Новые данные с болида Ферстаппена доказывают: его должны были штрафовать за выдавливание Хэмилтона. Разбор бывшего пилота «Ф-1»
Но у судей не было картинки и телеметрии.
Льюис Хэмилтон порвал Гран-при Сан-Паулу – после старта последним в спринте совершил 25 обгонов за два дня, выиграл этап и сократил разрыв до Макса Ферстппена до 14 баллов. Казалось бы, история закрыта?
Но нет: «Мерседес» подал запрос на пересмотр инцидента между лидерами чемпионата на 48-м круге – вот этого момента, когда №44 пошел в первую атаку на гонщика «Ред Булл», а тот вытолкнул соперника с трека.
Во время гонки стюарды решили не расследовать момент – потому что у них, оказывается, не было в наличии повтора с бортовой камеры Ферстаппена (как и телеметрии с болида).
Данные скачали и обработали только к вечеру вторника – и показали их миру, как раз и вызвав вопросы у семикратных чемпионов (и гоночного сообщества).
Но что же мы узнали из новых видео? Что говорит телеметрия? Разбирался эксперт «Формулы-1» и бывший гонщик «Рено» Джолион Палмер в на F1 TV – и поделился парой интересных наблюдений с пилотажной точки зрения.
«Итак, Хэмилтону удалось накатить на Ферстаппена. Макс на прямой закрыл внутреннюю траекторию – Льюису оказалось просто некуда ехать и ему пришлось смещаться на внешний радиус. Он сделал это.
На входе в поворот Льюису удалось довольно значительно вырваться вперед. У Макса же, вероятно, остается возможность все-таки всунуть переднее антикрыло раньше соперника. Хотя в данном случае это маневр Хэмилтона – и ему просто нужно его закончить – именно он находится на основной траектории, у него включен DRS. Но и у Ферстаппена остаются шансы что-то сделать.
И он забрасывает машину поворот – мы видим, как на апексе именно машина Ферстаппена находится чуть-чуть впереди. И у Макса неплохая позиция. Но он не может войти в поворот, едет по прямой, выезжает за пределы трассы и удерживает лидерство.
Ферстаппен пошел до самого конца, только бы удержать Льюиса Хэмилтона позади. И это сработало. Но таким образом он не только вынудил Хэмилтона выехать за пределы трассы, но и сам оказался далеко за пределами трека.
Стюарды приняли случившееся к сведению и признали гоночным инцидентом. Признали такие действия приемлемыми. Что, честно говоря, меня удивляет. Да, в этом году мы уже неоднократно видели случаи, когда пилоты выдавливали соперников с трассы.
Можно вспомнить инцидент с участием Ландо Норриса и Серхио Переса на Гран-при Австрии. Или то, как Алонсо выдавил Райкконена на Гран-при США.
Однако данный случай отличается от предыдущих. Ведь в тех случаях одна машина даже за пределами трека оказывалась не так далеко. А другая вообще почти не покидала границ трека. Примерно вот так.
И в таких случаях ситуация может считаться пограничной. У судей могут возникать сомнения: кто именно на самом деле был впереди, чей это был поворот, кто попал на апекс, а кто нет, действовал ли гонщик на внешней траектории чересчур амбициозно или его выдавили? Мог ли он чуть раньше отступить? То есть здесь рассуждения идут скорее в серых зонах. И в общем в нынешнем сезоне стюарды в большинстве случаев оставляли все как есть и никого не штрафовали. Да, не в случае Норриса и Переса, но там одна машина все-таки оказалась в гравии.
Здесь же мы видим совершенно другой сценарий. Ферстаппен не только вынудил Хэмилтона выехать за пределы трассы, но посмотрите, как широко едет он сам. Он даже близко не попал в поворот.
Здесь в расстояние между Ферстаппеном и трассой уместились бы еще четыре болида «Ред Булл». И мне кажется, что именно это как раз и меняет ситуацию. Ферстаппен разгорячился и полез до конца, у Хэмилтона просто не было шансов остаться на трассе. И Ферстаппен сохранил место, которое, как мы видели в точке торможения, он скорее должен был потерять. На мой взгляд, в данном случае мы имеем абсолютно очевидный случай выдавливания соперника с трассы.
Давайте посмотрим записи с бортовых камер. Хэмилтон с DRS накатывает на Ферстаппена, выходит вперед, начинает тормозить перед поворотом.
Но тут появляется Макс и Хэмилтон не может больше поворачивать.
Посмотрите, как они близки к столкновению: левое колесо болида Хэмилтона почти упирается в боковой понтон болида Ферстаппена. В результате Льюису приходится отворачивать и ехать за пределы трассы, чтобы избежать столкновения.
