Алонсо атакует дыры в правилах «Формулы-1» – и его команда теперь тоже подкалывает судей во время гонок
Крестовый поход за справедливость.
«Формула-1» переживает один из самых захватывающих сезонов в новейшей истории – причем и без схватки за титул в этом году есть за чем последить. Например, за вернувшимся 40-летним Фернандо Алонсо – испанец в третий раз забрался в «Рено» (только теперь команда называется «Альпин») ради шанса выиграть что-то после внедрения нового регламента (ожидается в 2022-м). Именно его приход фактически и спас французскую организацию от закрытия – босс концерна не просто так назвал двукратного чемпиона мира «крестным отцом команды» и понадеялся на будущий рост.
Но пока «Формула-1» донашивает старый регламент, «Альпин» продолжает гонять в середине турнирной таблицы с редкими притязаниями на топ-5. Потому Алонсо в середине сезона нашел новое развлечение – искоренение дыр и несправедливости в своде гоночных правил.
Все началось на Гран-при Австрии: Фернандо схватился с Риккардо, и тот несколько раз срезал, сохранил позицию и даже не попал под расследование. Тогда-то Ал и рассказал прессе, как почувствовал себя идиотом, неукоснительно следуя легальным предписаниями – и даже пообещал перейти на темную сторону при первой же возможности.
«Мы пытались разговаривать с гоночным директором, задавали вопросы о том, почему другие люди действую неправильно (и не получают за это штраф), но не получили никаких ответов. Это странно, – объяснил тогда №14. – Не хочу бросаться обвинениями или плакаться после каждой гонки. Мы поняли, что решением проблемы будет действовать точно так же, как соперники».
Возможность показать миру дыры в регламенте предоставилась в России: Нандо хитро провел старт и выиграл несколько позиций благодаря лазейке, позволявшей безнаказанно срезать первый поворот. Гоночный директор ФИА Майкл Маси оказался бессилен.
«В первых поворотах гонки в таких ситуациях гонщики обязаны [при срезке трека] вернуться за те машины, после которых они входили в поворот, – объяснил функционер. – И Фернандо сделал это. Очень быстро».
Когда «Формула-1» прибыла в Турцию на следующий Гран-при, №14 открыто объяснил смысл маневра.
«[сделал это], чтобы меня спросили об этом в Стамбуле. Большую часть чемпионата я чувствовал себя идиотом, потому что меня многие обгоняли за пределами трассы на первых Гран-при. В первой гонке в Австрии, во второй – и ничего даже, никаких вопросов на пресс-конференциях. А теперь мне задали вопрос.
Это подтвердило многое. Во-первых, существуют разные правила для разных людей. Различные, скажем так, разговоры с пилотами после этапов. Посмотрим, когда следующий гонщик пересечет белую линию на въезде на пит-лейн, на его национальность и штраф».
Так Алонсо намекнул на Ландо Норриса из «Макларена» – британец пересек белую линию на последних кругах Гран-при России при заезде на пит-лейн за дождевыми шинами, но не получил штраф. Судьи выписали ему предупреждение, смягчив наказание формально из-за ужасных условий на треке (который очень быстро залило дождем).
Тем не менее, испанец не подразумевал личный фаворитизм к Норрису: скорее именно более лояльное отношение к гонщикам из Великобритании. Все-таки самый титулованный действующий пилот Льюис Хэмилтон – с Альбиона, оттуда же – его будущий напарник и очень распиаренный Джордж Расселл, там же базируются 7 из 10 команд (все, кроме «Альфа Ромео», «Феррари» и «Альфа Таури») и даже сама «Формула-1» (основной офис расположен в Лондоне, как и менеджерская компания). Больше половины персонала всех команд – тоже британцы (включая и «Альпин», между прочим – у нее фабрика в Энстоуне), так что сомнения гонщиков из других стран насчет полного равноправия время от времени всплывали практически во всю современную эру.
С другой стороны, и сам Алонсо пользуется негласным особым отношением стюардов – как минимум по мнению бывшего пилота «Рено» и нынешнего эксперта «Ф-1» Джолиона Палмера (и, да, он британец).
«Вообще, когда в последний раз Фернандо Алонсо получал штраф? Его когда-нибудь наказывали? Ему многое сходит с рук, потому что он сам Алонсо. Он выпихнул меня с трассы в 2017 году в Бельгии точно так же, как Магнуссен вытолкал Хюлькенберга в Венгрии (именно после того момента Нико пошел к Кевину разбираться и услышал тот самый легендарный ответ «пососи мои шары, дорогуша» – Sports.ru). Магнуссен получил штраф, Алонсо – нет. И в ФИА ломали головы, пытаясь понять, почему Фернандо не наказали».
