8 мин.

Помните, герой фильма «Такси» в финале получил место в «Формулах»? А это были реальные гонки?

Внезапное камео «Формулы-1».

Наверное, самый известный и любимый французский окологоночный фильм – «Такси» о лихом водителе из Марселя Даниэле Моралесе (и немного про его отношения с полицией и девушкой, сыгранной Марион Котийяр).

Громче всего говорят бюджет, публика и сборы: при 8 миллионах долларов бюджета он сорвал банк свыше 200 миллионов по всему миру, его посмотрели 23 миллиона человек только во Франции. А дальше три сиквела, всемирная популярность и след в поп-культуре – например, в виде этого текста.

О чем фильм?

Если вдруг забыли (или не видели), то главный герой – бывший доставщик пиццы Даниэль, который с огромным трудом и после длительного ожидания получает права и номера таксиста. Его дом выстроен вокруг тюнингованного белого красавца «Пежо» 406 – Моралес парой переключателей превращает четырехколесного компаньона в полноценный суперкар. И дальше с гоночным рулем становится быстрейшим водителем города.

Вот только игнорирование правил и тяга к скорости приводят к проблемам, когда Даниэль подвозит инспектора городской полиции Эмильена. Тот отчаянно ловит банду немецких грабителей банков на мощных красных «Мерседесах» и в качестве последней надежды предлагает Даниэлю сделку: помочь ему поймать преступников взамен на свободу и сохранение прав.

А в самом конце – после завершения арки помощи полиции – Франция нашла Даниэлю отличное место, где он мог бы гонять без прав и ограничений. «Формульный» болид с соответствующей рекламной оклейкой!

Это реальная гоночная серия – французская «Формула-3», которую на подобных шасси проводили с 1987-го.

Французская «Формула-3» – мощная: собирала всех звезд и лучшие треки страны

За всю ее историю серию выигрывали будущие звезды национального автоспорта вроде Эрика Кома, Жана Алези, Янника Дальма, Алена Проста (дважды!), Жана-Луи Шлессера, Жака Лаффита, Патрика Депайе, Француа Севера, Жана-Пьера Белтуа и Анри Пескароло.

Она выступила главной подготовительной ступенью французских пилотов для всей элиты автоспорта – и «Формулы-1», и высшего класса гонок на выносливость вроде «24 часов Ле-Мана», и даже для ралли-рейдов и «Дакара».

Она объединила не только всех молодых талантов, но и главные национальные гонки, которые раньше проходили вне календаря как «Гран-при», но затем по мере стандартизации чемпионатов мира и Европы (раньше этот статус имела «Ф-2») теряли международный статус. Например, Гран-при По (вторая по значимости молодежная гонка после Макао), «Пасхальный Кубок» на легендарном «Ногаро», Гран-при Ногаро и Гран-при Руана-Лес-Эссартса. И, конечно, гонки проводили и на других французских треках для «Ф-1» и элитных заездах – «Дижоне», «Клермон-Ферране», «Маньи-Куре» и «Поле-Рикаре». А завершал календарь из 17 гонок заезд по частично рабочему аэродрому Алби близ Тулузы и битва на самом значимом треке страны – «Ле-Ман-Бугатти».

Да, по представительству и локациям это была практически национальная «Ф-1» – только с машинами попроще.

«Такси» вышел в 1998 году, но конкретно эту сцену снимали в 1997-м как раз на треке «Поль-Рикар», где в XXI веке проводили последние французские Гран-при.

На некоторых машинах можно даже увидеть фамилии реальных участников – например, бельгийца Давида Салена.

Тогда «Ф-3» еще находилась в зените – и по части команд, и по части представительства. В те годы о себе громко заявили один из самых универсальных пилотов современности Стефан Сарразен (Гран-при в «Ф-1», три подиума в «Формуле Е», 4 вторых места на «Ле-Мане», три заезда в топ-5 на ралли уровня WRC), а также Франк Монтаньи (двукратный чемпион аналога «Ф-2» «Мировой серии «Рено», дважды второй на «Ле-Мане», 7 Гран-при в «Ф-1», подиум в «Индикаре» и «Формуле Е»).

