«Ф-1» отказала новой 11-й команде! Хотя болид уже делали в бывшей трубе «Макларена» 120 топ-инженеров
Фантастическая американская самоуверенность.
В «Формуле-1» два года разворачивалась сага «американская гоночная империя «Андретти» пытается пробиться в Гран-при, а серия с участниками дружно сопротивляется». По пути потенциальный новичок заложил базу за $200 млн «круче, чем у «Феррари», обзавелся поддержкой завода-гиганта «Дженерал Моторз» для продвижения бренда «Кадиллак», вынудил регулятора мировых гонок ФИА открыть тендер на создание новой команды в «Ф-1» и выиграл в нем, но… Вердикт Международной автомобильной федерации объявлен еще в середине 2023-го, коммерческая ветка чемпионата тянула и сопротивлилясь до конца января.
Пока не опубликовала официальный отказ: в 2025-м и 2026-м пелотон не расширится, команд останется 10. Ценности в проекте на данной стадии не обнаружено.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/8/7f/85d8497cd409f942b6382f16491c5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В последние месяцы года медийное присутствие «Андретти» вместе с их желанием проломиться в Гран-при пошло на некоторый спад – по слухам, после частных просьб перестать активно пинать чемпионат в прессе и обвинять возможных будущих соперников в жадности. Но вместе с периодом затишья пришли и сомнения: а как дело вообще продвигается помимо PR-работы, бухгалтерского оформления и закулисных переговоров? Техническая сторона вообще реальна? У претендентов на место в «Ф-1» вообще есть хоть какое-то представление о потенциальных ожиданиях и требованиях к болиду?
Оказывается, проект американской команды не замер на полуслове и медийная кампания в его поддержку все еще активно продолжается. Вот и зимой «Андретти» пригласила издание The Atletic познакомиться с моделью машины в аэротрубе и новыми топовыми подписаниями в инженерный штаб.
Сейчас производство – все еще неизвестно, для какого года – находится на стадии продувки вот такой модели размером 60% – максимально разрешенной для «актуальной» команды «Ф-1».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/2/be/6c12eafce4dc7a898169934a19490.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Судя по ее виду, «Андретти» изучает предыдущую версию «Макларена» – и неудивительно, ведь дело происходит в аэротрубе «Тойоты» в Кельне. Английская команда пользовалась ей вплоть до завершения сезона-2023, пока не достроил новую на собственной базе в Уокинге.
В ближайших планах – сделать и протестировать полноразмерную модель. Допущенным в «Ф-1» командам такое запрещено, но у подвешенной ситуации есть свои плюсы – регламент еще не ограничивает полностью! Ее выпуск запланирован на середину 2024-го – как прототип для ранних тестов при подготовке к омологации и крэш-испытаниям, проверке подвески на стендах и прочих электрических и гидравлических систем.
Над проектом уже работает 120 топовых инженеров – для них обустроена и запущена партнерская площадка в британском Сильверстоуне близ трека для Гран-при, но там работает только часть свеженабранного в Европе штата. Вторая часть оперирует с существующей штаб-квартиры в Индианаполисе в ожидании достройки глобальной базы в Фишерсе неподалеку – той самой, за 200 млн и «больше, чем у «Феррари».
Подписная компания среди инженеров прошла достаточно успешно для новичков: технический отдел отдали Нику Честеру с 20-летним опытом в «Рено», «Лотусе» и нынешней «Альпин». Он играл важнейшую роль в конструкции чемпионских болидов Фернандо Алонсо, например. На роль главы аэродинамического отдела сманили бывшего топа «Уильямса» и «Рено», а главным конструктором назначили Джона МакУильяма (творил композитную магию в «Уильямсе» в 80-х, затем пытался справляться с минибюджетами в «Джордане», «Спайкере» и «Марусе»).
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/9/1d/f3e5596d44637b5091fab41d94823.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
«Андретти» хочет все сделать правильно, в перспективе хочет побеждать, – пояснил трансфер в еще не полностью запущенный проект Честер. –Никто не захочет переходить туда, где нет правильной рабочей этики. Когда мы только начинали переговоры, до моего перехода, я видел, какие за этим проектом стоят ресурсы, какие усилия будут приложены для достижения цели. Все это делало данный проект весьма привлекательным.
И к нам приходят люди из «Ред Булл», «Феррари», «Мерседеса», «Макларена». Потому что все они ищут новый вызов. И у нас есть большой потенциал для того, чтобы сформировать все необходимые департаменты.
Я приятно удивился тому, как просто завлечь людей в эти проекты. В новой команде есть настоящая притягательность, в имени «Андретти». А чистый лист создает тенденцию к очень активной культуре».
Нет, американцы не пропылесосили топы «Формулы-1» на 120 крутых инженеров – перешло пока «только» 70.
Еще наняли главу электронных систем Карла Декстера («Феррари», «Манор», «Мерседес» из «Формулы Е»), аналитического отдела по эффективности машины Джеймса Кнэптона (экс- «Ред Булл» и «Форс-Индия») и бывшего главу производства «Астон Мартин» Саймона Кэйзера.
