8 мин.

«Это момент, когда я умер». Забытый крэш «Ф-1» – вдохновение для фильма с Питтом

Привет из 90-го.

В трейлерах фильма «Ф-1» с Брэдом Питтом несколько раз мелькали кадры огненного крэша, а сам герой якобы возвращается в Гран-при после аварии прошлого.

Создателей фильма постоянно расспрашивали, что же имелось в виду и какой момент в истории «Формулы-1» натолкнул их на такую сцену. В большом интервью The Race перед мировой премьерой продюсер Джерри Брукхеймер раскрыл как минимум один источник вдохновения для аварий в фильме.

«В фильме есть крэш – и он основан на аварии Мартина Доннелли. Мы получили его разрешение, мы сделали все правильные вещи, чтобы все выполнить».

Речь о североирландском гонщике «Лотуса» 1989-го и 1990-го, дважды финишировавшего в британской «Ф-3» третьим и закончившего сезон «Формулы-3000» (аналог «Ф-2» на тот момент) 3-м в 1988-м.

Он считался очень перспективным, только подписал контракт еще на два года, но на Гран-при Испании в 1990-м у него сломалась подвеска, и он угодил в жесткую аварию. Машина разломилась на скорости 260 км/ч, ячейка пилота открылась, Мартина выкинуло из кокпита, он заработал сотрясение мозга и легких, а переломы ног едва не привели к ампутации.

После срочной транспортировки на вертолете в больницу и медицинской комы Доннелли восстанавливался 3 года, в 1993-м тестировался на болиде «Джордана» в «Ф-1», но в итоге перешел в тренеры, ралли-кросс и исторические гонки. Тем не менее, врачи первоначально называли чудом даже первые его шаги после аварии.

А теперь сравним с известными на тот момент деталями сюжета и историей героя Брэда Питта. Его герой – гонщик Санни Хейз.

● Гонялся еще в 90-е против Айртона Сенны (кстати, друга Доннелли).

● Ушел из «Ф-1» после жесткой аварии.

● Еще в одном из трейлеров его даже показали в комбинезоне «Лотуса» тех времен – с личным спонсором Доннелли Cellnet.

Похоже, именно история Мартина вдохновила персонажа Питта – или, по крайней мере, легла в основу художественного образа Санни Хейза.

А что за авария? Одна из самых суровых в истории «Ф-1»: Доннелли завершил карьеру и едва сохранил ногу

Аварию Мартина называют «одной из самых суровых в истории «Ф-1», но про нее мало и редко вспоминают – ведь она случилась с пилотом команды-аутсайдера, который успел лишь пару раз заехать на 7-8 позиции.

Но случай выдался настолько жестким и грандиозным, что профильная пресса время от времени вспоминает Доннелли. А стриминг «Формулы-1» F1TV снял про него документалку с анонсом: «Мартин пережил один из самых суровых инцидентов в истории автоспорта всего часы спустя после заключения контракта мечты».

Правда, сохранилось не так много записей и кадров: авария произошла в практике, а в те времена гонки еще не снимали с нынешней подробностью. На треке было меньше камер, запись сохранялась не со всех сразу, а с бортовыми происходили разные казусы (например, двумя годами ранее пропал онборд «лучшего круга в истории» – пилотажа Айртона Сенны, приведшего к поулу на Гран-при Монако 1988-го с отрывом в 1,5 секунды от Проста).

Но и сохранившихся кадров – вместе с фотками – хватает, чтобы осознать жуть аварии: Мартин лежал на асфальте без сознания, пока где-то еще гоняли болиды.

Сам Доннелли при пересмотре этих кадров вынес безжалостный вердикт: «Технически это момент, когда я умер».

Имеет право – из машины все виделось и ощущалось сперва совершенно обычно, а потом – абсолютно кошмарно. От слов Мартина становится не по себе:

«Машина ощущалась хорошо, я атаковал как надо, времена на кругах выглядели хорошо. А затем, без моей ошибки, все выключилось.

