8 быстрых болидов «Формулы-1», которые не привезли к чемпионству
Иногда пилоты оказывались вторыми даже на лучших машинах.
«Лотус» 25/33
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/21/87f9b06c24a85a847e2dd3ab4cd78.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Джим Кларк на доработанном болиде, принесшем ему титул в 1963 году, одержал три победы в первых пяти гонках сезона-1964, но в пяти последующих даже ни разу не финишировал на подиуме! Болид Джима был быстрейшим – Кларк взял 5 поулов в 10 квалификациях, однако подвела надежность шасси.
В «Лотусе» пытались исправить положение, собрав новую версию машины – модель 33. Она была не менее резвой, чем предшественница, но еще более ломкой. В тот год, располагая быстрейшим шасси, «Лотус» проиграл битву и за чемпионский титул, и в Кубке конструкторов более надежной «Феррари» под управлением Джона Сертиза.
«Лотус» 43/33/49
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/19/281bf49cb45249ddec8d630fb5bd6.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В 1967-м Кларку снова не повезло. Три разные версии шасси, три разных мотора – и снова титул упущен из-за ненадежности техники. Шотландец завоевал четыре победы, шесть поулов, но все они не имели никакого значения, так как Кларк сошел по ходу сезона аж пять раз (и четырежды – из-за технических проблем). Лишь третье место в общем зачете и второе в кубке конструкторов – для команды.
«Феррари» 126C2B/126C3
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/69/62b185cb24bb280da4bf493439540.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Удивительная история. В 1983 году за чемпионский титул в личном зачете сражались сразу три пилота из разных команд. Ален Прост на «Рено» долгое время считался фаворитом, но из-за двух отказов турбомотора уступил титул более стабильному Нельсону Пике на «Брэбэме».На самом деле быстрейшей машиной того года была «Феррари» под управлением Рене Арну и Патрика Тамбэ: 4 победы на двоих, 12 подиумов и целых 8 поулов, Скудерия даже взяла кубок конструкторов с 10-очковым преимуществом. Но 10 сходов на двоих аукнулись пилотам итальянской конюшни потерей шансов на титул чемпиона мира.
«Уильямс» FW11
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/a6/8909aad7d4a1fad8835d0d7a1c90d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Еще один пример, когда пилоты на быстрейшей машине не могут взять чемпионский титул в личном зачете. На командном фронте «Уильямс» добился успеха – в 1986-м «Макларен» уступил сине-желтой команде целую пропасть.
Для сравнения: «Макларен» – 2 поула и 4 победы, 12 подиумов (11 на счету одного Проста). «Уильямс» – 4 поула, 9 побед, 19 подиумов на двоих. Но ни Пике, ни Мэнселл титул не выиграли – чемпионом стал Прост.
Удивительно, но рекордсменом по поулам в тот сезон оказался Айртон Сенна на «Лотусе» (8 поулов), который… тоже не стал чемпионом, как и его команда.
«Макларен» MP4-20
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/d2/ef4a275eb485aa607036ba6a4c86c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В 2005-м у Кими Райкконена было все, чтобы взять титул. Нестабильный напарник, быстрая (возможно, быстрейшая машина чемпионата), достойный, но отнюдь не непобедимый соперник. Не было техники, в которой можно было быть уверенным. Сложно выделить уик-энды, в которых у финна не было ни одной технической проблемы. Мотор на старте глох, подвеска ломалась сама по себе, штрафы за смену двигателя отбрасывали Кими в конец стартовой решетки. Удивительно вообще, как у гонщика хватало бесстрашия обгонять соперников по внешней траектории в первом повороте «Сузуки» на такой машине.
Несмотря на все трудности, на финише сезона Райкконен уступил Алонсо всего 21 очко, в то время как другие пилоты проиграли двум лидерам целую пропасть. 10 побед, 8 поулов, 12 быстрых кругов – даже на таком быстром болиде можно не стать чемпионом мира.
