6 мин.

Мазепин получил «мастера спорта» – первым из наших пилотов «Ф-1». Как сумел?!

Объясняем, как так вышло.

Возможно, вы и не заметили, но в российских гонках случилось интересное: Никите Мазепину 29 мая присвоили звание Мастера спорта (МС).

Казалось бы, ничего особенного: «только любитель» Мазепин в последние годы резко расширил спортивные активности – заявил о планах на поединок UFC, пробежал пару марафонов и полумарафонов и даже завершил половину триатлона Ironman в Абу-Даби.

Причем в форме с триколорами – словно когда-то выигрывал титул чемпиона России. Выходит, теперь наконец форма совпала с содержанием?

Возможно, если бы не пара нюансов:

● Никита стал первым российским гонщиком «Ф-1» с таким званием (да и не только «Ф-1» – включая все молодежки);

● его отметили не за «Ф-1» и не за триатлон;

● дело в успехах на российских ралли-рейдах – Никита выдвинут от Астраханской области (одного из главных центров ралли в России).

До Мазепина правда никого из «Ф-1» не было?

Перед Никитой в главных гонках мира гонялось не так много пилотов – Виталий Петров, Даниил Квят и Сергей Сироткин.

Очень близко к Гран-при подходили Роберт Шварцман (резервист «Феррари» и чемпион «Ф-3», сейчас как израильтянин гоняет в «Индикаре»), Артем Маркелов (завершил карьеру), Сергей Злобин (тестер «Минарди», чемпион мира по гонкам на выносливость в классе LMP2, сейчас спортивный директор «СМП Рейсинг») и Роман Русинов (тоже тестер и резервист «Минарди» и «Джордана», тоже чемпион мира по гонкам на выносливость, поднимался на подиум «Ле-Мана», сейчас развивает российский суперкар Rossa для класса GT3).

Звание есть только у Петрова – но Заслуженного мастера спорта (ЗМС). Его дают не за формальные спортивные достижения, а за «вклад в развитие» – когда каких-то критериев не хватает, но важность фигуры такова, что обходить дальше невозможно. И то нужно участвовать в виде спорта из Единого календарного плана Минспорта и Всероссийского реестра видов спорта. Не попадаешь – любое количество кубков не поможет.

И «Ф-1» попала в этот реестр только в 2014-м – перед первым Гран-при России. Многих других серий там так и не оказалось – вроде «ДТМ», «Мировой серии Рено» или туринга. «Формула-2» тоже осталась без упоминаний, хоть и приезжала в Сочи как гонки поддержки.

Что нужно для гоночного Мастера спорта в России?

Регламент прописан на сайте Минспорта – он иногда пересматривается в деталях, но глобально остается неизменным;

● 16-летие и предыдущее звание КМС (кандидата в мастера спорта);

● победы международных гонках – класса «Ф-3», GT3, GT4, прототипы «Ле-Мана» LMP и дрифте – трижды в течение двух лет и на разных спортивных соревнованиях (причем именно эти наименования важны – GP3 не прокатит);

● чемпионаты России – топ-5 в туринге, топовом кроссе или абсолютном зачете раллийного или ралли-рейдового соревнования. Или за топ-3 в картинге, «Ф-4», кроссах и ралли рангом пониже, или за место в зачете своей рейдовой категории (например, в грузовиках или багги). Почти то же самое – для Кубка России, но там требования по попаданию в топ-4 и топ-2 для соответствующий категорий;

● за победы на ледовых гонках и в дрэг-рейсинге.

Да, многие международные чемпионаты мира и «Формула-1» с «Формулой-2» не упомянуты – даже участие не гарантирует звание МС. Все такие чемпионаты уже соответствуют табели «мастера спорта международного класса», но… его не получить без титула «мастера спорта». Для которого нужно в 15 лет, например, еще гоняться на картах в России – а раньше такой сценарий для самых перспективных пилотов с амбициями уровня «Ф-1» считался тупиком.

Мазепин, например, c 2010-го ездил за рубежом (11 лет), Шварцман – с 2007-го (8 лет), Квят – в те же 11 лет, Сироткин – в 13 лет. Одна из главных звезд картинговой России – 17-летний Кирилл Куцков (чемпион мира 2023-го) – гоняется в Европе с 9 лет, возвращается только временами.

Потому основа главных трековых талантов всегда попадала в «ловушку» без статуса.

Как же в списке появились «Ф-3» и «Ф-4», если «Ф-2» нет? Просто «Ф-4» в России проводили и раньше – «СМП Формула-4» объединяла российско-балтийский регион, но соревновались прежде всего в России. Ее пытались возродить с 2023-го – было бы странно не включить в табели.

А присутствие там «Формулы-3» – должно быть, наследие недавних амбиций: вслед за созданием картинговой вертикали, «Ф-4» и собственной серии гонок на выносливость на прототипах BR03 класса LMP3 (аналог «Ф-3» для прототипов) собирались делать шаг вперед и по «формульной» ветке. Неспроста первые версии болида BR03 так напоминали машины с открытыми колесами, но почему-то с кабиной – словно сперва собирались делать болид «Ф-3», но не хватило технологий и знаний.

Потому и сейчас практически любой топовый российский гонщик из чемпионата страны по картингу, новой «Ф-4», РСКГ или Эндуранса может за год-два получить «мастера», а глыбам вроде Квята и Сироткина придется ждать «заслуженных». Или идти в гонки на выносливость или ралли-рейды, как Мазепин (и Русинов, кстати говоря – он тоже пробовался в рейдах).

Мазепин подходил и без достижений в России: в сезоне-2023/24 у него две победы в «Азиатской серии Ле-Ман» – в категории LMP2 на трассах Малайзии и Дубая. Но раздобыл звание именно благодаря постоянному перемещению между сериями – например, еще в 2022-м выиграл главный рейд страны «Шелковый путь» (входит в чемпионат России), а в 2024-м прибавил победу в Кубке – «Баха – Денис Давыдов» в Ульяновске, а также «Баха-Астрахань-2024».

Выполнил норматив за год!

Что еще почитать о Никите Мазепине и его достижениях?

Фото: РИА Новости/Михаил Мокрушин