«Правила одинаковы для всех, – не согласен Маси. – Стюарды не учитывают личность и национальность, они – независимая комиссия, которая отдельно рассматривает каждый инцидент».
Но в реальности биография и послужной список гонщика все-таки имеет значение но не совсем в смысле дополнительной лояльности к многократным чемпионам. Об этом нам рассказывал стюард Гран-при России Георгий Андреев.
«Есть репутация пилота. Грубо говоря, если поступает рапорт на какого-то опытного пилота с очень нестандартным или даже глупым нарушением – то начинаешь разбираться, что произошло. И иногда выясняется, что пилот ничего плохого не сделал, а это была судейская ошибка, техническая ошибка или нечто подобное. То есть именно статус пилота и его опыт иногда заставляет поглубже вникнуть в ситуацию – я имею в виду, еще глубже – и изучить ее еще подробнее. Никто никогда не выносит поверхностных решений, но если про опытного гонщика приходит доклад о каком-то глупом нарушении – этим заинтересовываешься и изучаешь дополнительно. Потому что знаешь: опытный пилот такую оплошность, скорее всего, совершить не мог. Хотя бы потому, что он последние 25 лет занимается этими гонками.
Всегда можно «поболеть» за гонщиков своей национальности, но чаще всего это оборачивается только более строгим подходом, потому что чаще всего знаешь этих людей хорошо, и когда они допускают серьезные нарушения – есть желание небольшое даже увеличить им наказание, а потом еще и… дополнительно постучать им по голове!»
Взрыв на Гран-при США: теперь и команда Алонсо подкалывает судей, а Фернандо готов терять десятки секунд ради справедливости
Следующий этап крестового похода за справедливость пришелся на «Трассе Америк» – здесь испанец зарубился с Кими Райкконеном и Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео» и столкнулся с принципиально разным подходом к трактовкам похожих эпизодов. Сперва при атаке на финна №7 выехал за пределы трека, но не сбросил газ и обогнал Фернандо – судьи позволили Айсмену сохранить позицию. Но когда Алонсо попробовал повторить фокус с Джовинацци – ему приказали уступить, и №14 пришлось атаковать заново.
«Молодцы, молодцы, потеряли 15 секунд, но сделали это снова!» – заключил Нандо после второго обгона Джовинацци.
«Альпин», кстати, не осталась в стороне и поддержала своего крестного отца показательным разговором с Маси после инцидента с Кими – и, кажется, на мостике диалог специально структурировали как троллинг судей.
«Альпин»: Так, Майкл, я могу просто подтвердить, что можно обгонять за пределами трека, если атака по внешней траектории, да?
ФИА: Нет, нельзя обгонять за пределами трека.
«Альпин»: Ну, Райкконен ведь только что сделал именно это.
ФИА: Понимаю.
«Альпин»: Выходит, это окей.
ФИА: Нет, не окей.
«Альпин»: Но окей для Райкконена?
ФИА: Нет, так нельзя никому.
И правда, правила гласят: любой вылетевший за пределы трека всеми колесами обязан вернуться без получения ключевого преимущества. В случае обгонов под этой формулировкой имеется в виду сохранение или приобретение позиции – то есть формально даже если тебя вытолкнули, нельзя ехать дальше по обочине, вернуться на трассу как ни в чем не бывало и вернуть позицию. Однако ровно так и поступил Райкконен в сражении с Алонсо – но стюарды позволили Кими остаться впереди Фернандо, потому что решили: №14 слишком агрессивно выпихивал соперника с трека.
«Могу понять негодование Алонсо. Я его не слышал, но могу понять, – заключил Маси. – Инцидент между ним и Кими оказался определенно пограничным. У той истории две части: очевидно, обгон и выдавливание за пределы трека. Думаю, на той основе инцидент и рассудили. Из-за пограничности вынесли решение: «просто оставим все как есть».
А момент с Джовинацци – немного иронично, как все случилось. Все могли заметить иронию ситуации».
Фернандо же никакой ироничности не увидел – более того, после гонки он бросился через журналистов заново продвигать идею странной работы судей.
