Любимые машины величайшего инженера «Ф-1»: только суперобтекаемые шедевры 60-х
Эдриан Ньюи по праву считается одним из самых легендарных, величайшиих и успешных конструкторов и инженеров в истории «Формулы-1». На счету его творений 12 Кубков конструктора, 13 титулов чемпиона мира и более двух сотен побед: например, все титулы «Ред Булл», несколько победных болидов Мики Хаккинена и пара шедевров для «Уильямса» и Кими Райкконена. А недавно он завершил трансфер в один из самых знаковых брендов родной Британии – «Астон Мартин» – под владение пакетом акций команды и возможностью строить вообще все, что захочется (и влезет в стек технологий с потолком расходов).
Но вы когда-нибудь задумывались о том, какие машины Ньюи называет любимыми, кроме тех, что создал собственными руками?
Официальный сайт «Формулы-1» поймал Эдриана во время одного из его коротких и редких визитов на Гран-при и попросил рассказать об источниках вдохновения – великий инженер составил короткий, но впечатляющий список!
1. «Лотус» 49: 1967-1970 годы
Создатель: Колин Чепмен (технический директор), Морис Филипп (конструктор) Двигатель: атмосферный V8 «Форд-Косуорт» DFV Мощность: 420-440 л.с., 9000-10000 об/мин Макс. скорость: 240 км/ч (ориентировочно)Коробка передач: механическая 5-ступенчатая Вес: 501 кг Победы: 12 Подиумы: 23
2 Кубка конструкторов (68-й, 70-й), 2 титула чемпиона мира (Грэм Хилл 68-го, Йохен Риндт 70-го)
Ньюи так любит этот болид, что обзавелся одним, за рулем которого когда-то сидел Грэм Хилл. Эдриан даже гонял на нем по улицам Монако в рамках исторического Гран-при.
А еще врывался на интервью за рулем своего красно-золотого красавца.
«Это очень сложный вопрос, не так ли? И ответ будет очень субъективным. Я бы назвал «Лотус» 49, потому что он оказал на меня большое влияние на маленького меня и, в каком-то роде, пробудил во мне желание – связать карьеру с этим [гонками]», – ответил конструктор, рассказывая о любимых машинах.
История начинается с модельки масштабом 1:12. В процессе сборки игрушечной копии знаменитой машины, 10-летний Эдриан вдохновился на создание собственной вариации болида. Он рисовал эскизы, а затем, используя детали от нескольких разных моделей, создавал новые экземпляры гоночной техники, которые невозможно было найти на полках магазинов. Так начался путь великого инженера.
2. «Чапарэл» 2Е 1966 года
Создатель: Джим Холл, Джеймс Шарп, Билл Митчелл Двигатель: атмосферный V8 от «Шевроле» объемом 5,3 л Мощность: 450 л.с., 6800 об/мин Макс. скорость: 300 км/ч Коробка передач: автоматическая 2-ступенчатая Вес: 705 кг Достижения: первая машина с граунд-эффектом, 1 победа в американской серии Can-Am на трассе «Лагуна-Сека» с Хиллом за рулем.
Без этой машины невозможно представить себе список любимой техники Эдриана Ньюи. Ведь именно американская команда «Чапарэл» в 60-е годы стала главным инноватором в мире автоспорта и первой в гоночном мире приручила граунд-эффект.
В 1962-м году Джим Холл почувствовал, что его «Чапарэл» 1 приподнимается при езде.
Это заставило целый ряд инженеров приступить к исследованию проблемы, которое привело к рождению гениальной идеи в голове Билла Митчелла из «Дженерал Моторс». Он предложил внедрить в конструкцию машины перевернутую форму аэродинамического профиля, т.е. заднее антикрыло.
