Хейт Мазепина за каждый разворот – странный (они – часть тренировок в «Ф-1»). А вот прогресса и правда не видно – с шинами просто беда
Пропасть от напарника в квалификациях и скиллах.
За первые 6 Гран-при в «Формуле-1» Никита Мазепин уже заработал вполне определенную репутацию (мягко говоря) не самого умелого пилота. И каждый его разворот в практике вызывает новую волну саркастической реакции среди хейтеров и обычных зрителей. Даже профильные медиа и гоночные разделы крупных изданий постоянно акцентируют на них внимание при подведении итогов уик-эндов. И причины легко понять: любой новый фэйл №9 отзывается среди широкой публики (даже по нашей статистике виден огромный интерес к разворотам по сравнению с остальными аспектами карьеры Никиты) и лишь фиксирует позитивную спираль в стиле «больше новостей о разворотах → больше кликов на них → еще больше новостей о разворотах» (естественно, при наличии тех самых разворотов).
Не стоит снимать вину и с самого Никиты: в первых Гран-при он вылетал с трассы чрезвычайно метко – из-за глупых ошибок, невнимательного пилотажа и недостаточного чутья машины. Однако нельзя не признать: с тех пор он больше не повторяет те же самые откровенно нелепые косяки: не газует с колесами на разных частях поребриков, не выезжает на траву/астротерф в зонах торможений и не рискует в «грязном воздухе», снижающем прижимную силу.
Теперь развороты другие – к примеру, как во второй практике на Гран-при Франции.
В третьей практике случился еще один вылет.
Правда, Мазепин такой не один. Смотрите – практически такую же ошибку допустил Карлос Сайнс из «Феррари».
Да и четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель.
Мик Шумахер – тоже.
На самом деле, только из уик-энда в Ле-Кастелле можно собрать нарезку из дюжины разворотов. Да и вообще в карьере каждого гонщика найдется десяток таких моментов – причем не только в дебютном сезоне. Причин – множество: от нестабильного ветра (именно так оправдал вылет Феттель) и процесса подбора настроек до банального тестирования пределов машины на конкретном треке при конкретных температурах асфальта. Ведь как еще гонщикам узнать возможности их техники? Ровно для того и нужны тренировки – чтобы по максимуму испытать технику в деле. Потому в свободные заезды с трассы время от времени слетают и Льюис Хэмилтон, и Макс Ферстаппен, и Шарль Леклер, и Фернандо Алонсо.
Вбейте в поиск фамилию абсолютно любого пилота – даже величайших Михаэля Шумахера и Айртона Сенну – и увидите: они тоже разворачивались в свободных заездах. Более того, именно Красный барон довел практику тестирования пределов возможностей машины до максимально широкого круга гонщиков – именно под воздействием его примера и побед так поехали все.
«Михаэль Шумахер первым ввел такое, – признавал трехкратный чемпион «Ф-1» Джеки Стюарт – на тот момент репортер ВВС. – Журналист Алан Хенри как-то подсчитал для меня, что Михаэль вылетал за пределы трека в каждом уик энде и в каждом Гран-при».
Все знают, что Шумахер – великий, но не все знают почему. Объясняем по пунктам
Не стоит хейтить Мазепина за одни лишь развороты. Они – не главная его беда.
Основная проблема – вражда с шинами. Она портит квалификации и гоночные стратегии – оттого и провальные результаты
Сперва стоит зафиксировать: у Никиты – правда трудное место и время дебюта. «Хаас» подготовил худшую машину в «Ф-1» и практически не дорабатывает ее из-за экономии ресурсов – в 2021-м можно не ждать обновлений и резкого прогресса. В общем-то, американцы и с «Уильямсом» вообще не боролись бы, будь во втором английском кокпите хоть кто-то сравнимый с Джорджем Расселлом (а не сын канадского миллиардера Николас Латифи).
В то же время не стоит считать Мазепина невезучим: он видел, куда шел. Вряд ли сделка с тем же «Уильямсом» за место того же Латифи стоила бы сильно дороже – просто сторона Никиты поставила как раз на следующий сезон, сознательно сдав 2021-й под обучение и прогресс.