«Правила применяются беспорядочно. Норрис вынудил Карлоса Сайнса выехать за пределы трассы в 12 повороте, Сайнс вернулся первым, но вернул позицию. Когда я сам во второй раз обгонял Антонио Джовинацци, я затормозил перед 12-м поворотом, вынудив его выехать за пределы трассы. Он выехал впереди и вернул позицию. Тут всегда так. Когда при обгоне оттормаживаешься по внутренней стороне, тот, кто с внешней оказывается вне трассы. Но у него есть возможность дать газу и вырваться вперед. Так я сделал, Сайнс сделал, Джовинацци сделал. И все мы вернули позиции. А Кими не вернул. Вот и вся разница. Я потерял секунд 10 на возврате позиции, и это лишило меня шансов побороться за очки».
Но в глазах чемпиона 1996-го Дэймона Хилла новый крестовый поход испанца – просто для развлечения.
«Думаю, Фернандо проверял, что разрешено, а что нет – необычайно интересно. Его попытка обогнать Джовинацци по внутреннему радиусу – фантастика! Его борьба с Райкконеном – тоже. Он развлекался!»
Под давлением Алонсо за проблему правил все же возьмутся – начнут с обсуждения с гонщиками. Но Фернандо не требует радикальных реформ
В современной «Ф-1» после прихода Маси обычно не правят кодекс поведения гонщиков на треке прямо посреди сезона – но, кажется, уточнения (или упрощения) предписаний по действиям в спорных ситуациях явно назрели, поскольку Алонсо раз за разом вскрывает вопиющие слабости в юридических формулировках. И переход на новый технический регламент – лучший момент для исправления всех возможных багов, чтобы не добивать репутацию чемпионата окончательно.
И процесс уже начался – ФИА анонсировала обсуждение ситуации с пилотами на ближайшем брифинге. На него вынесут уточнение ключевого вопроса насчет обгонов с выталкиваниями за пределы трассы – ведь формально для завершенности маневра (и легализации права диктовать траекторию в повороте и на его выходе) требуется либо вырваться в перед, либо «достаточно» поравняться. Инцидент между Алонсо и Райкконеном как раз и вскрыл туманность «достаточности» – ведь №14 не просто достал финна, но и просунул антикрыло с колесами дальше на апекс.
Тем не менее, судя по вердикту стюардов, обгон все равно посчитали незавершенным – и потому не потребовали у Кими позицию назад.
И движение к уточнению формулировок начнут со сбора мнений пилотов – ведь именно они, в конце концов, разбираются на треке. Им и предстоит договориться о границах и справедливости.
Алонсо же не призывает к радикальным реформам или пересмотрю нынешнего регламента – ему просто кажется, будто нынешний применяют недостаточно прозрачно.
«Мы пытались действовать честно. Можно сказать, как бы говорили судье, что соперники играют руками в собственной штрафной. Но раз судья ничего с этим не делает, мы понимаем, что тоже можем играть руками в штрафной. И делаем это, – заявил испанец еще после Гран-при Австрии. – Нам бы хотелось этого не делать. Но поскольку некоторые вещи в данный момент, судя по всему, вполне разрешены, мы тоже будем так действовать. Просто играем по тем же правилам, что и все остальные».
Три месяца спустя его позиция вообще не изменилась – все те же претензии и те же требования.
«Правила и решения должно быть четкими, – уточнил Нандо после Гран-при США в интервью испанскому SoyMotor. – Если в футболе игрок касается мяча рукой, то гарантированно получает штраф. Не должно быть разночтений. Я не говорю, что правила надо менять, их надо применять. Нужно просто взять – и принять решение, сказать «это штраф». Потому что иначе все выйдут за рамки и побегут с мячами в руках. Не нужно ничего модифицировать. Нужно просто работать с правилами, когда что-то случается».
Как же все-таки классно видеть того самого Алонсо, горящего борьбой и схватками на трассе, а не изможденного проблемами с мотором и разрушенными мечтами! Он и в 40 лет способен перевернуть «Ф-1».
Фото: globallookpress.com/Panoramic, Hoch Zwei; Gettyimages.ru/Chris Graythen
Фан Кими, исчезающий вид, Красная книга. Берегите. его.
Никакой "справедливости" Алонсо очевидно не ищет. Ему нужен хайп, иначе про него забудут. Алонсо и справедливость далеки друг от друга примерно на вечность.
Лучше бы обсудили, как якобы "атакующий дыры в правилах" Фернандо вообще оказался слабее пилотов на такой дно-машине, как Альфа Ромео? Позорище астурийское )
алонсо как борец за справедливость? смешно
с кими там вообще нечего рассматривать, эпизод никоим образом не похож на обгон джовинацци самим алонсо с выездом за пределы трассы
если кто то не видит очевидной разницы, это к окулисту.