13 мин.

7 интриг финала «Ф-1»: схватка за титул, $37 млн призовых и 4 дерби пилотов

Будет очень весело.

«Формула-1» влетает в финал сезона – впереди двойной уик-энд на Ближнем Востоке: спринтерский и физически очень сложный Гран-при Катара и традиционное закрывающее шоу на Гран-при Абу-Даби. Уже 7 декабря мы точно будем знать имя нового чемпиона.

Или все-таки старого? Ведь после двойной дисквалификации «Макларена» на Гран-при Лас-Вегаса действующий обладатель титула и доминатор последних четырех лет Макс Ферстаппен сократил отставание от лидера сезона Ландо Норриса до 24 зачетных баллов.

В оставшихся двух Гран-при состоятся спринт (8 очков за победу, 7-6-5-4-3-2-1 за места со второго по восьмое) и две гонки (в каждой разыгрываются 25-18-15 очков за 1-3 места и 12-10-8-6-4-2-1 за 4-10 позиции на финише).

Поскольку Норрис опережает Ферстаппена и Пиастри на 24 балла, ему достаточно приезжать на подиум (даже третьим) в обеих оставшихся гонках, а в спринте и вовсе финишировать четвертым, чтобы стать чемпионом мира.

Ферстаппену и Пиастри для победы в первенстве нужно побеждать и надеяться, что Норрис не доберется до подиумов, но будет лучше, если Ландо по каким-то причинам в одной из гонок вообще не наберет зачетных баллов. Например, из-за схода. Если Норрис не заработает очков на Гран-при Катара – Ферстаппен или Пиастри смогут вырваться на первое место в чемпионате мира уже в следующие выходные.

В случае равенства очков в ход пойдет подсчет первых мест (у Норриса и Пиастри их по 7, у Ферстаппена сейчас 6), а если побед тоже будет одинаковое количество, то придется считать вторые места, третьи и так далее. По вторым местам Норрис заметно опережает преследователей (9 против 4 и 5 у Оскара и Макса).

Да, предположить, что Норрис внезапно растеряет преимущество, очень сложно, однако кто мог представить внезапный поворот сюжета сразу после окончания гонки в Лас-Вегасе?

«Ф-1» по-прежнему умеет удивлять – судьбу титула решают не только доли секунды, но даже миллиметры в конструкции машин.

Но ведь и за пределами топ-3 в каждой гонке кипит жизнь – со своими драмами, противостояниями и дуэлями. Там тоже на кону десятки миллионов долларов призовых, престиж и даже пара карьер. За кем же еще стоит последить кроме разборок «Макларена» и «Ред Булл»?

Битва за второе место Кубка конструкторов. Или уже за третье?

Чемпион зачета команд уже определен, но в схватке за вице-титул все еще интрига. На кону – престиж и минимум дополнительные $20 млн призовых (это разрыв между вторым и четвертым за предыдущий сезон, а в 2025-м будет явно больше, поскольку выручка «Ф-1» растет каждый квартал).

Деньги непосредственно из призового фонда – даже не главное. Почти половина выручки любой большой команды «Ф-1» сейчас – спонсорские и рекламные контракты, и в них обычно прописаны бонусы за более яркие результаты, дополнительное экранное время и более высокие позиции в турнирной таблице. Да и вести переговоры с новыми партнерами удобнее и престижнее, когда ты вице-чемпион, а не с четвертого места Кубка конструкторов.

Потому второе место – все равно лакомое, и за него кипит схватка трех команд!

Правда, после двойного подиума на Гран-при Лас-Вегаса «Мерседес» оторвался уже на 40 очков от «Ред Булл» и на 50 – от «Феррари». Команду Ферстаппена от потенциальных бонусов отделяет пропасть даже пошире, чем между Максом и пятым титулом – а ведь «черно-серебряные» набирают очки двумя машинами, а не одной.

На практике скорее мы увидим схватку за третье место – и «гонку кризисов». Скудерия в последние Гран-при страдает из-за провальных результатов, давления прессы, публики, владельца и внутренних противоречий, зато второй пилот «Ред Булл» почти не приносит очков. Смогут ли Леклер и Хэмилтон вдвоем завалить одного Ферстаппена?

