоне вроде глав отдела аэрообвеса, первого механика, главы отдела пит-стопов и вообще целого ряда высшего и звездного инженерного состава команду покинут еще и два основных «столпа» чемпионов, строивших структуру с самого основания. Первый – спортивный директор и глава всех трековых операций Джонатан Уитли, но второй – самая грандиозная фигура во всей современной «Ф-1»: главный конструктор Эдриан Ньюи.
Если вы хоть немного следили за гонками в последние годы, то знаете его вклад: структурирование и менторство инженерного штаба команды, создавшей все победные и чемпионские болиды «Ред Булл» (120 Гран-при, 7 личных титулов, 6 Кубков конструкторов), конструирование машин на 23 титула «Ф-1» и в принципе формирование современного образа чемпионата.
Однако в начале следующего года он уходит из «Ред Булл» по личным причинам – пока в отпуск и без известного места продолжения карьеры. И уже после объявления команда и технологическая компания империи энергетиков на «Фестивале скорости» представили последнее и, наверное, самое персональное и грандиозное детище Эдриана за 20 лет – в некотором смысле его мечту: гиперкар RB17.
Ведь Ньюи всегда мечтал сделать собственную «дорожную» машину, и для удержания его в команде и «Ф-1» шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер еще в 2014-м пообещал инженеру такую возможность после разочарования от слабых моторов «Рено» и нежелания французов вкладывать больше в активную разработку. Ради выполнения обещания компания и расширила технологическое подразделение Advanced Technologies, а затем запартнерилась с «Астон Мартин» для разработки «Валькирии» для «Ле-Мана» (она, кстати, уже в продаже и недавно поступила на трековые тесты).
После распада альянса и появления у «Астон Мартин» собственной команды «Ред Булл» взялся за дело заново – с нуля и при участии новосозданного моторного департамента. Ньюи сам запустил идею с первых рисунков в 2021-м, а затем проект развился в мини-отдел из 140 человек и планами по сборке 50 уникальных экземпляров по лекалам «Ф-1» с ценником в $7 млн, мощностью 1200 л.с. и возможностями круче болида для Гран-при и «Ле-Мана».
Ньюи творил его по сути в личное время и реализовал не только сборник «лучших хитов и идей» из предыдущих болидов, но и главную персональную мечту: машину уровня «Ф-1» и круче, которой, тем не менее, смог бы управлять новичок с ментором-профи на пассажирском сиденье для повышения навыков пилотажа. Фактически Эдриан задался целью сделать боевой тренажерный гоночный станок, способный провести любого от первых шагов на трассе до высот победителя Гран-при – причем на одной и той же машине, просто при последовательном изменении настроек, мощностей и запросов.
Именно для реализации цели и потребовался такой космолет – чтобы гибкость его возможностей отвечала любым запросам. Только посмотрите на безумную заднюю часть с выдувным диффузором – в нем можно установить любой желаемый уровень сцепления с треком, например!
Остальные части RB17 не менее уникальны и производят впечатление произведения искусства!
И гиперкар от Ньюи – действительно единственный в своем роде и внешне, и по характеристикам, и экзистенциально.
Ведь до его презентации таких «станков» просто не существовало: начинающих либо готовили на суперкарах уровня GT3 или GT4 при личном участии ментора, а затем весь процесс обучения переходил либо на симулятор, либо в формат «проехал круг – изучил телеметрию». Слабость такого подхода – в огромной стоимости трек-дней и неочевидности ошибок: любой ментор видит только кривые графики результатов, а не сами ошибки – которые могут произойти по тысяче причин. Более того, мало машин и доступных на треке болидов вообще дают те же ощущения прижимной силы и баланса мощности и скорости – а RB17 от Ньюи подрывает все устои и объединяет все в одном. Это революция в «потребительских» гонках – теперь крутые треки будут сражаться за возможность раздобыть себе такой экземпляр.
Видимо, поэтому желание завершить проект в лучшем виде и (вновь!) удержал Ньюи в «Ред Булл» еще целых 9 месяцев – на время завершения разработки мотора, сборки первой тестовой модели, стендовых испытаний и начала производства деталей. И после объявления об уходе из команды главный инженер «Ф-1» хоть и приезжает на Гран-при для помощи в настройках, но по сути занимается только главным и самым революционным детищем в карьере.
Да, сейчас Эдриан полностью сконцентрировался именно на проекте RB17 и взял руководство каждой деталью процесса: организацией сборки, поставки, представления о клиентском опыте, создании системы поддержки…
«Я ездил в Монако, Майами и на «Сильверстуон» и просто немного разговаривал с пилотами о настройках, – рассказывал Ньюи. – Немного помогал со стратегией.
Но в основном встречался с клиентами и покупателями проекта «17». Ведь сейчас они даже как продолжение команды «Ф-1». И все это вовлечено в уик-энд. И процесс продолжится вне зависимости от моего физического присутствия – мой сын Гарри (бывший пилот «Ф-4» и «Азиатской серии Ле-Ман», теперь клиентский менеджер RB17) продолжит мою работу даже после моего окончательного ухода к следующему марту. Но до тех пор я полностью вовлечен и даже после буду посещать трековые тесты.
На мне сейчас все вопросы: простота обслуживания, сама техника обслуживания, жизненный цикл, стоимости, длительность выпуска – чтобы клиенты и через 10-20 лет могли получить запчасти».
