Трассу Гран-при США разносят из-за огромных кочек – они вызывают жуткие боли и аварии. Мотогонщики злятся, скоро приедет и «Ф-1»
С проблемой мучаются уже три года.
22 октября «Формула-1» совершит исторический вояж за океан – впервые с 2019-го начнет Гран-при на территории Нового Света. И этап в Техасе сейчас крайне важен для чемпионата: он уже много лет изо всех сил стремится нарастить фанбазу на местном рынке и привлечь как можно больше платежеспособной американской публики, а без красочного локального Гран-при успех не закрепить. Потому США дали и второй этап (Майами дебютирует 8 мая 2022-го), но даже чисто символически возвращение «Ф-1» должно пройти идеально. Вот только, кажется, не в этот раз.
Заезд в октябре примет гордость континента – «Трасса Америк». Ее сдали в эксплуатацию в 2012-м после шести лет возведения, завесившего на $300 млн (по оценкам Formula Money) – и раньше здесь проходили адреналиновые гонки: все-таки пилоты обожали трек за скоростные связки, перепады высот, аэродромную широту и сложные шпильки (много места для обгонов и удовольствия от быстрейших машин). А теперь главными впечатлениями от техасского автодрома становятся качество асфальта, поиск способов не расколотить технику о барьеры или объездных путей мимо кочек.
Обо всем этом уже заявили райдеры MotoGP – 1-3 октября «Трасса Америк» приняла этап чемпионата мира по мотогонкам. И ребята с байками оказались, мягко говоря, недовольны.
«Выступать здесь слишком опасно, – негодовал Алеш Эспаргаро. – Я никогда не ездил по таким трассам. Это ужас. Даже не хочу думать, что может случиться, когда в гонке 20 байков с полными баками налетают на эти кочки. Если бы от моего голоса зависело решение комиссии по безопасности, я бы сказал, что не выйду на старт. Слишком опасно».
Алеша можно понять: примерно вот так он приземлился в 12-м повороте из-за неровностей покрытия.
«Это одна из самых опасных трасс, на которых я ездил, – согласился Франческо Баньяя. – Думаю, с моим мнением согласны все, но мы здесь для того, чтобы гоняться. Заседание комиссии по безопасности будет очень интересным, потому что все злятся».
«Я тренировался в мотокроссе примерно на таких треках, – высказался и лидер чемпионата Фабио Куартараро. – Правда, так плохо. Не представляю: мы три года назад потребовали переложить асфальт, а все стало только хуже. Неприемлемо гоняться. Какая-то шутка. Трек опасен. Нужно поменять все покрытие полностью».
«Кочки – буквально на пределе, состояние покрытия совсем на пределе, – подтвердил и побеждавший на «Трассе Америк» с 2013-го по 2018-й Марк Маркес. – И дело даже не совсем в кочках. Покрытие двигается, и вот тогда все становится очень сложным».
Вот отличная иллюстрация, как бросает в 10-м вираже – и примерно то же самое наблюдается практически во всех частях трека (но в первом и втором поворотах – особенно).
Как вы поняли, проблема далеко не новая – мотогонщики негодовали еще в 2019-м. Тогда же возмущались и пилоты «Ф-1» – после череды аварий в практиках именно из-за кочек.
«Не возражаю против неровностей на городских трассах, но эти кочки прямо серьезные, – описывал ситуацию даже обычно бесстрашный Макс Ферстаппен. – В некоторых местах бугры или почти уклоны, из-за которых колеса отрываются от земли».
«Это, пожалуй, самый кочковатый трек из всех, на которых мне приходилось гонять – рассказал Льюис Хэмилтон. – Чувствовал себя отвратительно. Сильно болела голова, пришлось даже прилечь, чтобы прийти в себя. Я не против неровностей – они придают трассе очарование. Не надо делать все идеально ровно. Но кочки здесь просто огромные, и мы чувствуем их из-за жесткой подвески. Можно сказать, мы сидим задницей на асфальте – и позвоночник принимает все удары на себя. Надеюсь, с покрытием что-то сделают, потому что сейчас это просто хардкор».
Теперь Макса и Льюиса (как раз сражающихся за титул) ждет сюрприз: покрытие капитально деградировало.
Неужели владельцы дорогущей трассы и важнейшего Гран-при просто забили на проблему? Не совсем: ее пытались разрулить частичной перекладкой асфальта еще в межсезонье после 2019-го.
«Нам пообещали поменять покрытие как минимум на всем секторе от второго поворота до 10-го, – объяснил действующий чемпион MotoGP Хоан Мир. – Мы требовали большего, но они просили нас о минимально приемлемых изменениях [чтобы внедрить их сразу же]».
Сперва инженеры занялись самыми проблемными местами – вторым, шестым и десятым поворотами. Но успели провести лишь ямочный ремонт экспресс-формата для этапа чемпионата мира по гонкам на выносливость (прошел в феврале 2020-го), а затем на мир обрушилась пандемия – и работы приостановили на год. Зимой 2021-го вновь попытались подправить хотя бы несколько поворотов – но итог оказался даже хуже прежнего.
«За один сектор мы ехали по трем разным типам асфальта с разным уровнем сцепления, – сокрушался Мир. – В некоторых местах первого поворота стыки даже визуально видны».
А представляете езду по такому месту на болиде «Формулы-1»? Это как если бы пилоты вылетали на траву, а затем через метр попадали на подкрашенный бордюр – обычно такие штуки заканчиваются разворотами или яркими полетами в барьеры.
