«Тиран лучше человека, который желает нравиться публике». Лучшие высказывания Берни Экклстоуна
Бывший промоутер «Формулы-1» – о женщинах, гонках и Путине.
О «Феррари»
На первом в истории Гран-при Сингапура Скудерии не повезло. Фелипе Масса потерял победу из-за оторвавшегося прямо на пит-лейн заправочного шланга, а Кими Райкконен на ровном месте разбил болид за несколько кругов до финиша. Расстроенный президент «Феррари» Лука ди Монтеземоло охаял новую трассу, а гонку вообще назвал цирком.
Для Берни проведение гонки в Сингапуре было грандиозным коммерческим успехом, поэтому он не мог простить президенту итальянский компании критику этапа.
«Если президент «Феррари» прав, и Гран-при Сингапура – это цирк, то мы должны быть благодарны за то, что он обеспечил клоунов. После такого уик-энда в «Феррари» вообще должны молчать и не высовываться. Если Фелипе Масса не станет чемпионом, он будет знать, что в этом виновата команда».
О смерти Сенны
Для всей планеты гибель бразильского «Волшебника» была настоящей трагедией. Но Берни всегда смотрел на все события в «Формуле-1» исключительно под коммерческим углом, который зачастую шел вразрез с моральной составляющей.
«Внимание, которое к гонкам привлекла его смерть, было так велико… Но для «Формулы-1» это было хорошо».
О Путине
Экклстоун – любитель идти против течения. Случай с регулярно критикуемым на Западе Владимиром Путиным не был исключением.
Затем Берни повторно шокировал западное сообщество, поддержав нашумевший закон о пропаганде гомосексуализма в России и в очередной раз не оставив без лестной похвалы действия российского президента.
«Я восхищаюсь его мужеством – он говорит то, что хочет. Эти слова могут кого-то обидеть, но так устроен мир. Это его точка зрения, и я думаю, что он абсолютно прав».
Несмотря на мнение западного общества о внешней политике России, Берни не отказался от идеи проведения Гран-при России. Есть мнение, что если бы у Экклстоуна была возможность провести гонку в Крыму вместо Сочи, он с удовольствием подлил бы масла в незатухающее политическое пламя.
О женщинах
Берни в своих речах нередко балансировал на грани сексизма и расизма, а порой и переходил грань.
Как-то раз его спросили, какой образ женщины-пилота в «Формуле-1» ему по душе.
«Я действительно хотел бы видеть за рулем автомобиля «Формулы-1» очень красивую черную девушку, которая была бы еврейкой или мусульманкой и говорила по-испански».
А на предложение об организации специальной гоночной серии, где участвовали бы только представители женского пола, промоутер произнес слова, за которые потом пришлось извиняться.
«Знаете, меня посетила отличная идея… Женщины обязательно должны быть в белом, как и другие домашние бытовые приборы».
Об интриге в чемпионате
После доминирования Льюиса Хэмилтона и «Мерседеса» в сезоне-2015 Экклстоун был так расстроен спадом интереса публики к «королевским гонкам», что в сердцах высказал все, что думает о чемпионате. Остается загадкой, подумал ли Берни в тот момент о том, что промоутер, яростно критикующий собственное шоу, явно не помогает рейтингам трансляций расти.
О Гитлере
Бывший промоутер никогда не скрывал антипатий к демократическим способам управления и симпатий – к авторитарным лидерам. Но высказывание об Адольфе Гитлере публика, увы, не оценила.
«Гитлер был одним из тех, кто мог добиться поставленных целей. Он мог управлять большим количеством людей, способных добиться поставленных целей. Мне нравятся сильные лидеры… Для государства тиран лучше, чем человек, желающий понравиться публике».
О шоу
В последние годы благодаря повышению уровня безопасности «Формула-1», по мнению Экклстоуна, стала совсем скучной и потеряла прежний дух. И гонки нужно разнообразить травмами, авариями, а еще лучше – липовой драмой для подогрева интереса.
«Возможно, все критиковали бы меня, так как я хотел построить 40-сантиметровые стены вокруг поворотов… То, что произошло с Фернандо Алонсо в Австралии… В таких ситуациях мы должны закрывать место аварии специальными щитами, вызывать медиков и увозить пилота с трассы в больницу. А уже затем сообщать зрителям, что с гонщиком все в порядке. Это в духе шоу-бизнеса, людям такое нравится».
Об образе чемпиона
В последние годы Берни всегда говорил одно и то же: «Формуле-1» нужны популярные гонщики. Те, кто платят гигантские штрафы за лихачество на обычной дороге, взрывают танцполы, активно ведут интересные «серой массе» инстаграмы и твиттеры. И точно не похожи на тихих примерных семьянинов. В свое время критике Берни за излишнюю скромность подвергался Себастьян Феттель, а в прошлом году промоутер проехался по будущему чемпиону мира.
«О Нико Росберге нечего написать, даже в Германии его победа не повысит популярность спорта. Тут нужен такой гонщик, как Хэмилтон. Даже Кими Райкконен справляется со своей работой лучше, чем Росберг».
О правах гонщиков
И снова Экклстоун и его фирменный диктаторский стиль.
«Некоторые пилоты – просто болтуны. Вижу у них единственный интерес – заработать в спорте деньги. Я ни разу не видел, чтобы один из них положил лишний доллар. Вы идете с ними на ужин, но они не оплачивают счет даже там. Им вообще не стоит давать слово, их дело – пилотировать болид».
О своем увольнении
Новым американским владельцам «Формулы-1» удалось отодвинуть Экклстоуна от фактически единоличного управления коммерческой составляющей «королевских гонок». Но, как любой диктатор, Берни не мог уйти совсем тихо. Как только пресса узнала о громогласном увольнении, бывший промоутер всего в нескольких словах умудрился дать оценку не только характеру отставки, но и отношению к новой должности. «Сегодня меня свергли. Это официально, я больше не руковожу компанией. Моя новая должность – распространенное явление в США. Я буду пожизненным почетным президентом. Вступаю в новую должность, даже толком не зная, что именно она означает».
Использовано фото: globallookpress.com/Then Chih Wey/Xinhua; РИА Новости/Алексей Никольский; Gettyimages.ru/Lars Baron, Mark Thompson (5,6)