Даже маркетирование – сейчас Ньюи только о нем и говорит. Даже в интервью официальному каналу «Ред Булл» в официальном подкасте Talking Bull – когда раньше подробно рассказывал о болидах и работе с пилотами, теперь постоянно апдейтит об успехах программы RB17 и делится все новыми и новыми историями и анекдотами о разработке.
Вот пачка свежих баек!
Скорость машины ограничена 370 км/ч, хотя она может и (намного быстрее). Причина – в шинах
Мы сразу понимали, что шинам потребуется отдельное внимание. Мы сразу на ранней стадии подписали контракт с «Мишлен» на разработку спецшин для этой машины. Но даже с особенными специально сконцентрированными комплектами мы вынуждены снизить уровень прижимной силы на скоростях, превышающих 240 км/ч.
Речь об общей нагрузке на шины, то есть не только прижимная сила от аэрообвеса, но и масса автомобиля. Нагрузки стали одной из причин, заставивших снижать вес RB17 как можно сильнее, поскольку мы понимали: скорость неизбежно ограничится возможностями шине.
Все началось с электромотора на передней оси – сперва мы хотели полный привод. Но моделирование показало: для экономии веса лучше перенести его на заднюю ось. Сперва мы думали над V8 c двумя турбинами, и, конечно, в идеале хотели атмосферник, но где нам было взять такой, чтобы обеспечить необходимые мощность, размер и вес? Это была непростая задача, и в конце концов наша молодая группа по силовым агрегатам создала атмосферный двигатель V10. И он звучит как лучшие машины «Ф-1» в эпоху лучших моторов V10 – по-моему это была лучшая эра с точки зрения рева, с 90-х по 2005-й.
И все равно скорость пришлось ограничить 370 км/ч даже на прямой, чтобы шины выдерживали. Иначе машина их спалит прижимной силой. А в поворотах – действительно уже не больше 250 км/ч.
Любитель снял секунду с времени поула Гран-при Великобритании
Цель заключалась в строительстве машины, с которой мог бы справиться даже человек с относительно ограниченным опытом пилотажа техники такого класса. Они смогут оценить, что машина прощает ошибки, не отличается повышенной склонностью к избыточной поворачиваемости, и управлять ею не слишком сложно.
Но по мере того, как ваши навыки будут становиться лучше, машина будет под них адаптироваться – ее можно будет настраивать, выбирать разные уровни прижимной силы, выбирать разные шины и так далее. Можно будет расти с машиной. А в руках профессионального гонщика она будет способна выдавать времена, сравнимые с возможностями машин «Формулы-1».
Недавно мы посадили в сим на эту машину одного из клиентов – не профессионального гонщика, но очень хорошо подготовленного любителя. И он показал время, которое позволило бы ему выиграть поул Гран-при Великобритании на «Сильверстоуне» с преимуществом в секунду. Такой у машины потенциал. И да, для «24 часов Ле-Мана» и чемпионата мира для гонок на выносливость она слишком быстрая.
Какие перегрузки она выдает на пилота? Я не должен говорить… Что-то в районе 5G.
Машина уже изменилась – клиенты получат другую, еще более зверскую
Она находилась в разработке три года. То, что мы показали – ее вторая версия, которую сделали год назад. В производство поступит третья эволюция. По-моему она даже лучше и более продвинутая. Но теперь основная ядерная структура «заморожена» и мы больше не можем их менять, поскольку нужно передавать в производство – мотор поступит на стенд в сентябре, скоро приступят к сборке монокока. Сейчас готовы только отдельные элементы подвески и структуры безопасности.
А то выходит так: я не был до конца доволен выхлопной системой и слегка ее изменил за 2-3 недели до презентации, и в итоге новая конфигурация повлияла на детали, которые уже подходили к производству. В итоге я сделал такую же, как и в мое время «Макларене» в конце 2005-го – чтобы достигать того же высокого уровня рева.
Да, я не провожу бессонные ночи над размышлениями об аэродинамическом обвесе или совершенствовании каждой детали, но много раз вставал в 5 утра из-за мыслей, что не полностью доволен тем же выхлопом и его взаимодействием с задней частью. И мне приходилось вставать пораньше, чтобы выкраивать время на поиск решения – много раздражения для моей жены, ведь я будил и ее в процессе рисования эскизов.
Что еще почитать о Ньюи и его творении?
Гиперкар от лучшего инженера «Ф-1» – 😍 Легкий звездолет за $7,5 млн, мощнее болида Ферстаппена
В чем гений творца всех побед «Ред Булл»? Ньюи – главный актив команды
Лучший инженер «Формулы-1» уходит из «Ред Булл». Все инсайды и факты: расставание готовили год
Творец болидов Ферстаппена – последний рок-н-рольщик «Ф-1»! До сих пор чертит на доске, а не в компе
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; x.com/redbullracing
А по факту.. бешеный агрегат, конечно. Но нельзя и не учитывать агрессивный маркетинг самого РБ))
Но если принять во внимание особенности Ф1...
Методика понятна. Внутри актуальная машина Ф1, прикрытая обвесом.
А теперь можно тестировать ее сколько душе угодно. Вы скажете, аэродинамика другая? Не совсем, самое сложное взаимодействие граунд-эффекта и подвески можно отрабатывать.
Собственно, именно так на предыдущей "Валькирии", у которой был трековый вариант с актуальной резиной и пр. был отработан заранее нынешний регламент с граунд-эффектом. Это дало задел в 2-3 года по отношению к остальным.
Ньюи удачи в новой команде. Скоро узнаем его выбор. Хотя новый регламент больше моторный, наверняка сможет удивить.