«КАМАЗ» покорил «Дакар» новым грузовиком – выиграл почти все этапы. Он лучше сбалансирован, испытан на высокогорье и красивее
Разрабатывался командой лучшего гонщика.
«КАМАЗ» вновь просто уничтожил «Дакар»: оккупировал подиум еще с пролога (аналога квалификации), взял 8 хет-триков и 4 дубля. Ближайший соперник отстал на 3 часа – кажется, большего доминирования рейд еще не видел. Чемпионский титул – у Дмитрия Сотникова (второй подряд), а команда из Набережных Челнов взяла уже шестого подряд «золотого бедуина».
Хотя и конкурентов у «Синей Армады» изначально особенно и не было: самого опасного соперника последних лет – беларуский «МАЗ» – вышибли из-за санкций, а флагман нидерландской команды «Де Рой» и чемпион 2007-го Ханс Стейси не приехал из-за проблем со здоровьем (подозревали коронавирус).
Без них против грузовиков из Набережных Челнов остался только победитель двух этапов прошлого «Дакара» Мартин Мацик с мощным «Ивеко», но без заводской поддержки, вечный околофаворит Алеш Лопрайс на верной «Праге» да пробующий вновь самую тяжеловесную категорию чемпион квадрик Игнасио Касале на частной «Татре». В общем-то расклад вырисовывался однозначный: у лучших пилотов вряд ли найдется технический бэкграунд для победы над лучшей командой в классе, а у более-менее сравнимой по уровню организации не оказалось по-настоящему сильного гонщика. Партия.
С другой стороны, нельзя сказать, будто «КАМАЗ» не готовился к «Дакару» максимально серьезно: совсем нет – «Синяя Армада» привезла в Саудовскую Аравию сразу два новейших грузовика К5 для действующего чемпиона Сотникова и пятикратного чемпиона Эдуарда Николаева. И прототип действительно поразил: выиграл 8 из 12 спецучастков, привез старым авто больше часа и фактически предоставил возможность Сотникову и Николаеву активно гоняться за победу: между ними до самого последнего отрезка было всего 8 минут, а на финише в итоге – 10 минут. Это точно успех – и спортивный, и маркетинговый.
К5: новая кабина от серийного «КАМАЗа» с отсылками на ретрочемпиона
Если вы следите за новостями из Набережных Челнов не слишком пристально, то вот на всякий случай фото красавца-чемпиона.
Длина – 6900 см, высота – 3300 см, ширина – 2550см, масса без топлива – 8600 кг, а с полными баками – 10200 кг. Двигатель остался тем же, что и на предыдущих победных «КАМАЗах»: шестицилиндровый дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, объемом 12,98 л и мощностью 1050 л.с. Максималка – 165 км/ч (но на рейде больше и не нужно – из-за ограничений регламента).
Внутрь можно заглянуть благодаря вот этому видео от спонсора «Ред Булл».
История новинки началась еще в 2017-м, когда российский автогигант показал прототип грузовика К5 с новой кабиной. Тогда же примерно стартовали и первые разработки, но не сильно активные – гоночная команда ждала выхода с конвейера самосвала семейства 6595. Просто у презентованного в 2020-м тягача «КАМАЗ»-54901 кабина не подошла к соревнованиям, а регламент запрещает радикальную перестройку серийной модели. А версия для самосвала – уже, чем у тягача, без спальных мест (плюсик к компактности), бампер изготовлен из штампованных панелей, а в колесные арки влезет подвеска с нужным ходом.
С момента выхода в производство версии «КАМАЗ»-6595 до презентации гоночной версии прошел всего год – очень быстро по меркам рейдов (здесь бюджеты все-таки не запредельные: 11 млн евро «Синей Армады» не сравняться даже с чемпионатом мира по ралли).
«Машина выглядит не так, как наши предыдущие модели, – описал визуальные изменения Дмитрий Сотников. – Есть сходство с «горбатым» 49252, который принес нашей команде первую победу на «Дакаре» в 1996 году. На самом деле это сходство мы отметили уже после постройки автомобиля. С точки зрения аэродинамики это просто самая оптимальная форма, отсылка к исторической модели стала совпадением».
Технические перемены: новая турбина, развесовка, улучшенный обзор и довольные гонщики
Основную работу по тестам, доводке и настройке новинки взял как раз экипаж Сотникова – главного специалиста «КАМАЗа» по подвеске среди гонщиков. Именно благодаря его усилиям гоночному К5 подобрали идеальную развесовку, рулевое управление и улучшили турбокомпрессор после специальных испытаний на высокогорье.
«Казалось бы, мы просто поменяли кабину, но это заставило сдвинуть двигатель назад, поменять регулировки подвески и автомобиля, и самой кабины, а кроме того, изменилась и развесовка, – рассказал чемпион. – Мы пришли к практически идеальному распределению веса по осям – 50:50, чего всегда добивались. Машина стала лучше управляться.
Поскольку правила теперь позволяют резать крылья и пол, это позволило нам опустить кабину максимально низко и сильнее сдвинуть ее назад. Чтобы еще больше не увеличивать высоту, мы решили использовать потолок в качестве воздухозаборников двигателя: у [предыдущего чемпионского] «КАМАЗ»-43509 они возвышаются за кабиной, а в K5 они проходят прямо под потолком внутри.