Битва за 7 место: $17 млн против ныряния за временем в аэротрубе

Да, сражение за деньги и позицию повыше кипит и среди середняков. «Уильямс» практически гарантировал себе пятую строчку, «Рейсинг Буллз» тоже создали почти незакрываемый отрыв – только в случае форс-мажоров и фантастических сценариев двух финальных этапов.

А за седьмое место действительно сошлись три команды: «Хаас», «Заубер» и «Астон Мартин» разделяют всего 5 очков. О престиже уже речь не идет, но разница между 7-й и 9-й позициями по призовым – минимум 17 млн долларов (по фонду 2024-го). Правда, не всем выгодно обязательно финишировать повыше: с правилами потолка расходов «Ф-1» ввела и ограничения времени работы в аэротрубе и на симуляторах CFD – «виртуальной аэротрубе». Для уравнения пелотона все команды выше 7-й строчки Кубка конструкторов теряют по 5% от «базового» количества ресурсов на развитие машины (меньше разрешенных прогонов и смен на работу в аэротрубе): А с каждой позицией ниже 7-й ресурсы только расширяются – аутсайдер на последней позиции уже располагает 115% возможностей от «базы». Для сравнения, 9-е место получит прибавку в 10% относительно 7-го места – и на 40% больше чемпиона.

Разница приличная, и теоретически позволяет лучше и быстрее развивать актуальный болид или больше времени уделять проработке машины следующего сезона. Причем дополнительные прогоны больше не купить за любые деньги – и самое продвинутое новое оборудование не поможет, если его нельзя будет использовать. Потому для некоторых команд может выгоднее сдать строчку-другую в Кубке конструкторов и пожертвовать десятком миллионов сейчас, чтобы выстрелить в следующем сезоне. А для других важнее могут быть именно деньги – для формирования бюджета повыше.

Сейчас в схватке за 7-е место сошлись команды с разными целями и планами. «Хаас» – самая небогатая команда «Ф-1» с бюджетом лишь около 150-180 млн. У нее не так много спонсоров, пока нет собственной инфраструктуры (арендует трубу «Феррари», пока «Тойота» строит симулятор) и чемпионских амбиций. Денежный бонус помог бы с привлечением новых талантов в штат.

«Заубер» находится на стадии перерождения в заводскую «Ауди» – уже в 2026-м бывшая частная швейцарская команда выступит под брендом немецкого автогиганта. Ей важно продолжить прогресс, и потому время в аэротрубе на развитие точно важнее десятка миллионов долларов – нехватку закроет акционер и мощнейшие партнеры типа Revolut. Просто для осознания важности момента: только моторный департамент планирует собрать в 10 раз больше силовых установок, чем требуется команде на сезон.

У «Астон Мартин» та же история: проект мечты канадского миллиардера Лоренса Стролла только закончил освоение новейшей супербазы за $250 млн. У команды в совладельцах саудовские инвестиционные фонды и нефтегигант Aramco. Со спонсорским пакетом все отлично. А вот время работы на новейшем оборудовании может быть важнее денег для реализации потенциала и конструкторского гения нового технического советника Эдриана Ньюи и остальной инженерной «дрим-тим», собранной в Сильверстоуне. К тому же, Стролл очень хочет увидеть наконец реальные результаты и уже теряет терпение: по ходу сезона предыдущий технический директор Дэн Фэллоуз (некогда «звездное приобретение из «Ред Бул») уже отправлен на другие проекты за пределами «Ф-1», а нынешний босс проекта Энди Кауэлл (бывший творец отдела моторов «Мерседеса») по слухам тоже направляется к выходу или в моторный департамент «Хонды».

Так что интрига жива и в подвале пелотона: кто же выиграет седьмую строчку? Кто будет нырять за временем в аэротрубе, а кто все-таки рванет за успешными финальными результатами?