Я ударился в барьеры на скорости 260 км/ч, машина взорвалась. Тело пережило перегрузку свыше 42G, меня вышвырнуло на 50 метров. Все внутренние органы получили повреждения, я не мог дышать, потому что проглотил язык. Кажется, когда маршалы впервые проверили мой пульс, они были уверены, что я погиб.

И я так лежал на асфальте больше 11 минут. И только тогда прибыла медбригада во главе с доктором Сидом Уоткинсом. Он очистил мою глотку от языка. Спас мне жизнь – стабилизировал, чтобы меня смогли перевезти в больницу».

История Доннелли словно написана для кино: из фермеров – в гонщики-миллионеры с кошмарным концом

Голливудский драматизм? Но и история Мартина – действительно очень голливудская: он родился в североирландском Белфасте в семье фермеров как раз на пике партизанской войны Ирландии и Великобритании. Первые шаги его карьеры финансировал крупный производитель картофеля Potato Farms. А гонками он увлекся как возможностью сбежать от суровой реальности, полной насилия в родном регионе.

«Одно из самых ярких воспоминаний детства – разделительные стены с колючей проволокой посреди улиц, которые назывались «линиями умиротворения» Для ребенка все эти вещи выглядели очень непонятными и запутанными. Они и сейчас там, 40 лет спустя, и мне до сих пор совсем неуютно рядом с ними.

Мир наступал по выходным – я смотрел автоспорт вместе с людьми с другой стороны. И те, кто был злейшими врагами в будни, становились лучшими друзьями в выходные. И в 9 лет я таскал ключи у отца, пока он был в баре, и отправлялся на единственный трек в провинции – «Киркистаун».

В 19 лет Доннелли добрался до ирландского минора «Формулы-Форд» и первых проб в «Ф-3». Затем последовательно шел на повышение каждый год – всебританская «Формула-Форд», европейская, затем вновь британская «Ф-3», совмещение локальной с европейской. И прорыв – победа на главной молодежной гонке планеты Гран-при Макао (против будущих звезд и ребят калибра Дэймона Хилла, Жана Алези и Джонни Херберта), после которой все медиа подхватили его имя как следующей звезды.

В 1988-м – новый прорыв: третье место в международной «Ф-3000» с первой победой в гонке, дебют в спорткарах за частную команду и переход в заводскую «Тойоту». Следом – переход под крыло «Ниссана» и первый контракт в «Ф-1» на одну гонку – для замены травмированного Дерика Уорвика. А в 1990-м Мартин получил постоянный контракт и даже поучаствовал в «24 часах Ле-Мана» как заводской пилот «Ниссана».

«За первые же гонки сезона я показал, что могу, и что заслуживаю места в «Ф-1». Несколько команд предложили мне контракты на следующие сезоны. Я мог бы выбирать, куда отправлюсь. И утром перед квалификацией на Гран-при Испании я подписал контракт на 5,6 млн фунтов стерлингов за два года – он был хорош».

В тот же день и случился тот самый крэш.

Доннелли мало что помнит из того дня, инцидента и восстановления.

«Врачам пришлось дважды оживлять меня. Во время операций на груди и ногах сердце два раза останавливалось. По сути это означало, что я умер. Так что мне удалось трижды победить смерть.

До того дня мне часто снились сны, довольно часто случалось дежавю. А после инцидента – как отрезало. Просто ложусь в постель, выключаю свет, засыпаю, а затем просыпаюсь. А между этим – ни снов, ничего.

Но хребет любви к автоспорту не сломить. Каждый раз, когда я сажусь в историческую машину и запускаю мотор, чувствую его вибрации – это лучшее чувство в мире. Ощущение от болида в повороте, когда она рвется из-под твоего контроля, а ты его удерживаешь – это самое чистое наслаждение, которое только можно испытать».

С тех пор Доннелли запустил гоночную академию и команду «Ф-3», продолжил гонять в выставочных заездах вроде «Фестиваля Скорости» в Гудвуде и работает членом судейской коллегии на некоторых Гран-при «Ф-1».

А теперь и послужил прототипом для героя Брэда Питта.

Что еще почитать о фильме про «Ф-1»?

Фото: Gettyimages.ru/JEAN-LOUP GAUTREAU, PASCAL PAVANI