«Макларен» MP4-22
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/16/39c79fcaa48cd8f64d950d887e7f2.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Наверное, самый эпичный провал «Макларена» в истории. Нельзя назвать болид конюшни быстрейшим – ни в чем не уступали Уокингу разработки Скудерии. В «Макларене» оказался состав, о котором сейчас мечтают в «Мерседесе». Но в 2007-м Фернандо Алонсо еще не был столь опытен и дальновиден, а Льюис Хэмилтон еще не был трехкратным чемпионом мира.
Машина была как быстрой, так и надежной – пилоты команды ни разу за сезон не сошли с дистанции гонки из-за технических проблем. Авторитетный журнал Autosport даже признал шасси MP4-22 гоночным автомобилем года.
Если в личном зачете борьба шла до последнего поворота, то в Кубке конструкторов титул должен был доставаться Уокингу. Но история с промышленным шпионажем лишила команду чемпионства и 100 млн долларов, а гонщики в пылу борьбы зашли слишком далеко. В год, когда конюшня должна была легко брать сразу два титула, она проиграла на всех фронтах. А в конце сезона «Макларен» покинул и Фернандо Алонсо.
«Ред Булл» RB5
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/93/45f8c34d34a638b1ffc1ca2939758.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Болид, который стал в будущем основой для создания чемпионских шасси эры доминирования «Ред Булл». Революционная машина поначалу не имела никакого двойного диффузора и даже KERS. Однако именно шасси Эдриана Ньюи остановило победную серию Дженсона Баттона, напугало Росса Брауна и его подопечных.
Увы, чемпионская команда только строилась, новый лидер Себастьян Феттель не отличался опытом и безошибочным пилотажем, да и техника иногда подводила. К концу сезона немец уже не мог догнать Баттона в личном зачете, да и в Кубке конструкторов конюшня также уступила «Брауну». RB5 выглядел угловатым и несовершенным, но Эдриан Ньюи много раз повторял, что все последующие успехи команды связаны именно с болидом 2009 года.
«Макларен» MP4-27
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/13/3365f089a4a5cbb08a3692bd46eab.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В последние годы чемпионом по провалам общественность считает «Феррари», но список неудач Уокинга позволяет поставить «Макларен» в лидеры рейтинга фаталистов XXI века. У подопечных Мартина Уитмарша была самая реальная возможность остановить гегемонию «Ред Булл». Болид образца 2012 года получился действительно быстрым – 8 поулов, многие из них были добыты с гигантским преимуществом над конкурентами. Но шасси оказалось капризным – плохо работало с резиной в дождь, а в сухую погоду часто ломалось.
Дженсон Баттон уже к середине сезона традиционно отправился «искать баланс», и за команду в одиночку отдувался Льюис Хэмилтон. Но к техническим проблемам добавились тактические ошибки, и англичанин продемонстрировал обидную для амбиций чемпиона статистику. В отличие от Феттеля и Алонсо, гонщик ни разу не смог даже финишировать в гонке после того, как выиграл предыдущую. Уже после Гран-при Японии стало очевидно – титула не будет ни для пилота, ни для команды.
Разочарованный Хэмилтон ушел поднимать «Мерседес» к вершинам, а «Макларен» продолжил скатываться по наклонной. Более чем успешную, но несовершенную конструкцию MP4-27 отчего-то не захотели доводить до ума. Вместо этого инженеры собрали настолько провальное новое шасси, что Мартина Уитмарша, уволенного через год с небольшим, еще долго не мог разыскать ни один журналист на планете.
Фото: globallookpress.com/National Motor Museum/Heritage-Images, David Phipps/Sutton Motorsport Images/Heritage-Images; it.wikipedia.org/Anefo/Antonisse/gahetna.nl; Gettyimages.ru/Simon Bruty/Allsport, Clive Mason (5,7), Mark Thompson, Vladimir Rys
Да ладно? :)
Хэм 190 очков на финише, Баттон 188.
Баттон 2 победы и 2 вторых места во второй половине сезона. Что-то не сходится.
все это расписано и разжевано давно и для всех, но льюхопатам все неймется..