Более того, уровень серии котировался настолько высоко, что именно там восстанавливался и готовился к возвращению в «Ф-1» пилот «Проста» Оливье Панис – пропустивший из-за перелома ног 7 Гран-при. Он взял перерыв с июня по сентябрь и возвращался к пилотажу на знакомой технике по знакомым трекам – ведь Оливье и сам брал вице-чемпионство в 1991-м.

Кстати, он мелькнул и при съемках в фильме – тестировался на машине №54, и ее разместили на стартовой решетке рядом с «киношной», а сам Оливье одолжил Даниэлю шлем.

Причем он сам сидит в болиде – это чистое камео.

А сколько мог стоить переход Даниэля из таксистов в «Ф-3»?

Сколько могло стоить попадание на решетку в тех сезонах? Схожие по спецификации шасси для британской «Ф-3» обходились командам около $300 тысяч на тот момент (сейчас с поправкой на инфляцию уже стоило бы минимум $600 тысяч).

Во французскую «Ф-3» технику поставляли другие фирмы, но общий уровень затрат команд был вполне сравнимым. Также многие организации и гонщики пользовались старыми и многолетними шасси – а значит, с учетом минимальной тестовой программы в команде-аутсайдере и слабом уровне обслуживания полиции Марселя пришлось бы выложить за сезон Даниэля около 450 тысяч долларов. Это был бы еще очень щедрый прайс для новичка возрастом 25+ вообще без опыта – даже для команды-аутсайдера. Место в сильнейшей обошлось бы минимум в миллион долларов.

Много ли это для полицейского департамента крупного города? Давайте сравним со вторым главным героем фильма – «Пежо» 406: нетюнинговая версия такого авто стоила в 1997-м 15 000 долларов. Следовательно, сезон в «Ф-3» = 30 новеньких «Такси». В штате полиции достаточно активно использовались «Пежо» 405 и 306 – они стоили в районе 12 тысяч долларов. Ради отправки Даниэля на гонки пришлось бы отказаться от 38 машин – кажется, в погонях набили не меньше?

Видимо, поэтому с гоночной карьерой у виртуального Моралеса не сложилось: либо ему оплатили только пару заездов и он не смог себя проявить, либо денег на второй год уже не нашлось. Даниэль вернулся к извозу и подарил сиквел.

И если стоимости сезона во французской «Ф-3» показались чрезмерными, то вы не одиноки. Она все больше проигрывала сходным по мощности монокубкам «Формулы-Рено», где компания тщательнее контролировала требования к поставщикам шасси и моторов и разыгрывала призы в виде повышения в более крутые ступени, места в программе поддержки и 500 тысяч призовых. Но туда Даниэль уже бы не попал из-за возраста.

Потому серия «Ф-3» и превращалась в чемпионат богатых талантов против обычных рента-драйверов, а затем во многом из-за роста стоимостей и стремления к стандартизации постепенно сливалась с немецкой – и в 2003-м они собрались в «Евросерию «Ф-3» с гонками на главных треках Италии, Франции, Германии, Австрии и Нидерландов. Она превратилась в полноценную ступень подготовки гонщиков к «Ф-1».

Так что попробовать засветиться там в конце 90-х выглядело вполне рабочей схемой для незамеченного суперталанта, который мог бы привлечь внимание профессиональных команд и хотя бы понадеяться на карьеру в суперкарах или гонках на выносливость. Для французской публики тех лет на момент премьеры это точно не выглядело бы дико.

Правда, с талантами Даниэля и его мастерством с машиной ему лучше бы подошли классические ралли или ралли-рейды.

Что еще почитать о кино и гонках?