Но частичная перекладка асфальта в Остине – плохая идея не только из-за превращения покрытия в опасное лоскутное одеяло. Дело еще и в техасских почвах: они в том месте глинистые, весьма подвижные и не очень плотные, особенно в зонах перепада высот. Потому при строительстве трека $30-40 млн ушло только на одни земляные работы и конструирование дренажа для осушения и уплотнения территории автодрома.
А в мае 2015-го на Техас и Оклахому обрушился очень сильный тайфун с торнадо и потопами – с 31 жертвой. Ливни размыли большую часть заточенной под дренаж инфраструктуры, и со временем в некоторых местах почвы вновь приобрели подвижность. Отсюда и кочки в зонах с перепадами высот: просто там земля начала проседать чуть раньше.
Именно проблемами с почвой сейчас и прикрывается владелец трека при объяснениях невозможности полной перекладки покрытия – якобы зонный ремонт эффективно купирует ситуацию в особо опасных местах, его проще, дешевле и быстрее проводить, а радикальная перекладка асфальта приведет к тем же результатам через сезон-два.
«Не могу комментировать реальную степень движения почв на «Трассе Америк», но помните, как на «Сильверстоуне» в прошлом было много кочек и все сваливали на глинистую землю? – поделился соображениями основатель компании Dromo Ярно Дзаффелли (его прославила как раз перекладка асфальта на треке для Гран-при Великобритании и возведение бэнкингов в нидерландском «Зандворте»). – Мы доказали, что это неправда. Потому что когда мы добрались до бетонных плит, уложенных там еще в 1942-м, мы просто выбрали хорошего подрядчика и правильно организовали работы. И теперь там больше нет кочек. Все возможно.
Просто нужно обдумывать ситуацию: ведь проблемы с глиной появляются не сразу же после завершения строительства, а еще в процессе. Если же они появились только после завершения работ, то все дело в вашей прокладке подложки. Все вот так просто. Ситуацию на «Сильверстоуне» мы мониторим каждые полгода – там ничего не двигается. Ну, может, местами появляются отклонения на миллиметр. Но в Остине-то они сантиметровые!»
В чем же тогда дело? Кажется, в деньгах: по доходам «Трассы Америк» очень сильно ударила пандемия – например, автодром в 2020-м остался без той же «Формулы-1». С другой стороны, в том же году трек получил финансовую помощь в $100 млн – но почти ничего не потратил на реконструкцию покрытия или дренажных систем.
MotoGP вообще проявила странную толерантность к проблеме: ведь чемпионат мира по мотогонкам запросто вышиб Брно из календаря на 2021-й как раз из-за нежелания класть новый асфальт. Старый износился и не проходил по правилам безопасности – и Чехия осталась без Гран-при даже несмотря на статус очень зрелищного и престижного.
Потому гонщики уже взяли вопрос в собственные руки – грозят бойкотом в следующем году.
«Думаю, могу сказать за всех: если мы вернемся, а покрытие не переложат – мы не будем гоняться, – заявил Куартараро. – Решение, конечно, есть, но все упирается в деньги. Оно дорогое. Понимаю, что это сложно, но его нужно найти – трек небезопасен».
«Они пообещали нам все завершить в следующем году, – уточнил Мир. – Правда, моя работа гонять, а не составлять календарь. Они всегда говорят, что безопасность самое главное, как она важна – что ж, посмотрим».
На всякий случай: переложить покрытие к Гран-при «Формулы-1» организаторы в любом случае не успевают. В Турции в прошлом году решили рискнуть (после экстренного включения в коронавирусный календарь) – и вышел полный кошмар. Такие вопросы не решаются в спешке – особенно с учетом локальных сложностей техасских почв.
Но в этом году пелотон ждет максимально суровое испытание с подгоном подвески под адские неровности – и, кажется, поиск траекторий мимо кочек, осторожность и верная настройка дорожного просвета окажутся чуть ли не важнее скоростного потенциала болидов в поворотах и на прямых. Ведь чтобы финишировать первым – нужно сперва финишировать.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Chris Graythen, Stewart F. House
Теперь по асфальту. Что за сравнение в статье приведено??? Асфальт остаётся асфальтом! Да, он может иметь разную абразивность, но даже асфальт в Сочи в первые годы не был и близко похож на траву или поребрики! Здесь куда уместнее было бы привести Поль Рикар. В таком формате, как кусковое перестилание, не будет массовых вылетов. Ну Цунода/Шумахер могут по традиции выпилиться, но им и новогоасфальта для подобного не надо. Имхо, с чем реально столкнуться пилоты- неравномерный износ и сложности с траекторией в первых практиках.
- трасса слишком короткая;
- трасса слишком узкая, включая прямую старт-финиш, что противоречит регламенту ФИА;
- отсутствие инфраструктуры стандарта Ф1: боксов, пресс-центра и т.д., удаленность от аэропортов;
- недостаточно большие зоны безопасности, включая "Штопор". Ошибка или замес будут заканчиваться полетом в отбойник. Также есть мнение, что геометрия "Штопора" поломает немало антикрыльев;
- со спортивной точки зрения — современные широкие машины Ф1 на узкой трассе со строго одной траекторией будут ездить паровозиком и обгонять только круговых. Прямая старт-финиш короткая для обгонов.
А почему гонки F1 не проходят на Лагуне-Сека, трасса вроде бы интересная со "Штопором", тем более там были этапы Moto GP?