Так и появился «Чапарэл» 2. После некоторой обкатки и настройки заднего крыла, проблема с отрывом передних колес от земли исчезла, а американская компания продолжила свои разработки и создание машин с огромными крыльями, потрясающими коллег со всей земли. Инженеры стали обращать внимание на невероятный рост управляемости машин «Чапарэл» в поворотах и на торможениях – техника сильнее нагружала шины при том, что вес конструкции оставался неизменным.
Ведь суть граунд-эффекта как такового – не совсем то, что принято считать прямо сейчас: он заключается в прижиме днище и задних колес к асфальту как можно сильнее при использовании диффузора особой формы – для ускорения потока под машиной, повышения прижимной силы – и тем самым увеличения скорости в поворотах и на прямых вместе с управляемостью болида. И он просто достигается разными способами: можно «придавить» заднюю часть дополнительной массой (как делали раньше) или большим антикрылом (открыли в при первых экспериментах с аэрообвесом) через лобовое сопротивление, а можно пойти другим путем – перешедшим в современные машины. Каким? 👇
3. «Лотус» 79: 1978-1979 годов
Создатель: Колин Чепмен (технический директор), Мартин Огилви (конструктор), Питер Райт (аэродинамика), Тони Радд, Ральф Беллами Двигатель: атмосферный V8 «Форд-Косуорт» DFV Мощность: 475 л.с., 11000 об/мин Макс. скорость: 332 км/чКоробка передач: механическая 5-ступенчатая Вес: 573 кг Старты: 26 Победы: 6 Подиумы: 15 Достижения: чемпионство «Ф-1» в личном (Марио Андретти) и конструкторском зачетах – 1978-й
Обратили внимание на успехи «Чапарэл» и на другом конце земли – в «Формуле-1». Постепенно, в том или ином виде, задние анти-крылья появились на болидах практически всех команд, но сами кокпиты до сих пор имели классическую форму сигар из 60-х.
Первым, кто задумался об ее изменении стал Питер Райт, тогда еще работавший в «БРМ». Недавний выпускник Кембриджа предложил руководству более эффективно использовать прижимную силу, сконструировав болид «Ф-1» в форме перевернутого крыла самолета. Секретные тесты в Имперском колледже Лондона дали многообещающие результаты, но идею не сразу удалось воплотить в жизнь из-за расприй внутри команды.
Райт покинул «БРМ» и перешел в «Лотус», где, вместе с еще одним беглецом из «БРМ» Тони Раддом принял участие в работе над легендарными «Лотусом» 78 и «Лотусом» 79.
На момент их прихода в распоряжении британской компании уже находилась модель под индексом «72», значительно отличавшаяся от конкурентов. Но у болида оставался ряд проблем, которые Райту и Радду предстояло решить вместе с главным инженером команды Ральфом Беллами и Мартинов Огилви.
И им удалось.
Модель «78» называют первым настоящим болидом с современным граунд-эффектом – с боковыми понтонами и «юбкой», свисавшей с них для защиты потоков воздуха, циркулирующих под инновационной на тот момент деталью корпуса. «Лотус» 79 представлял усовершенствованную версию предыдущей модели.
Однако в 1982-м году «Ф-1» и ФИА ввели бан на граунд-эффект, который действовал 40 лет. Запрет сняли лишь в 2022-м при переходе на новый технический регламент – однако Ньюи успел изучить его во время стажировок и в Америке, а затем поспособствовал разработке доминирующих монстров RB18 и RB19.
4. «Блюберд» CN7 1960-го
Создатель: Кен Норрис Двигатель: газотурбинный Proteus 705 Мощность: 4450 л.с. (3320 кВт) Макс. скорость: 648,7 км/ч Вес: 3.6 – 4 тонны Достижения: рекорд скорости на суше 1964-го – 648,7 км/ч
Разработки «Чапарэл» привели к созданию еще одной выдающейся модели, установившей мировой рекорд скорости на суше – «Блюберд» CN7.
«Блюберд» была просто поразительной. Она была более продвинутой, чем многие машины «Формулы-1»... Это была первая в мире машина, которая действительно понимала, что такое граунд-эффект, эффект Вентури и использовала их», – считает Эдриан Ньюи.