Поток воздуха направляется противосолнечным козырьком снаружи, что потребовало серьезной работы с аэродинамикой: на компьютере просчитывались оптимальные потоки сквозь кабину, чтобы двигатель получал воздуха сколько необходимо. Также смотрели поведение воздуха под кабиной и за ней».
Эдуард Николаев после первых тестов К5 тоже обрадовался – и моментально отметил улучшения.
«Первое ощущение: мы не зря ходим на работу! Новые автомобили становятся быстрее, что самое главное. Это сразу дало вдохновение, и было принято решение строить вторую машину.
Переход на новую кабину позволил улучшить обзорность: и лобовое, и боковые стекла теперь выше, что открывает экипажу практически панорамный обзор. Пилоту это существенно помогает при штурме песчаных дюн.
Когда ребята из экипажа Сотникова впервые проехали на новом грузовике, то сразу стали говорить, что получается очень хороший обзор. Он помогает добавить темп, но все равно разглядеть острые камни. Также это здорово для навигации, для работы штурмана. Ну и в целом в кабине стало просторнее, что позволяет держать темп».
Изменили и корпус: для сохранения и улучшения распределения веса еще больше деталей обшивки перевели на композитные материалы – прямо как в лучших прототипах «Ауди» и болидах всевозможных «Формул».
Не обошлось без слабых мест: новое стекло слишком пачкается, сомневались в надежности и плавности хода
Естественно, абсолютно идеальную технику создать просто невозможно – особенно для «Дакара»: на многодневной гонке по тысяче километров с перепадами условий, покрытий и погоды всегда вскроется что-нибудь непредвиденное. К5 тоже отличился.
«Один главный минус: на грязной трассе, когда стекло пачкается, дворники его очищают перед пилотом и механиком, но оставляют большой неочищенный участок именно с правой стороны стекла, где сижу я, – признался штурман Сотникова Руслан Ахмадаев. – Правая сторона остается грязной, причем как с «мертвой» зоной на лобовом стекле, так с боковым стеклом. Я ничего не вижу и вынужден тянуться и выглядывать в чистые участки».
А в пустыне выстрелила и конструктивная особенность инноваций.
«Новые кабины еще не до конца изучены – сейчас мы стекла вклеиваем, а раньше вставляли в уплотнитель, – объяснил Николаев. – Это занимает 4-6 часов при плюсовой температуре, а вчера было холодно и, видимо, стекло не до конца приклеилось: нас залило водой с внутренней стороны. Я практически ничего не видел и ехал очень медленно».
До старта рейда даже шеф команды Владимир Чагин не скрывал: тесты выявили целый ряд слабость – например, недостаточную плавность хода.
Сомнения вызывала и надежность – их признавал самый активный тестер К5 Сотников.
«Да, все так – грузовик потенциально самый быстрый, но менее надежный, – соглашался чемпион «Дакара» после «Шелкового Пути». – И вроде трансмиссия и шасси те же самые, как и мотор, но мы не знаем, как все это будет взаимодействовать. Иногда вылезают такие нюансы, которые ты никак не можешь предвидеть!».
А соперники вообще сперва не увидели в К5 по-настоящему усиленной угрозы – к примеру, босс «МАЗа» Сергей Вязович списал первые результаты новинки на маркетинг и личную форму Сотникова.
«Больше маркетинговый проект, который связан с запуском в серийное производство дорожных грузовиков, – высказался главный конкурент «КАМАЗа» после «Шелкового Пути». – Чего-то сверхъестественного в гонке новая модель не показала. Да, Сотников выиграл на ней гонку, но Дмитрий в последние два года настолько хорош, что и на предыдущем поколении грузовика ехал бы не хуже
На бездорожье «КАМАЗ» традиционно был силен, это их стезя, особенно там, где надо все время ехать прямо. А где появляются повороты, то там уже нет такого преимущества. С новой машиной то же самое».
Тем не менее, новый «Дакар», кажется опроверг большинство подозрений и опасений: К5 проехал весь рейд без единой серьезной поломки, связанной именно с конструктивными новациями. За победу тоже зарубился не один только лучший пилот мира в данный момент Сотников, подгонявший новинку, но и Николаев – пропустивший предыдущий «Дакар» и сошедший, например, на первом рейде сезона – «Золоте Кагана». Но недостаток наката не помешал – Эдуард мощно вернулся и доказал способность к адаптации к любой технике и условиям.
Теперь К5, похоже, станет стандартом для команды из Набережных Челнов – пока инженеры готовят уже гибридный гоночный болид. Конкурентам придется крепко подумать перед рейдом-2023.
Фото: globallookpress.com/Frederic Le Floc, Panoramic; REUTERS/Hamad I Mohammed
Все перечисленные тобой корабли и прочее - не массового потребления товары.
И причем тут Навальный, тоже большой вопрос. Почему нельзя одновременно не любить российские товары и не быть навальнышем?) Обычно такая логика не укладывается в голове ваты, вроде тебя)