10 знаковых болидов «Формулы-1» с турбодвигателями
«Альфа-Ромео» 158/159 «Альфетта» (1950-1951 годы)
Строго говоря, эта машина не была оснащена турбомотором — вместо турбины наддув создавал компрессор, но причастность силовой установки к наддувной концепции и количество побед на трассе не позволили «Альфетте» покинуть наш рейтинг.
Начало истории официального чемпионата под эгидой ФИА ознаменовалось противостоянием двух концепций моторов — атмосферных и наддувных. Наддув позволял при меньшем объеме двигателя выдавать большую мощность, и первое время безусловным лидером «Формулы-1» была команда «Альфа-Ромео». Болид с одноименным названием был разработан еще в 1938 году и на первых порах не знал себе равных – «Альфетта» выиграла 10 из 13 гонок! 8-цилиндровый двигатель объемом всего в 1500 куб. см и мощностью до 450 л.с. привел к победам в личном зачете сначала Джузеппе Фарину, а затем и легендарного Фанхио.
Однако доминирование итальянской конюшни было недолгим. Уже в 1951-м еще довоенный мотор достиг предела своего развития, и дальнейшие улучшения обернулись множественными сходами пилотов с дистанции, а конкуренты из «Феррари» смогли догнать соперников в техническом отношении, построив более перспективный атмосферный двигатель. На следующий сезон «Альфа-Ромео» и вовсе не оказалось в списке участников чемпионата.
«Рено» RS10 (1979 год)
В дальнейшем «Формула-1» развивалась по сценарию апологетов «атмосферников», и следующей победы турбомоторов пришлось ждать почти тридцать лет. В «Рено» воспользовались пунктом в регламенте, позволяющим использовать 1,5 литровые наддувные двигатели. Конкуренты полагали, что французские моторы никогда не смогут тягаться с трехлитровыми атмосферными агрегатами, а зрители то и дело потешались над вечно ломающимися «желтыми чайниками». Как оказалось, зря.
В 1979 году «Рено» добился настоящего прорыва — благодаря промежуточному охладителю-интеркулеру резко возросла мощность мотора, которая достигла 550 л.с. С обновленным силовым агрегатом Жан-Пьер Жабуй выиграл Гран-при Франции, а напарник Рене Арну замкнул тройку призеров (попутно поучаствовав в самой увлекательной автогоночной дуэли века). В конце сезона Жабуй выиграл еще два поула, что всерьез встревожило конкурентов. Наступала эра турбодвигателей.
«Феррари» 126 С2 (1982 год)
Скудерия после неважного сезона-1981 сделала выводы и существенно модернизировала болид. Наконец-то в Маранелло отказались от устаревшей концепции шасси типа полумонокок, перейдя на композитные материалы, по ходу чемпионата активно дорабатывался турбомотор — его мощность достигла 650 л.с. в квалификационном режиме и 600 — в гоночном. Мало того, во второй половине чемпионата двигатель стал очень надежным — специальная система охлаждения, позаимствованная из авиации, существенно снижала риск поломок.
С такой машиной «Феррари» должна была выиграть оба зачета, но в дело вмешалась судьба-злодейка: на квалификации Гран-при Бельгии погиб Жиль Вильнев, а его напарнику Дидье Пирони пришлось досрочно завершить карьеру из-за тяжелых травм, полученных в аварии на Гран-при Германии. Личный зачет Скудерии не покорился, зато в Кубке конструкторов «Феррари» стала первой конюшней, выигравшей командный зачет на машине с турбодвигателем: 3 победы и 11 подиумов обеспечили итоговое пятиочковое преимущество над конкурентами.
«Брэбэм» BT52-BT52B (1983 год)
После дебюта турбомоторов в 1979 году следующие три сезона титулы покорялись «атмосферникам» – в «Феррари» и Рено» никак не могли решить проблемы с надежностью. А первым турбодвигателем, положившим на лопатки своих конкурентов, стал BMW M12/13 – 4-цилиндровый агрегат выдавал до шестисот с лишним лошадиных сил.