CN7 была оснащена турбореактивным авиационным двигателем и внешне так же очень напоминала самолет – разве что без крыльев. Тем не менее, летать эта «Синяя птичка» тоже умела. Один из первых выездов Дональда на «Блюберде» едва не закончился трагедией. В 1960-м машина при одном из разгонов взмыла в воздух, а затем перевернулась и рухнула на землю. Каким-то чудом гонщик отделался лишь небольшими царапинами и ушибами, и спустя 4 года, доработав машину, Кэмпбелл-младший установил новый рекорд скорости на суше.
В 1964-м году он промчал по поверхности высохшего соленого озера Эйр в Австралии, дойдя до отметки в 648,7 км/ч.
Примечательно, что отцу Дональда сэру Малькольму Кэмпбэллу в свое время так же принадлежали 9 рекордов скорости, установленных как на суше, так и на воде. Часть из них за рулем все тех же «Блюберд», но других моделей.
Что же почерпнул сам Ньюи?
Гений «Формулы-1» не копировал идеи напрямую – он действительно скорее вдохновился аэродинамическим подходом по минимизации компоновки, создания эффекта присасывания и тщательного сглаживания всех узлов. Эти фишки проявились во всех это инновациях: от первого болида «Ф-1» для «Лейтон Хауз» до выдувного диффузора «Ред Булл» (первое поколение доминирующих болидов Себастьяна Феттеля, в которых выхлопные газы использовались для повышения эффективности аэрообвеса).
Но главным творением инженера стал, наверное, гиперкар, подходящий новичкам и способный побить болид «Ф-1» на гоночном треке – RB17. В нем он собрал все, что знал и использовал в «Ф-1» – и чему научился на примере любимых машин.
При этом Ньюи не назвал ни одного дорожного автомобиля и ни одного более-менее современного болида – хотя, казалось бы, все они тоже нашпигованы инновациями. И да, ни одного «Астон Мартин». Удивлены?
Фото: formula1.com
Что еще почитать о величайшем гении «Ф-1» Ньюи?
Величайший инженер «Ф-1» – в новой команде! Получит 39 млн долларов, акции и сверхполномочия
Гиперкар «Ред Булл» – ☄️: 370 км/ч (больше не выносят шины), любитель снял секунду с поула «Ф-1»
Гиперкар от лучшего инженера «Ф-1» – 😍 Легкий звездолет за $7,5 млн, мощнее болида Ферстаппена
В чем гений творца всех побед «Ред Булл»? Ньюи – главный актив команды
Лучший инженер «Формулы-1» уходит из «Ред Булл». Все инсайды и факты: расставание готовили год
Творец болидов Ферстаппена – последний рок-н-рольщик «Ф-1»! До сих пор чертит на доске, а не в компе
но сразу бросилась в глаза ваша трактовка термина граунд–эффект. вот это вот ниже - немного вольная натяжка:
"Ведь суть граунд-эффекта как такового – не совсем то, что принято считать прямо сейчас...И он просто достигается разными способами: можно «придавить» заднюю часть дополнительной массой (как делали раньше) или большим антикрылом (открыли в при первых экспериментах с аэрообвесом) через лобовое сопротивление"
нет. никто и никогда не называл эти способы граунд–эффектом. не может это крыло, не образуя систему с плоскостью, генерить гэ. это вполне самоописываемый термин из гидродинамики, определяющийся определенными законами и уравнениями. кирпичи в багажнике никак не подпадают под это определение. этот chaparral имел регулируемый на ходу гонщиком угол атаки крыла - почти как в грядущем регламенте ф1. именно этим он и уникален, так как статичные крылья в автоспорте использовались и до того. эта машина не имеет никакого отношения к гэ
Чего? Ньюи тусит в паддоке каждую гонку, впервые на формуле 1?