Трек для Гран-при в США покрыли невиданной смесью известняка и гранита. Вердикт пилотов – «не стандарт «Ф-1», не годится для гонок»
Уникальные материалы повлияют на гоночную стратегию.
6 мая «Формула-1» исполнит давнюю мечту – второй раз за год проведет Гран-при на территории США. Лучшая гоночная серия мира стремилась к захвату самого платежеспособного рынка с момента смена владельцев в 2017-м, и наконец момент настал – в Майами все готово к новой гонке: билеты раскуплены, городской трек построен, а местный интерес к европейским гонкам бьет рекорды по телевизионной и физической аудитории.
Этап во Флориде готовили четыре года – с мая 2018-го – и три года назад особые условия региону (с крайне низкой платой за Гран-при или даже без него) чуть не вызвали раскол среди промоутеров других заездов. Интерес все-таки перевесил.
Трек в Майами построили с нуля в городской черте вокруг Hard Rock Stadium – принимавшего «Супербоул» в 2019-м, домашней арены теннисного Miami Open и «Долфинс» из НФЛ. Район теперь не узнать:
Вокруг крутого американского стадиона планировали сделать очень красиво:
Главная особенность трека – невиданный ранее в «Ф-1» асфальт: из смеси известняка и гранита.
«Обычно известняк – плохой материал для треков для «Формулы-1», – рассказал директор проекта по покрытию трека от контрактной инженерной компании Apex Circuit Design из Великобритании (работали над треками «Трассы Америк», «Спа», Дубая, Куалы-Лумпура, малазийского «Сепанга», «Сильверстоуна», Бахрейна и Сингапура – четыре последних доводили для «Ф-1», даже готовили проект «Автодрома «Домодедово»). – Во-первых, он рыхлый и может скалываться, во-вторых, он полируется (в смысле быстро становится слишком скользким без сцепления – Sports.ru). Потому обычно с ним не получишь нужного износа покрышек, сцепление быстро снижается.
Но в Южной Флориде преобладает более абразивный известняк! Наши специалисты изучили его – и объявили, что не видели ничего подобного больше нигде в мире. Он намного жестче обычного и подойдет для гоночного асфальта в смеси, где 60 процентов – добытый в Джорджии гранит.
Все дело в редком очень высоком содержании кремния. Его текстура напоминает маленькие осколки стекла, потому в процессе разрушения известняка обнажается больше кремнезема, и создается эффект, при котором деградация поддерживается намного выше обычного ожидаемого с известняком.
Гранит везли поездом из Джорджии, потому смесь – инновационная комбинация локальных материалов, и вообще не похожа на то, что все сперва ожидали для покрытия. Проблемы возникли с местными контракторами – они оказались очень хороши в методологической разработке, а вот с технологиями все не слишком здорово. Когда мы донесли требования ФИА к асфальту, их реакция была «да невозможно сделать так ровно!» До чертиков перепугались!
Пришлось искать новых контракторов с технологиями, знакомыми нам по Европе и другим частям мира. Они положили базовую скальную «подложку» и земляное полотно, а также первых два структурных «слоя» смеси. Вторую положили даже слишком много. После мы просканировали весь трек LIDAR-сканнерами и создали полную 3D-модель поверхности для шлифовки и финальной стадии укладки. Использовался специальный процесс микро-фрезеровки с GPS-контролем для доводки второго слоя до наших стандартов. Пришлось поменять резцы – поставить намного меньшего размера, чем обычно, ведь требовалась миллиметровая точность. Удалось сошлифовать супер-ровную поверхность, крайне близкую к гоночным требованиям, и тогда мы приступили к укладке финального слоя толщиной в полтора дюйма (3,81 см).
Затем мы привезли оборудование британской компании Roadgrip для придания поверхности нужной текстуры – для равномерного удаления битума и создания целевой макротекстуры по требованиям «Ф-1». Сейчас уже видно, как известняковый элемент проглядывает на поверхности – можно заметить белые пятна.
На покрытие ушло 24 000 тонн асфальта. ФИА требует закончить все работы как минимум за 60 дней до начала гоночного уик-энда, чтобы все пришло в норму к старту, потому работы пришлось хореографически вписывать в расписание стадиона – финал сезона НФЛ, джазового фестиваля и Miami Open».