А теперь посмотрим на записи с бортовых камер болида Ферстаппена – которых, судя по всему, не было в распоряжении стюардов в момент принятия решения по этому инциденту.
Уже на прямой голова Ферстаппена повернута вправо – вполне логично, ведь он понимает, что сзади соперник. И занимает внутреннюю траекторию. Но на подъезде к повороту Хэмилтон уже явно находится впереди, и, единственное, что остается Максу – попробовать нырнуть внутрь поворота и удержать машину.
И это правильное решение. Ведь ему нечего терять – твой соперник в борьбе за титул собирается тебя обогнать, ты явно не будешь упрощать ему жизнь. Но действительно ли он прилагает максимум усилий для того, чтобы вообще войти в этот поворот?
Посмотрите на угол поворота руля. Макс крутит руль в левую сторону только когда его начинает выносить за пределы трассы. Но он не делал так в самом повороте – тем самым выдавливая Хэмилтона.
И если раньше я был скорее за штраф Ферстаппену, чем против, то теперь я уверен в этом [необходимости наказания] на все сто. В этом моменте Макс либо слишком разгорячился в борьбе и мог волноваться за вхождение машины в поворот при резком повороте руля – не сорвет ли и не закончится ли все разворотом. Или же он думает – все нормально, заодно выдавлю соперника.
Да, конкретно в этой фазе – возможно, Ферстаппен так поздно начинает поворачивать из-за опасения заезжать на грязную часть трассы, после чего его машину могло бы развернуть и он бы вообще выбыл из гонки. Но, как мы уже видели, Макс не очень активно корректирует траекторию рулем. И мне не кажется, что здесь он действует на пределе возможностей и даже близко рискует блокировкой руля. Более того, он выдавливает Хэмилтона и сам оказывается вне трассы.
При этом мы говорим о борьбе за лидерство в гонке. Просто представьте, насколько важную это бы сыграло роль, если бы Хэмилтону так и не удалось в итоге обогнать Ферстаппена на трассе.
И да, стюардам в таких ситуациях очень непросто. Ведь от их решения не только зависит судьба конкретной гонки – он него может зависеть судьба титула. И никому не хочется, чтобы судьба титула определилась из-за судейского решения. К тому же, не забывайте про общую позицию разрешать гонщикам бороться. Что они и делают. И с точки зрения зрелищности это отлично. Но с точки зрения спорта, духа правил – скажем так, непросто видеть, что Ферстаппен может просто не получить никакого штрафа.
Также можно посмотреть данные телеметрии. Красный график – это телеметрия Ферстаппена на 48-м круге. Синий график – тоже Ферстаппен, но кругом ранее.
Для начала посмотрим на скорость в четвертом повороте. И мы видим, насколько позднее Макс тормозит. Что также означает и то, что на этом круге он подъезжал к повороту на более высокой скорости, чем на предыдущем круге.
А теперь обратим внимание на работу педалью тормоза.
Макс тормозит чуть жестче, но на 10 метров позже, чем на предыдущих кругах. И при этом тормозит, находясь на внутренней траектории, при более высокой скорости. То есть он вообще вряд ли смог бы войти в поворот при таких данных.
На графике работы рулем. В одном случае мы видим стабильные, плавные движения. В другом – резкие скачки
Да, Макс может объяснить их нестабильностью поведения машины на внутренней траектории. И тут сложно сказать, то ли Макс и правда так пытается удержать машину, то ли он просто выталкивает Льюиса. Но как бы то ни было, штрафа Макс в том эпизоде не получил и борьба продолжилась еще на протяжении 10-11 кругов».
Новые данные только убеждают: стюарды либо отказались брать на себя ответственность в принципе, либо все-таки опирались на данные с машины Хэмилтона и решили, будто он в любом случае не вписался бы в поворот. Иначе Ферстаппен должен был получить штраф или как минимум отдать позицию – и «Ф-1» в смысле высшей справедливости повезло, что вторая попытка Льюиса оказалась удачней.
Если же «Мерседес» продавит ретроспективное наказание – то Макс потеряет второе место на Гран-при Сан-Паулу (ведь он выиграл у Боттаса только три секунды, а за такое обычно дают минимум пять). С другой стороны, стюарды могут выписать и потерю пары мест на стартовой решетке ближайшего Гран-при Катара, а вообще обычно такие ситуации (закрытые в процессе заезда) не пересматривают – нас ждет интересная юридическая схватка.
Фото: formula1.com
Насколько противен Хэмилтон за пределами трассы, настолько же противен Ферстаппен на ней. Отказываюсь судить, что из этого хуже, но многочисленным сударям, что утверждают будто Льюис это вселенское Зло, а Макс воплощение добра и благородства, надо либо объективней смотреть гонки, либо внимательно присмотреться к самим себе в зеркале на предмет наличия там двойного отражения.