Первая в истории ИИ-гонка «формул» за $1 млн – между собой и с бывшим пилотом «Ф-1» Квятом. Даниил победил – с обгоном!
Конец апреля отметился по-настоящему историческим событием: на трассе «Яс-Марина» в Абу-Даби состоялась первая в мире гонка, в которой машинами управляли роботы, а не люди. Серия получила название The Abu Dhabi Autonomous Racing League (A2RL) – «Автономная гоночная лига Абу-Даби».
Прототипом для болидов, управляемых искусственным интеллектом стало шасси «Даллары» из японской «Супер-Формулы» – второй по скорости гоночной серии в мире. Стоит оно «в стоке» около миллиона долларов, однако для нового чемпионата пришлось мнгогое поменять и добавить – так что смело плюсуйте еще пару десятков или даже сотен тысяч!
«Японская «Cупер-Формула» и «Даллара» проявили большую веру в нас, позволив взять их прекрасную машину и изменить ее, подстроив под наши запросы», – отметил доктор Том Маккарти исполнительный директор компании ASPIRE. Она является технологическим подразделением инновационного фонда по развитию техники и образования Абу-Даби и курирует «Автономную гоночную лигу Абу-Даби».
В стандартной комплектации шасси вряд ли что-то может удивить.
Шасси: «Даллара» Мотор: 4-цилиндровый с турбонаддувом, объемом 2 литра Мощность: 550 л.с. Стоимость: от $1 млн
Отличают ИИ-болиды от обычных – куча сенсоров и камер, навешанных на них. На кокпите закреплены: 7 камер «Сони» с углом съемки 360 градусов, 3 лидара от Seyond и 4 радара от компании ZF.
Управляет всем этим компьютер NeouSys RGS-8805GC (используется в ИИ-вычислениях по всему рынку от AWS до минобороны США, цена – только договорная), дополняют его высокопроизводительный графический процессор от Nvidia и интернет соединение, накопители и программное обеспечение от Intel.
Большая часть датчиков и компьютеров скрывается в корпусе из карбона, но некоторые отдельные части выполнены из его более экологичной версии, произведенной с использованием льна.
А для безопасности, прямо как в фильмах, существует большая красная кнопка, способная дистанционно заглушить болид.
Пилотажу роботы обучались у настоящего спортсмена. Важно было собрать настолько широкий диапазон данных о пилотаже гонщика-человека, насколько это вообще возможно. Соответственно, нужен был человек, который сможет их предоставить, поэтому выбор организаторов пал не на кого иного, как на Даниила Квята.
Все команды получили одинаковые машины. Заработать преимущество, ну или же наоборот, провалиться в хвост пелотона, можно только благодаря своим достижениям в программировании ИИ-болида. Компьютерный гонщик, как и человек, должен понимать, как работают шины и тормоза, принимать решения о переключении передач, рулевом управлении, разгоне и торможении. Кстати, ИИ может управлять каждым из четырех тормозных суппортов по отдельности, т.к. к ним подключены четыре независимых исполнительных механизма.
В заездах принимали участие восемь коллективов:
Fly Eagle (Китай и ОАЭ); Humda Lab – Венгерское агентство развития мобильности (Венгрия); Code19 – команда выступает в партнерстве со «Школа информатики, вычислительной техники и инженерии Университета Индианы» (США); Constructor – «Конструкторский университет Якобса» в Бремене (Германия); Kinetiz – независимая команда «Наньянского технологического университета» и компании «Кинцуги», принадлежащей правительству ОАЭ (Сингапур и ОАЭ); Polimove – «Политехнический университет Милана» (Италия); Unimore – «Университет Модены и Реджо-нель-Эмилии» (Италия); Technical University of Munich (TUM) – «Технический университет Мюнхена» (Германия).
Призовой фонд ИИ-гонки составил $2,25 млн, вложенные ASPIRE.
Но главная цель организаторов проекта отнюдь не развлекательная. В первую очередь они хотели вдохновить студентов и дать толчок популярности техническим специальностям в ОАЭ и за их пределами: «То, чего мы хотим – это показать студентам технических специальностей, что такое кодирование и на что способны роботы», – рассказал главный исполнительный директор ASPIRE Стефан Тимпано.
На тесты командам выделили целых две недели, в течении которых роботы, как и обычные гонщики, «нащупывали» пределы трассы, испытывая разные гоночные линии и точки торможения. Но, конечно же, под управлением кодов, прописанных командным мостиком.
В субботу во время самого гоночного уик-энда ИИ-пилот встретился на трассе со своим учителем в показательном заезде. Правда Даниил с легкостью обошел робо-болид.
«Сегодня мы наблюдаем исторические события, быть частью этого – просто потрясающе. Еще совсем недавно было сложно представить, что это может стать возможным, а сейчас они (машины, управляемые искусственным интеллектом) отлично справляются. Это отличная разработка для будущего и очень интересная для инженеров», – поделился впечатлениями Даниил.