Новый автодром – всегда вызов для команд, ведь у инженеров нет накопленных годами данных о поведении машины в поворотах и уровне деградации шин при разной погоде и температурной динамике. Но теперь строители трека в Майами внесли еще одну переменную – новый асфальт и раньше нередко полностью менял характер гонок и переворачивал ожидания (как в Турции в 2020-м и в Мексике в 2021-м). Американский Гран-при совершенно справедливо называться «непредсказуемым» – вряд ли даже умнейшие инженеры на самых дорогих суперкомпьютерах посчитают оптимальную стратегию и с данными по износу с трех практик. В решающий момент кто-то точно завалится.
И не все пилоты остались довольными: трек вышел с очень низким уровнем сцепления, особенно за пределами гоночной траектории.
«Покрытие трассы – это какая-то шутка, – заявил пилот «Ред Булл» Серхио Перес. – Гонка будет трудной – мы оказались в ситуации, когда пилоты будут совершать ошибки».
По мнение его напарника, Макса Ферстаппена, по ходу уик-энда на треке очень медленно растет уровень сцепления: «Он почти такой же, как у гравия».
Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, выступающий за «Альпин», считает, что асфальт в Майами – это «не стандарт «Формулы-1»: «За пределами траектории словно гравий, будет тяжело. И поделать с этим ничего нельзя. В этот раз нужно постараться обеспечить шоу, но в следующем году что-то необходимо изменить. В таких условиях гоняться сложно».
С коллегами согласен и Даниэль Риккардо из «Макларена»:«Я не против того, чтобы в календаре были уникальные трассы со своими характерами. Но даже при этом хочу отметить, что тут асфальт не пригоден для гонок. Дело не в том, что это «ох, сложно», а в том, что нужно буквально всегда придерживаться одной траектории, иначе вы вылетаете с трека. И вместо многогранного испытание превращается в одномерное – ведь у вас будет только одна траектория».
«В такой ситуации мы не сможем создать шоу, которого хотят организаторы, – считает Ландо Норрис. – Мы не виноваты, но очень жаль. Думаю, что если бы асфальт был таким же, как на треке в Саудовской Аравии, то сцепление было бы отличным даже при высокой температуре. И в такой ситуации все с интересом ждали бы воскресного заезда – мы могли бы использовать разные траектории, атаковать широко, делать что угодно. Вместо этого мы оказались в ситуации, где всем нужно ехать по одной линии».
Обладатель поул-позиции Шарль Леклер из «Феррари» нашел подходящее сравнение:«По сути, мы словно едем по сухой траектории, а за ее пределами – мокрый трек».
Источник: Autosport
Фото: instagram.com/f1mia
«Гранит везли поездом из Джорджии, потому смесь – инновационная комбинация локальных материалов, и вообще не похожа на то, что все сперва ожидали для покрытия.»
Как связаны поезд, Джорджия, инновационные комбинации материалов и ожидания от покрытия? А там еще куча опечаток, дайте редактору почитать уже.
...
contractor - подрядчик. Гугл переводчик бы лучше перевел.
А если у нас претензия на журналистику, то нужно хотя бы пытаться использовать человеческий язык, а не делать тяп-ляп меш-ап.
Во-первых, асфальт нужно укладывать зимой или ранней весной - для лучшего абразивного эффекта переходов температуры через ноль должно быть как можно больше.
Во-вторых, вместо мутных схем с гранитом и кремнием, можно использовать забутовочные кирпичи, известь и газеты.
Ну и финальное - сразу после укладки нового асфальта нужно объявить тендер (точнее - "тендер") на обновление дорожного полотна, ведь очевидно, что за 2 месяца всякое может произойти.
А, и да - бордюры.
Granite was brought by train from Georgia, and so our mix is an innovative combination of granite and limerock that is all locally sourced – it’s nowhere near what people thought we’d have originally.
вероятно, innovative не стоит переводить как инновационная, но словосочетание "локальные материалы" тут веселее, звучит как нечто из физики твердого тела для даунов =)