Еще 50 – делегация от «Дженерал Моторз» по линии бренда «Кадиллак». Гигант поддержал финансами, ресурсами, технологиями и компетенциями исследования в CFD (вычислительная гидродинамика – «виртуальная аэротруба» «Ф-1») и уже приступил к физическому производству гидравлических систем, носовой части и верхних структур безопасности на базе в Северной Каролине.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/b/ac/034c64b8c4424a6443ad97e1f3d88.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Однако «Дженерал Моторз» раньше никогда не занимался производством настолько сложных болидов с открытыми колесами – предположительное отсутствие компетенций у американских инженеров и вызывало скептицизм при выслушивании обещаний о полном содействии и поддержке. Насколько их вклад помогает?
«На разных стадиях производства находится примерно четверть шасси. Мы бы не продвинулись и до половины нынешнего уровня без вклада «ГМ», – резюмировал Честер. – Причем мы не бросаемся вещами взад-вперед, а работаем как одна команда. Все весьма здорово интегрировано. Инженеры «ГМ» привносят действительно тяжеловесную техническую экспертизу из программ в NASCAR и спорткарах».
Зачем «Андретти» и «Кадиллаку» нужна такая масштабная программа без допуска от «Ф-1»?
Казалось бы, контракты еще не подписаны, место в Гран-при еще не гарантировано, «Формула-1» по-прежнему выражает скепсис по отношению к американскому проекту, а у команды даже нет моторов – опцион на сделку с «Альпин» истек в конце прошлого года, а собственная техника появится у «ГМ» не раньше 2028-го.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/d/fc/6ace338f34fc092760f54b531ae0c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Описанная программа же – крайне масштабная, прямо невиданно масштабная: полгода подготовки в менее активном режиме на четверть подобной мощности стоила другому претенденту на вступление «Хайтеку» не менее 30 млн евро. Причем его заявка ФАИ в итоге не убедила.
Потому затраты «Андретти» и «Кадиллака» уже можно оценивать в сумму от 120-150 миллионов только за прошедший год – и еще как минимум следующий впереди. С повышением производственной активности затраты вырастут еще сильнее.
С активным участием завода-гиганта вопрос истока финансовых ресурсов не стоит, но зачем вообще они так вкладываются? Кажется, чтобы никто в «Ф-1» и не подумал, что идею вступления «Андретти» можно просто «зажевать», и альянс развалится.
«Если все знают, что ты вкручиваешь, тогда все концентрируются на своих зонах и пытаются выжать как можно больше результата, – высказался Честер. – Это создает отличную атмосферу, и такой путь мы выбрали».
«Время – всегда cуть в «Ф-1», – пояснил шеф команды и всей гоночной империи «Андретти» Майкл Андретти. – Мы работаем с максимальной возможной скоростью, чтобы убедиться: у нас будет и способная команда, и хорошая машина – на максимуме возможного – к моменту занятия места на стартовой решетке.
Очень круто уже видеть компоненты для болида, произведенные самостоятельно организацией «Андретти-Кадиллак», которые уже произведены в США на базе «ГМ».
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/d/a2/4a1ad722f47f587f66882548ba2d7.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Не могу представить, как кто-то захочет остановить нас и лишить фанатов возможности увидеть настоящую американскую заводскую гоночную команду выходящей лицом к лицу против легендарных брендов нынешней «Ф-1».
И после экскурсии по заводу... «Ф-1» официально отказала
Однако на чемпионат не пойдествовало: сразу после публикации СЕО серии Стефано Доменикали объявил об отказе на вступление в 2025-м и 2026-м – предложил податься снова уже с заводскими моторами «Кадиллака» к 2028-му. Ведь с клиентским мотором американская команда дополнительной ценности не принесет и вряд ли сходу добьется успеха.
«Мы не верим, что в нынешней сборке новый участник будет конкурентоспособным или что-то добавит как просто присутствующая 11-я команда, – заявил Доменикали. – Мы не сумели определить основания, по которым будущие финансовые результаты выросли бы, как ключевой индикатор коммерческой ценности чемпионата. Всегда нужно четко понимать, что лучше для бизнеса.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/c/fe/cd0f17b39494190a9688de0cb0ae4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Кроме того, появление дополнительной команды на стартовой решетке приведет к ненужному повышению финансовой нагрузки на нынешних промоутеров Гран-при.
Добавление 11-й команды создаст дополнительную операционную нагрузку для промоутеров гонок, приведет к значительному увеличению расходов для некоторых из них, а также сократит доступное техническое, операционное и коммерческое пространство для действующих участников.
И наше исследование показало, что хоть фанаты и знают «Андретти», но это скорее «Ф-1» им принесет известность, а не имя «Андретти» что-то принесет «Ф-1».
Все ровно как мы и писали еще в ноябре. Как вам такой поворот?
Источник: The Atletic
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan; andrettiautosport.com; Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press
Самоуверенности Андретти действительно не занимать, тут согласен, но и автору похоже тоже :D
Ф1 и другим 10 командам всё ещё никто не мешает сказать "нет", и против этого приёма у Андретти нет.
Хотя сам я, конечно, за то, что бы они присоединились, но настроен пессимистично. Склоняюсь к тому, что действительно не допустят.
Не все можно купить бабками и инсинуациями.