Трек «Ф-1» в Австралии пересобрали под обгоны: минус самая медленная часть и 5 секунд с круга, плюс 4 зоны для атак
Интригующее возвращение после двухлетнего перерыва.
Помните 2019-й? Тот год, в котором все было хорошо: большинство спортивных чемпионатов показывали в России, серии заключали рекордные телесделки и собирали полные стадионы, а «Формула-1» традиционно начинала сезон в Австралии.
Однако после ковида традиция нарушилась: Гран-при 2020-го в Мельбурне отменили буквально за пару дней до начала (промоутеры до сих пор судятся с правительством за компенсации в $9 млн), а «открывашка» ушла сперва в Австрию, а теперь – в Бахрейн.
Но и в Австралию «Формула-1» все-таки возвращается – впервые спустя два года. И с тех пор «Альберт-парк» здорово изменился – воспринимается как новый автодром.
Раньше Гран-при в Мельбурне часто называли «уникальным» за его полугородские-полустационарные свойства. С одной стороны, трасса выглядела довольно широкой и лишь изредка проходила по дорогам общего пользования, но с другой – характеры ее виражей диктовали пилотам исключительно одну идеальную траекторию – обгонять на торможениях было просто негде (поскольку смена линии сразу же штрафовалась непопаданием на апекс или плохим разгоном). Преследовать в поворотах тоже было сложно из-за небольшого количества сцепления (свойство городских автодромов – низкая прорезиненность траекторий): соперники сильно теряли в «грязном воздухе» и очень быстро отставали.
Потому Гран-при Австралии нередко выглядел паровозным этапом, а перестановки происходили чаще на стартах, финишной прямой с DRS или на пит-стопах благодаря стратегии. К примеру, по данным «Мерседеса», на последнем этапе в Мельбурне состоялось всего 10 обменов позициями – три «нормальных» и 7 – с DRS. А в 2018-м их и вовсе случилось лишь 5 – причем «нормальным» был только один.
Промоутеры учли критику и радикально пересмотрели и скорректировали трек (сохранив при этом его уникальность).
Можно сравнить старую и новую схемы:
Черным прочерчена старая конфигурация, красным – изменения. Выглядит не очень значительно чисто с визуальной точки зрения, но для гонок – грандиозно.
Минус самая медленная часть, плюс дополнительные 15 км/ч и множество мест для обгонов
– первый поворот (известный грандиозными авариями из-за узкой формы, резкого замедления и единственной удобной траектории) расширили на 2,5 метра – теперь машины не будут выдавливаться на узкий апекс и смогут проезжать бок о бок
– третий поворот превратили в лучшую возможность для обгона: его расширили на 4 метра и перепрофилировали для добавления альтернативной траектории. Теперь пилоты смогут использовать опцию «позднего апекса», позже тормозить и атаковать по внутренней, или выбирать ранний апекс для лучшего разгона
– шестой поворот изменился еще значительнее: его расширили на 7,5 метра и превратили из медленного в быстрый: средние скорости в нем увеличатся минимум на 70 км/ч
– в связке 9/10 убрали шикану – совсем, и удлинили прямую перед 11-м (бывший 13-й). Сам нынешний 11-й расширили на 3 метра – теперь он превратится в еще одну отличную обгонную точку. Подлетать к зоне замедления будут на скорости приблизительно 330 км/ч, а сам вираж вместе с последующим участком вновь откроет возможности к использованию альтернативных траекторий
– пит-лейн расширили на 2 метра – кажется, не так много, но и это может оказаться важным изменением. Раньше из-за узости зоны перед гаражами в «Альберт-Парке» действовало ограничение скорости в 60 км/ч, команды не желали рисковать потерей большого количества времени на дополнительный пит-стоп – и чаще выбирали консервативные тактики. Теперь ФИА имеет возможность поднять ограничение до 80 км/ч и ускорить процесс – потому могут появиться альтернативщики
– положен новый асфальт – следовательно, накопленные командами данные по сцеплению, абразивности и возможному износу резины полностью обнуляются
Облик гонок в Австралии изменится
До перестройки «Альберт-Парк» воспринимался как техничный пилотажный среднескоростной автодром – раньше машины здесь настраивали на высокий прижим, а все ресурсы бросали на удачную квалификацию. Выходила фактически лайтовая версия Монако с большим количеством торможений/замедлений и разгонов – суть успеха сводилась к механически правильному следованию траектории. Потерять позицию можно было только при разнице в темпе где-то на секунду-полторы с круга.
Теперь же вся середина трассы превращается в сплошную быструю секцию без мест с мощными замедлениями – перегрузки в 9-м вираже теперь и вовсе дойдут до 5,4G (почти как на «Сильверстоуне»). Средняя квалификационная скорость вырастет на 15 км/ч – до 251 км/ч. Это реально совсем другой тип автодрома – большую часть проедут на полном газу.
Следовательно, команды настроят машины совершенно по-другому – не на пиковую прижимную силу, а минимальное лобовое сопротивление и средний уровень загрузки, как в Австрии. С настройками изменится и стиль прохождения поворотов: машины перестанут гнать как по рельсам (из-за большого уровня прижимной силы), а дополнительная широта позволит воспользоваться чужой помаркой и отвоевать позицию на выходе или разгоне.
То есть вряд ли мы увидим много попыток обгонов именно в зонах перед виражами вроде первого, третьего или шестого – скорее пилоты займутся поисками различных траекторий, гарантирующих большую скорость на последующих ровных участках, чтобы с меньшим риском опережать соперников там. И поможет им уникальное решение регулятора – 4 зоны DRS.
Нет, это не шутка:
Зеленые штрихованные линии – места, где можно включать DRS
С учетом предыдущей феерии битв на зонах с DRS между Максом Ферстаппеном и Шарлем Леклером на первых двух Гран-при – ух, Австралия может выйти не менее яркой.
Фото: globallookpress.com/Florent Gooden/Dppi; East News/Sydney Low/Cal Sport Media/Sipa USA; Gettyimages.ru/Robert Cianflon
Австралия с детства ассоциировалась с началом сезона в воскресенье в шесть утра по московскому времени, когда ты ещё толком не понимаешь расстановку сил по чемпионату (особенно без интернета), потом старт сдвинули на чуть более позднее время ради Европы, перенесли начало сезона к арабам и вся романтика как-то ушла.
В выходные, пожалуй, ещё в центр смотаюсь с сыном, посмотрим, что там на набережной в связи с этапом сделали. Обычно там для фанатов какие-то развлечения создают.