Дерби пилотов №1: Хэмилтон в алом против сменщика Антонелли

Может показаться, будто противостояние Льюиса и молодого 19-летнего итальянца из «Мерседеса» не выглядит таким уж важным и ценным для обоих – разные весовые категории и стадии карьеры, разные трудности и обстоятельства на треке, не слишком совпадающие задачи. Расставание Хэмилтона и его бывшей команды тоже прошло относительно мирно и спокойно – вроде бы здесь нет места для драм и ревности со стороны №44. Или…?

Итальянская пресса и блогеры совсем не в восторге от положения «Феррари», но зато очень громко и рьяно восхищаются любым успехом Антонелли. Как минимум в региональных медиа за сезон выстроилось четкое противопоставление – а боссы Скудерии (как и ее инженеры и механики) читают прежде всего итальянскую прессу. И, кажется, это влияет и на Льюиса, и на внутреннюю динамику – ведь даже после финиша он поинтересовался у гоночного инженера, как вышло, что «пилот «Мерседеса», ехавший позади, оказался выше».

Антонелли и Хэмилтон стартовали в Лас-Вегасе рядом – Кими 17-м, Льюис – 19-м. «Мерседес» рискнул и поставил самый мягкий «софт» на первые круги, а «Феррари» выбрала долгий отрезок с самым жестким «хардом». Хэмилтон отлично проехал первую половину гонки и поднялся в топ-10, но после пит-стопа потерял скорость и едва закончил в очках. Антонелли же увидел клетчатый флаг 4-м, а после дисквалификации пары «Макларенов» обнаружился на подиуме. Его подбросила смелая стратегия: «Мерседес» сменил ему шины на 3-м круге и отправил на «харде» до финиша – парень справился.

И приблизился к легендарному предшественнику в общем зачете – между ними осталось все 15 баллов. Это «стоимость» одного подиума или пары финишей в топ-5 при новых провалах прямого соперника.

Конечно, шестое место в таблице вряд ли ценно для обоих пилотов и их команд. За него обычно не дают дополнительных бонусов и не устраивают почетных вечеринок. Но если 19-летний итальянец на «Мерседесе» опередит легендарного семикратного чемпиона в алом болиде буквально на ленточке… Представляете психологический эффект в Маранелло от такого поворота? Уже сейчас марка очень болезненно реагирует на провальный сезон Хэмилтона: по инсайду журналиста Corrierre Della Serra Джорджо Теруцци, «Феррари» планировала запустить «фирменный» специальный суперкар F44 на базе того самого F40 в коллаборации с Льюисом, но пока отменила проект. Чемпион якобы очень расстроился – ведь создание авто было частью его мечты в «Феррари».

Так что эта схватка намного важнее, чем может показаться.

Дерби «выживальщиков «Ред Булл»: Лоусон против Цуноды

«Проклятое» место второго пилота «Ред Булл» и напарника Ферстаппена сейчас – единственное свободное в топ-команде на 2026-й. И формально на него претендуют даже четверо пилотов: нынешний резидент бычьего болида под №22, его предшественник из Новой Зеландии (продержавшийся в основе только два Гран-при в начале сезона), алжиро-французское открытие «Рейсинг Буллз» Изак Аджар и даже юниор из «Ф-2» Арвид Линдблад.

Слухи увереннее всего отправляют в главную команду именно Аджара. Линблада ждут на повышение и обкатку в белом «бычьем» болиде. А вот за роль лидера «Рейсинг Буллз» как раз и кипит заочная схватка между Цунодой и Лоусоном.

За Юки выступают его результаты в предыдущих сезонах и протекция босса «Ред Булл» (и бывшего шефа белой команды) Лорана Мекьеса. Против – много болтовни и самопродвижения Юки об «улучшенном темпе» и «найденных настройках» при постоянных провалах и серии отвратительных результатов. Он уже провел в «Ред Булл» в 10 раз больше Гран-при, чем предшественник.

За Лоусона говорит бойцовский дух при сражении колесо в колесо, готовность к командной работе на тактическом уровне, точечное исполнение любой стратегии и более внушительное количество набранных очков. Против – внутренний фаворитизм: слухи чаще упоминают о протекционизме в пользу Цуноды.

