Обкатаны все болиды новой «Ф-1» – вот самые интересные детали каждого. Есть дыра в борту, переключение рекламы и плавник
Всматриваемся.
23 февраля «Формула-1» выехала на единственные предсезонные тесты в году – и наконец все увидели машины вживую во всей красе технической мысли и прогресса.
Но, конечно, самое интересное – мелочи: выдающиеся решения, важные изменения, переходы и инновации, определяющие облик болида на весь сезон. Чем же удивили команды?
«Астон Мартин»: дыра в понтонах
В 2023-м все болиды резко почернели в попытках сбросить пару лишних килограмм и ускориться на 0,1-0,15 с круга, однако технический штаб Фернандо Алонсо подошел к задаче еще смелее – сделал прямо отверстие в боку.
Оно и правда просто спускается до днища, а затем поднимается – вот как на схеме это изображает технический эксперт F1 TV Крэйг Скарборо:
В чем идея? Теоретически – если воздушный поток окажется достаточно быстрым – попадающий в «отверстие» на большой скорости воздух отразится от стенки, развернется и «запечатает» дыру. Тогда идущий чуть выше поток обтечет зону так, словно на ней все-таки есть деталь корпуса – и продвинется дальше к днищу. Потенциальные плюсы: серьезное сокращение массы. Потенциальные минусы: такое в «Ф-1» еще никто никогда не пробовал, и неудачная реализация вызовет много неконтролируемых турбулентных вихрей. Машина потеряет баланс и прижимную силу.
Передняя подвеска «Феррари»
Наверное, главная новинка команды из Маранелло в 2023-м:
Именно за счет ее SF-23 такой приземистый – аэродинамическая эффективность машины явно станет выше, а в прошлом году Скудерия именно в этом прежде всего проигрывала «Ред Булл» (на 4,8% больше лобового сопротивления при сходной мощности мотора).
Однако Скудерия пошла чуть дальше и добавила необычную секцию для нижнего пилона, чтобы удерживать шасси как можно выше в любой момент езды на любой скорости. Эта идея нужна для максимального «забора» воздуха под днище, где сейчас и генерируется прижимная сила. Вот иллюстрации технического эксперта Крэйга Скарборо:
Новинка полностью изменила баланс механического и аэродинамического сцепления по сравнению с прошлогодней F1-75, и команде пришлось изучать вопросы скорости и эффективности прогрева покрышек заново. Оттуда и комментарии анонимных инженеров «Ред Булл» и «Мерседеса» о нереальном перерасходе резины на SF-23 в первый день: они прозвучали саркастично, но выглядели абсолютно логично и предсказуемо в свете изменений. Трудности с покрышками стали одним из главных слабостей «Феррари» в конце прошлого сезона, и новая подвеска должна как минимум расширить окно возможных настроек.
«Альпин»: задняя подвеска – больше стабильности для «прижимания» днища против галопирования
У французской команды тоже главной новинкой стала подвеска – только задняя: с «толкателей» ее сменили на «тягу» для более жесткой и нагруженной конструкции.
С ней машина должна быть стабильнее и меньше прыгать – следовательно, больше механического сцепления и прижимной силы и шире окно для настройки.
И, конечно, выемка в боковых понтонах в стиле «Феррари» – для лучшего тунеллирования горячего выхлопа из системы охлаждения к днищу:
А еще – плоский широкий нос.
Полная противоположность машине прошлого сезона. Технический эксперт F1 TV Сэм Коллинс проинсайдил, что его назначение – в синергии с радикальными идеями в переднем антикрыле, которые проявятся по ходу сезона.
«Ред Булл»: длиннейший «туннель» для обтекания
Чемпионы выбрали эволюционный путь – и довели его до фантастической красоты:
Этот ведущий к задней части машины – самый большой в пелотоне. О его смысле мы писали здесь.
«Макларен»: форма входа в систему охлаждения и динамическая реклама
Английская команда первой и единственной в пелотоне представила необычную конструкцию системы охлаждения: вроде бы все напоминает «Ред Булл», но отверстия внезапно направлены чуть вверх:
Но главная инновация – внедрение активной рекламы:
Это специальный легкий экран на электронных чернилах:
Новый подход в привлечении спонсоров!
«Мерседес»: машина целиком
Все еще самая новаторская и интригующая не в смысле отдельной детали и или элемента, а как целый пакет решений. Ведь без ультрамаленьких понтонов не было бы всего остального.
Например, вот этого переднего антикрыла, раздвигающего границы регламента:
Его как раз и придумали, чтобы отводить от машины по бокам как можно больше потенциально турбулентного потока (у «Феррари» эту роль выполняют понтоны). И после презентации восьмикратных идею утащили по всему пелотону.
«Уильямс»: закорючка над днищем
В машине, органично развивающем идеи «Ред Булл», затесалась невероятно изящная и почти незаметная деталь: над днищем перед диффузором корпус сворачивается почти в «розочку»:
Предположительно она будет генерировать вихрь, ускоряющий поток над диффузором – следовательно, машина получит больше стабильной прижимной силы с просчитанными и предсказуемыми последствиями.
«Альфа Таури»: понтоны «Феррари» в классической форме от «Ред Булл»
Самый необычный подход в «Ф-1»: команда-сестра «Ред Булл» почти не использует удачные идеи дружественной организации!
Смотрите, как широкие понтоны «Феррари» объединяются с огромным туннелем «Ред Булл»:
И зачем-то скопировала у «Феррари» еще и нос:
Попытка не заниматься копированием успешного старшего родственника достойна восхищения.
«Альфа Ромео»: эксперименты с днищем в попытке обрести стабильность на высокой скорости
Видите эти бугры?
Это «Альфа Ромео» пытается стабилизировать потоки под днищем и взять по контроль подскоки, чтобы исправить главную слабость прошлого года – нестабильность в быстрых поворотах.
Для тех же целей сделан и новый необычной формы «демпфер» в начале днища (обычно его делали в виде пружины):
Соперники точно присмотрятся.
«Хаас»: плавник+возвращение закрылков на переднем антикрыле
Американская команда с ограниченными ресурсами почти всю «карьеру» в «Ф-1» работала по сходной схеме: брала идеи «Феррари» (поскольку Скудерия поставляет им мотор, подвеску, коробку передач…), выхватывала удачные решения у других глыб пелотона, объединяла и пыталась «обогатить» собственными мелкими находками. Многие из них (вроде прорезей- «лувров» на заднем антикрыле и везде где только можно) потом в итоге действительно разбегались по пелотону.
В 2023-м «Хаас» не разочаровал: вот их необычный урезанный плавник-стабилизатор:
А вот – интересный «полузакрылок» на антикрыле, от которого, казалось, «Ф-1» полностью избавилась благодаря изменению регламента пару лет назад.
«Команды точно будут это копировать, такие мелкие детали и дадут им буст в скорости на первых этапах» – уверил Сэм Коллинс.
Чья хитрая деталь понравилась вам больше всех?
Хроника всех дней предсезонных тестов «Ф-1»: кто быстрее всех, кто проехал больше всех, кто сломался
В «Ф-1» вдруг почернели все машины. Как это их ускоряет? Неужели другого способа нет?
Фото: formula1.com, instagram.com/tornato_f1/