В 1983 году Нельсон Пике выиграл второй чемпионский титул за рулем «Брэбэма», оснащенного мотором немецкого концерна. Шасси BT52 и его модификация BT52B в общей сложности принесли английской команде 4 победы, 10 подиумов и 2 поула.
Интересно, что в 80-е годы многие моторостроители предпочитали работать с клиентскими командами, а заводские коллективы переживали бестрофейную эпоху. Дитер Стапперт, шеф «БМВ Моторспорт», как-то бросил пророческую фразу: «Я уверен, что «Брэбэм-БМВ», «Макларен-Порше» и «Уильямс-Хонда» всегда будут работать эффективнее, чем завод, который все хочет делать сам, как «Рено» или «Феррари».
«Рено» RE30C-RE40 (1983 год)
Ален Прост мог бы куда раньше выиграть первый титул, будь капризные турбомоторы «Рено» более надежными. Большая работа, проделанная в межсезонье французом на тестах, помогла команде значительно снизить количество поломок и в 1983 году Ален и «Рено» всерьез боролись за титул. Модифицированная версия прошлогодней машины и новое шасси помогли завоевать французской команде 4 победы, 3 поула и 11 подиумов, в напарниках у Проста был куда более покладистый пилот, чем скандальный Рене Арну — словом, все составляющие для виктории как минимум в одном зачете у «Рено» были.
Однако в последней гонке сезона Прост упустил первое место в личном зачете — вновь подвела турбина. Чемпионский титул достался Нельсону Пике, а Кубок конструкторов ушел в «Феррари». В «Рено» пожелали выставить Алена козлом отпущения и спустя два дня после завершения чемпионата расторгли контракт с талантливым пилотом. Гонщик отправился в «Макларен», где выиграл кучу трофеев, а французская команда, не выдержав конкуренции, на какое-то время даже покинула чемпионат.
«Макларен» MP4/2 (1984 год)
К середине 80-х структурные преобразования команды, начатые Роном Деннисом, начали приносить результат, и «Макларен» отлично подготовился к сезону-1984. Великолепная пара пилотов, лучшие двигатели в пелотоне и уникальные технические новинки вернули Уокингу былую славу. Новый болид был легче предшественника, аэродинамически эффективнее и оснащен карбоновыми тормозами, уменьшавшими тормозной путь машины чуть ли не на половину. V-образный шестицилиндровый силовой агрегат «Порше» выдавал до 800 л.с., и хотя был отнюдь не самым мощным двигателем в квалификациях, на длинной дистанции имел преимущество над более прожорливыми турбомоторами конкурентов.
В тот год «Макларен» было не остановить, и Прост с Лаудой, по сути, сражались между собой. В итоге с рекордно малым отрывом в пол-очка титул достался Лауде, а в зачете Кубка конструкторов между английской конюшней и соперниками из Маранелло зияла гигантская пропасть. 12 побед, 3 поула и 18 подиумов — MP4/2 был настолько хорош, что в модернизированных вариациях служил верой и правдой еще два сезона.
«Феррари» 156/85 (1985 год)
К 1985 году «граунд-эффект» был уже запрещен, и в «Феррари» после разочаровывающего сезона-1984 окончательно отказались от идеи модернизации прошлогодних шасси. Шасси 156-85 стало первым в истории Скудерии, построенным с помощью систем компьютерного моделирования.
Несмотря на то, что двигатель итальянской команды развивал до 900 л.с. в квалификации и до 800 л.с. в гоночной конфигурации, по мощности он все же уступал моторам «Порше». Тем не менее, до середины сезона Микеле Альборето лидировал в личном зачете, и дела у конюшни шли неплохо. Но Энцо Феррари настоял на смене поставщика турбины — он был уверен, что можно добиться от мотора большей производительности. Коренные изменения силового агрегата по ходу чемпионата явно не пошли на пользу — в пяти последних гонках Альборето не смог даже финишировать, а оба чемпионских кубка отправились в копилку Рона Денниса.