Но пока Юки остается позади Лиама в общем зачете, о реальности его заявки на 6-й сезон в «Ф-1» за программу «Ред Булл» можно и не думать.

Сейчас между соперниками 8 очков – отыгрываемый разрыв для «настоящего» пилота топ-команды, но сумеет ли №22 выдать пару гонок всей жизни и вновь выкарабкаться?

Дерби лидерства «Заубера»/«Ауди»: Хюлькенберг или Бортолето?

Казалось бы, не самая интригующая пара: ветеран в середняке выигрывает у новичка по очкам со счетом 49:19 и остается явным лидером еще на сезон-другой. Но ситуация запутаннее и сложнее.

Бортолето удивил мир стабильными и мощными выступлениями в квалификациях. В первом же сезоне в «Ф-1» Габриэль поехал не хуже 38-летнего напарника, который раньше котировался как суперталант прежде всего на одном круге – причем в первой половине сезона бразилец даже выглядел предпочтительнее. У них 11:11 по квалам и 7:7 по совместным финишам. Расчет средних разрывов между Нико и Габриэлом показывает лишь совсем небольшое преимущество немца в чистой скорости – 0,17 секунды по идеальным кругам. Очковый разрыв сложился из-за более высоких финишей Хюлькенберга в хаотичных гонках – в «обычных» условиях и ветеран, и дебютант атакуют, обороняются и выполняют сложные стратегии приблизительно на одном уровне.

Быстрый взлет Бортолето подчеркнул вопросы: «А где же у него потолок? Каким он предстанет на второй сезон? Не логичнее ли будет перекинуть строительство команды вокруг него на будущее, а Хюлькенберга превратить в ментора?» Так что Нико требуется выигрывать дуэль с дебютантом в оставшихся Гран-при, чтобы отложить вопрос лидерства еще хотя бы на сезон.

В последние гонки немецкий ветеран вроде справляется: превратил квалификационный счет 7:11 в равный. Есть шанс уйти в отрыв уже в Катаре – ведь Бортолето получит 5 позиций штрафа за свой первый крэш в «Ф-1» со Строллом. За кого будете болеть?

Дерби неудачника: Колапинто против 0 очков

«Формула-1» так уплотнилась, что идет на редкий рекорд: все команды Кубка конструкторов набирают больше 20 баллов – даже безнадежный аутсайдер «Альпин». Но в составе французской команды весь банк собрал Пьер Гасли. С позицией второго пилота вышло слишком много драмы: сперва от новичка Джека Дуэна ждали чуда, потом выбросили его ради Франко Колапинто. Но аргентинца тоже нагрузили угрозами скорой высадки без результатов – и спалили кучу Гран-при на трудную адаптацию юноши жестким прессингом руководства и общественности. Ценное время ушло: болид «Альпин» не обновлялся с седьмого этапа, и по мере улучшений машин соперников французская команда проваливалась все ниже и ниже на дно. К моменту продления контракта и на 2026-й у Колапинто остались только теоретические шансы на шальной финиш в топ-10.

А ведь триумфальный дебют в «Уильямсе» в 2024-м создал Франко образ адаптивной звезды, талантливого и технически продвинутого пилота. В конце года ходили слухи о желании «Ред Булл» выкупить его контракт («Уильямс» якобы запрашивал компенсацию около $20 млн!). Ради него даже пошли разговоры о возвращении Гран-при Аргентины, а национальные спонсоры наводнили паддок.

Все закончилось многолетней арендой в «Альпин» на роль резервиста. И последовавшее повышение не принесло счастья: да, Колапинто сейчас гоняется, а не сидит на симуляторе, но каждая неудачная гонка только разрушает резюме парня из 2024-го. Теперь его разносят как рента-драйвера и единственного пилота в таблице без очков.

На спасение хоть какой-то части престижа остается два Гран-при – и только Катар хоть немного подходит болиду «Альпин». Поплывет ли Колапинто, или все-таки утонет?

Фото: Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Mps Agency/Keystone Press Agency, Alessandro Martellotta/Hasan Bratic, Jonas Roosens/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Mark Thompson