В этот же день прошла и ИИ-квалификация. Конечно же в необычном формате: стартовую решетку сформировали не все восемь команд в соответствии со временем, установленным в квале, а только четыре быстрейших болида. Машина команды «Политехнического университета Милана» оказалась на подиуме со временем в 2.00,653 секунды (для сравнения Макс Ферстаппен выиграл здесь поул в 2023-м, проехав круг за 1.23,445 секунды), на втором месте оказалась команда «Университета Модены», третьей – «ТУМ», а четвертой – «Конструкторского университета».
Гонку транслировали абсолютно бесплатно, более того, у каждого зрителя был шанс ощутить себя в кресле пилота, благодаря VR-комплекту и трансляции с обзором в 360 градусов.
Робо-гонка стартовала сразу после квалификации и показательных заездов. Четырем командам предстояло проехать сначала два установочных круга, а затем всего 6 «боевых». Но на деле болидам пришлось проехать 3 круга за машиной безопасности, во время которых машину «ТУМ» пришлось остановить и перезагрузить. На четвертом круге машина лидировавшего «Политехнического университет Милана» заблокировала задние колеса и развернулась и лидерство ушло «Университету Модены». Небольшие проблемы возникли и у «Конструкторского университета». Их машина ненадолго остановилась, но затем все же продолжила движение.
Разворот болида «Политехнического университета Милана» спровоцировал появление желтых флагов, чем воспользовались их соперники и на пятом (из восьми) кругов дружно поехали на пит-стоп. Технику перезапустили и вернули в гонку за один круг до финиша.
Желтые флаги сменились на зеленые на шестом круге гонки. «Университет Модены» не долго наслаждался своим лидерством, их робот тоже заглох. Так новым лидером и победителем первого в истории заезда виртуальных пилотов стал болид под управлением искусственного интеллекта, управляемого командой «Технического университета Мюнхена».
Знаете, что самое забавное в этой победе? Даже в ИИ-заезде обеду одержал пилот под номером 33 (привет, Макс).
Несмотря на большое количество технических неисправностей в гонке, задумку посчитали удачной. Все-таки никто в итоге не разбился и не въехал в соперника – а ведь болиды гнали обещанные 200 км/ч, хоть и по прямой! Правда, такой же обещанной борьбы колесо в колесо тоже не вышло. Тем не менее, трибуны оказались наполненными больше, чем на «Ф-1» – на «Яс-Марине» случился редкий аншлаг! Видимо, сказался эффект новизны.
Что же думают очевидцы? На заезде работал и аккредитованный фотограф гонок Гран-при из России Евгений Сафронов – и он поделился впечатлениями у себя в телеграм-канале:
«Сама гонка была очень плохой по организации. Странно что они позвали ТВ-бригаду из «Ф-1», но не додумались консультироваться или работать с профессионалами в плане трека, спорта и медиа.
Сколь хороши они в маркетинг, столь плохи в спорте. Сколь крутая была фан-зона, уровня «Ф-1», столь плоха была сама гонка. Сколь крутая идея и технология, столь уныла была та самая гонка. НО полная трибуна «Яс-Марины»! Такое тут бывает только во время «Ф-1». И тот факт что они привлекли к гонкам и спорту такую аудиторию – феноменально.
Лучший момент всего уик-энда? Когда в рамках гонки ИИ против человека Даня Квят на главной прямой (ну а где же еще) под крики зрителей обогнал машину. Человек победил. И всегда победит! Во всяком случае в это хочется верить.
Закончу тем, что все это ИИ-будущее – конечно, интересно. Но кайфово ли? Не знаю».
Организаторы остались довольны тем, что смогли поддержать студентов технических специальностей и обещают проводить как минимум одну такую гонку каждый год в течении следующих четырех лет и развивать ИИ-болиды, чтобы в следующих заездах они становились быстрее и надежнее.
Будете смотреть?
Что еще почитать о грандиозных технологиях автоспорта?
ИИ захватит автоспорт? Уже инструмент инженеров, пилотов и судей «Ф-1», до болидов – всего шаг
«Ф-1» будущего: опасный обвес ради мотора-революции и 355 км/ч. Сколько ж критики!
Что не так с «Ф-1»? Как сделать гонки ярче и ценнее? Взгляд лучшего гоночного инженера современности
Технологии «Ф-1» больше не переходят в дорожные машины – почему? Куда делись все чудеса?
В России воспроизвели болид «Ф-3»! С мотором «ВАЗ» на 150 л.с. по идее начала 2000-х🙈
500 ТБ за гонку, 90 камер на машинах, 58 км кабелей. Как снимают и транслируют «Ф-1»
Фото: Abu Dhabi Autonomous Racing League in UAE; Евгений Сафронов; East News/Waleed Zein / ANADOLU / Anadolu via AFP