«Лотус» 97T (1985 год)
После чемпионства Марио Андретти в 1978 году результаты «Лотуса» медленно, но верно пошли вниз — несмотря на то, что за команду гонялся не кто-нибудь, а сам Найджел Мэнселл. Катастрофическая ненадежность болида не позволяла конюшне претендовать на высокие места. Слабым местом машины был двигатель — мотор «Рено» не шел ни в какое сравнение с «Порше» и «Хондой» ни по мощности, ни по надежности.
Все изменилось в сезоне-1985 — Мэнселла сменил молодой Сенна, а в «Лотусе» построили одну из лучших машин пелотона. Красивое черно-золотистое шасси 97T было невероятно быстрым в квалификации — Айртон Сенна и Элио де Анджелис завоевали больше поулов, чем все другие команды, вместе взятые. Однако вновь камнем преткновения стали проблемы технического характера и прожорливость двигателя — в гонках пилотами «Лотуса» были одержаны всего три виктории, и, несмотря на 9 подиумов, чемпионские кубки ушли в другие команды. Амбициозному Сенне не нравилось ожесточенное сопротивление напарника, и де Анджелису пришлось покинуть конюшню — вплоть до совместных выступлений с Простом у звездного бразильца не было достойных соперников по ту сторону боксов.
«Уильямс» FW11(B) (1986-1987 годы)
У «Уильямса» образца 1986 года были все составляющие для победы в обоих зачетах — великолепная пара гонщиков, быстрейший болид и один из лучших моторов в пелотоне. Турбодвигатели той поры отличались не только экономичностью, но и устрашающей мощностью — в гоночной конфигурации они развивали до 920 л.с., а квалификационный режим позволял увеличить мощность силового агрегата до 1200 л.с. Герхард Бергер остался под большим впечатлением от моторов того сезона: «Забудьте все, что было после. Турбоавтомобили «Формулы-1» в 1986 году действительно были ракетами. И чтобы справиться с ними, я думаю, вы должны были быть мужчиной».
И если в сезоне-1986 Ален Прост сумел опередить Найджела Мэнсела и Нельсона Пике, то на следующий год пилотам «Уильямса» не было равных. Модифицированная версия болида с инновационным решением в виде «активной подвески» принесла британской конюшне 9 побед, 8 поул-позиций, 18 подиумов и почти двойной отрыв в зачете Кубка конструкторов от преследователей из Уокинга.
«Макларен» MP4/4 (1988 год)
Мощности турбодвигателей дошли до неприличных цифр, и ФИА даже попыталась выровнять уровень команд, уменьшив давление наддува и увеличив объем «атмосферников». Однако это не помешало дальнейшему господству турбомоторов. К 1986 году «Хонда» обогнала «Порше» в вопросах развития силового агрегата. Неудивительно, что после того, как «Уильямс» с большим преимуществом выиграл чемпионат-1987 на моторах «Хонды», Рон Деннис решился на смену поставщика двигателей.
Сезон-1988 ознаменовался тотальным доминированием «Макларена», да таким, что никакому «Ред Булл» и не снилось. Лучшая пара пилотов, лучшие моторы и один из лучших конструкторов – Гордон Марри. Болид MP4/4 был всем самовозам самовоз — лишь единожды Прост и Сенна остались без поула, 15 из 16 гонок чемпионата были выиграны на шасси «Макларена», а в сумме красно-белая машина принесла Уокингу 25 подиумов за один год.
Фото: Fotobank/Getty Images/Popperfoto/Mike Powel/Rainer W. Schlegelmilch/Mike King/Bob Thomas
Не одна машина так не доминировала как Макларена mp4/4... 1004 круга лидирования из 1031