Секреты первого поула «Макларена» за 9 лет: Норрис нокаутировал «Феррари» на прямых и выжал все в двух ключевых поворотах
Мастер-класс по идеальному пилотажу на круге в Сочи.
Решающая пятиминутка квалификации на ВТБ Гран-при России показала, что прямо сейчас лучше всех в «Формуле-1» понимает сильнейшие стороны своей машины и готов сопоставлять их с актуальной ситуацией на трассе. Главным магистром (за исключением Макса Ферстаппена – тот выбыл в самом начале из-за грядущего штрафа за перерасход моторов) проявил себя Ландо Норрис из «Макларена» – 21-летний англичанин с феноменальным сезоном и рекордной для команды серией в 15 гонок в очках опять всех удивил и завоевал поул. Первый для английской организации с Гран-при Бразилии 2012-го – когда квалифкацию выиграл Льюис Хэмилтон.
Если вы вдруг не особенно следили за «Формулой-1» все это время – то, возможно, вам трудно понять, с чего такой хайп: ведь «Макларен» почти всегда гонял в топе пелотона, поставлял чемпионов вроде Айртона Сенны или Мики Хаккинена и выиграл последний Гран-при Италии. Но все-таки легендарная команда только завершает процесс перестройки: сейчас оранжевый болид – лишь третий по силе, и только в нынешнем сезоне Норрису удалось приобрести стабильность в попаданиях на подиум.
Так что для побед в гонках и квалификациях «Макларену» нужны особенные условия: самоустранение «Мерседеса» и «Ред Булл». И в России оба фактора сошлись: Ферстаппена выбил штраф, а Хэмилтона с Боттасом – череда ошибок в самый неудачный момент.
Хэмилтон сломался в сочинской квале: врезался в стену, развернулся на важнейшем круге и слил поул
В итоге в битве за поул сошлись Норрис и Карлос Сайнс из «Феррари» – англичанин победил с преимуществом в 0,5 секунды. Но как он это сделал?
Давайте посмотрим на сравнение телеметрий.
Как видим, Сайнс лучше выехал из последнего поворота и начал решающий круг уже с отрывом в 0,2 секунды, а затем последовательно обыгрывал бывшего напарника в каждом из поворотов первых двух секторов – почти везде выжимал на 3-4 км/ч больше. Норрис же чуть раньше нажимал на педаль газа и все компенсировал преимуществом «Макларена» на прямых: к концу каждого отрезка слегка обгонял «Феррари» даже без использования максимальной 8-й передачи.
А затем частично все решила длиннейшая связка с 11-го по 14-й виражи: там на болиде Скудерии кончился заряд аккумулятора (та самая главная уязвимость красной силовой установки относительно всех соперников по «Ф-1»), и Норрис за один отрезок отыграл разом 0,3 секунды. А на последнем секторе уже именно Ландо оказался быстрее в поворотах – причем Карлосу даже однажды пришлось тратить время на корректировку скольжения из-за срыва задней части.
После клетчатого флага испанец все свалил на тайминг выезда (типа Норрис проехал позже и потому снял больше преимущества с подсыхающего трека), но на самом деле просто №4 лучше изучил особенности трека.
«Сочи Автодром» знаменит среди пилотов прежде всего именно техничностью – и каждый знает: к концу круга шины здесь конкретно перегреваются.
«В семнадцатом повороте трудно найти точку торможения: шины к тому моменту так перегреты, что ты не знаешь, с какой скоростью можешь его проехать, – оценивал, например, Льюис Хэмилтон. – А если вдобавок попытка получается неплохой, не хочется терять там время. В двух последних поворотах грань между ошибкой и максимумом очень тонкая».
Сергей Сироткин оценивал все примерно так же: шины перегреваются уже к концу второго сектора.
Как это сопоставляется с телеметрией? Сайнс активнее атаковал именно на первой половине трассы, обгоняя более быстрый «Макларен». И тактика работала ровно до последнего отрезка – где как раз «Феррари» уже не хватило сцепления, и Норрис отобрал инициативу. Просто он подошел к кругу умнее: не выжимал из покрышек все соки на первых же метрах, а сохранил их в приемлемом состоянии до решающего сектора. И вырвал у Карлоса те самые 0,2-0,3 секунды как раз в тот самый момент, когда алый болид не выдержал нагрузок и начал срываться с траектории.
Конечно, №55 активной атакой поворотов пытался компенсировать слабость машины на прямых. Безусловно, слегка более скользкий трек не помог Сайнсу сохранить стабильность на последнем секторе. Но все-таки мастерство гонщика и заключается не только в максимальной атаке каждого метра трассы, но и в умном распределении возможностей машины по всем поворотам и ровным участкам. И Ландо сделал все идеально – причем с первой же попытки. Фантастический все-таки у него сезон!
Фото: REUTERS/Yuri Kochetkov, Anton Vaganov