Как команды «Ф-1» читают погоду на гонку: куча оборудования в каждом конце трека, метеорадар, трубки на болиде
Объясняем, откуда прогнозы.
Погода крайне важна для любого Гран-при «Формулы-1»: дождь превращает сессию и заезд в стратегический хаос, а внезапные порывы ветра сильно влияют на работу машин и даже могут кого-то сдуть.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/f/1b/d277c3bf74c9c9c5518e9785b697e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Важна и температура – не только для гонщика, но и для болида, для аэрообвеса и двигателя (влияет на работу системы охлаждения). Еще важна температура асфальта – критичная для шин.
Есть множество параметров, которые команды любят контролировать в режиме реального времени, чтобы знать, как обстоят дела и предсказывать состояние трассы на будущее.
И для контроля за погодой используется множество приборов! Технический эксперт F1 TV и бывший механик команды «Супер Агури» Альберт Фабрега объяснил, чем пользуются участники чемпионата.
Основной источник информации – собственная портативная метеостанция.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/e0/a05385dd84732a8aad15065be4120.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Их уже лет 10 устанавливают прямо на крышах пит-уоллов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/1d/5e448a81640daaff8092580c9129c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Они измеряют давление, температуру, скорость и направление ветра.
Никаких сверхтехнологий: лопасти устройства позволят разобраться с ветром, а воронка – измерить влажность и размер осадков.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/26/71cf9b6034230b7c38c5d49a5b013.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/ce/d1d159a09460f8a8d58957d832f58.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Но не все так просто – одной установки не хватает.
«Проблема в том, что у команды есть только один такой прибор над пит-уоллом, поэтому замеры могут быть не совсем показательными, – пояснил Фабрега. – Например скорость ветра может измениться из-за гаражей и трибун – на стартовой-финишной прямой будет чуть слабее, чем в повороте.
Поэтому командам приходится привозить больше подобных устройств. И даже выставлять людей в каждом повороте, чтобы звонить им и узнавать, что где происходит. Следят даже за температурой покрытия с помощью инфракрасных сенсоров. Ведь она, как и другие параметры, может быть разной в разных частях трека».
Так что если увидите в трансляции у кого-то такой девайс – знайте: он меряет температуру асфальта:
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/2f/45dc33b3a4b319f740338fcb5201c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Данные всем командам и ФИА поставляет французская государственная организация Meteo France – подразделение Министерства транспорта. Все честно – все получают одну и ту же информацию, включая регулятора: ему необходимо следить за погодой, чтобы устанавливать для команд нормативные параметры для использования болидов, объявлять гонку дождевой и предписывать переход на дождевые шины, включать или отключать зоны для обгонов с DRS и вообще думать, можно ли в нынешних условиях проводить всю гонку или старт с места.
Meteo France присылает на каждый Гран-при трех сотрудников и намного более продвинутое оборудование!
Технологии слежки за погодой не стоят на месте: весь набор аппаратуры теперь умещается в одно небольшое устройство.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/46/27b73fcff40faab7bfdd7319579d3.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Ветер теперь измеряют не механически, а с помощью ультразвуковых сенсоров.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/34/6f7ca78c748fdb5c3474a23b5130a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Дождь – с помощью оптических.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/77/1f2115c2f421a97bb8ee35342f78a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Благодаря компактности устройства у «Формулы-1» есть возможность привезти и установить сразу несколько таких систем по всей трассе. Это гораздо лучше единственной системы на пит-лейн или звонков наблюдателям.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/27/a5e12203e4c359f16c87289804ff1.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Кстати, пилотов о погоде в той или иной части трассы информируют не только инженеры, но и световые табло, установленные на трассе.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/bc/495bad92449ab995a0b7fcbe5af7c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Раньше обходились простыми тканевыми воздуховодами, а гонщики следили за ветром с помощью флагов, развевающихся вдоль трассы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/71/f4fa52a3e44d28b3877a401f3da16.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вторая часть системы слежки за погодой – радар. Недостаточно знать, что происходит на трассе в данный момент, важно следить и за изменением погоды в течении всей сессии, чтобы суметь скорректировать ее ход в случае необходимости. Радар только один – вот такое приспособлением диаметром в один метр.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/7d/0a0a71f654e6baeddd1eb0a422e01.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Устанавливают его не на трассе, а на крыше отеля, расположенного в нескольких километрах от трассы – специально подбирают место, которое позволяет анализировать погоду вокруг на расстоянии до 75 километров и улавливать первые капли на расстоянии 20 км. Следят не только за осадками, но и за грозой. В США, например, действует такое правило: если в 8 км от трассы начнут бить молнии, все заезды необходимо остановить (и «Ф-1» тоже обязана подчиниться!).
Meteo France анализирует не только собственные показатели, но и данные от местных климатических служб, а также информацию, полученную из Европы. Затем она передает ее гоночной дирекции и командам – так что те самые обманчивые радиосообщения «дождь через 10-15-20 минут» – неправильное предсказание Meteo France или интерпретация команд, а не собственные прорицания.
Еще один важный показатель – атмосферное давление. Его (и ветер, а также скорость аэропотока в принципе) измеряют датчики, зовущиеся трубками Пито (по имени изобретателя) и установленные непосредственно на болидах.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/18/73a4a1de24db1b171d7b2fed20843.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вы наверняка их замечали.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/ab/b1c4ee94a4d3eae42f6e169e7bbf3.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/d/89/c0ca54c164cecb7b920a89cb7280e.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Правда, самой точной метеослужбой реального времени все равно остаются пилоты – как единственные, кто находится на трассе «здесь и сейчас». Иногда их ощущения не совпадают с показаниями приборов. И только командам вместе с гонщиками решать по радио, на что полагаться больше.
В «Ф-1» флешбэки последней смертельной аварии: дождь и трактор рядом с мчащимся болидом (250 км/ч)
Почему так? Ответа в статье тау и не увидел.
видимо глазки у нее очень красивые 😁
Как там вообще можно измерить атмосферное давление, находясь на накаленной трассе и часто позади другого авто?