Но есть ли в развитии Никиты как гонщика тот самый прогресс? Ответить можно исключительно после сравнения с напарником – все-таки остальные машины слишком отличаются по качеству, а у Мика Шумахера ровно такая же карьерная ситуация: два предыдущих года в «Формуле-2» и тесты с командой-гигантом (у немца – «Феррари», у Никиты – «Мерседес»).
Возьмем результаты гонок с одинаковыми стратегиями – так мы как бы исключим влияние неудачных планов команды.
Начнем с Гран-при Португалии: там Мик и Никита следовали одной тактике, пока Мазепин не прикончил «хард» до срока – пришлось гнать на дополнительный пит-стоп.
Итог – отставание на 68 секунд на финише (при круге в 80 секунд). Допустим, 26 секунд можно отнять из-за третьей остановки в боксах, но затем свежие и самые мягкие (и быстрые) покрышки вообще не помогли россиянину достать конкурента (доезжавшего на самых жестких).
В Испании вновь одинаковые стратегии – но опять Мазепин первым износил «медиум» на втором отрезке: разница составила целых 7 кругов.
Итоговое отставание от Мика – 50 секунд.
В Монако гонщики «Хааса» тоже получили одинаковые стратегии.
И там Мик пропустил Никиту по просьбе команды из-за поломки машины, а после устранения неполадки несколько раз нагонял №9 и суммарно отыграл почти 70 секунд (при быстрейшем круге в 73 секунды). Фактически №47 финишировал позади лишь из-за характера трека и командной тактики.
В Азербайджане – вновь одинаковые стратегии.
За первую треть гонки Никита отстал на 20 секунд, затем потерял еще столько же из-за вылета в зону безопасности – к выезду сэйфти-кара на середине дистанции отставание от Мика достигло почти минуты (при быстрейшем круге в 105 секунд). Правда, в Баку россиянин жаловался на перегрев тормозов и перебор с переносом баланса на передние колеса в попытке решения проблемы – №9 настройки не понравились, но альтернативных вариантов не было. Вероятно, без неполадок результаты Мазепина оказалось бы лучше.
Во Франции же напарников специально развели по тактикам, чтобы не сталкивать напрямую – и лишь теперь Мазепин уступил Шумахеру на финише «всего» 14 секунд. Но именно Мику досталась сложнейшая стратегия с максимально длинным отрезком в 37 кругов на самом жестком составе шин из-за риска с ранней «подрезкой» конкурентов – №47 поехал в боксы одним из первых. Никита выиграл у напарника 6 секунд за первый отрезок – но 5 из них появились из-за выдавливания Шумахера с трека во время атаки.
После немец не рвался догонять россиянина любой ценой даже на свежей резине – как раз ради сохранения шин для трудного грядущего марафона. Тем не менее, №47 все равно отыграл у Мазепина около 10 секунд за первые же 8 кругов.
После пит-стопа у россиянина обнаружились 9 секунд проигрыша напарнику, 20 кругов до финиша и свежий «медиум» против изношенного «харда» Шумахера – отличный шанс на деле доказать превосходство на быстрых бросках. В реальности же Никита и правда ринулся отыгрываться, но за 6 стартовых кругов снял лишь 5,5 секунд с гандикапа – а дальше перестал подбираться к №47. Еще через 4 круга Мик вновь вернулся к наращиванию отрыва – запала Мазепина вместе с его покрышками хватило лишь на 10 кругов.
В дальнейшем россиянин отставал на 0,2-0,3 секунды с круга, потому к финишу отставание и не кажется монструозным (фактически почти весь гадикап дали последние 3 круга, на которых №9 сливал по 2 секунды за раз). Формально, конечно, итог кажется шагом вперед, но в реальности проблема остается прежней: Мазепин быстро убил покрышки в ключевой момент подготовки финального броска и не смог удерживать высокий темп во время первого отрезка жесткой резине. С учетом показателей Шумахера – о равной борьбе на дистанции просто нет и речи.
Но что со скоростью на одной быстрой попытке? Как там с квалификациями?
В Бахрейне разница между напарниками составила 0,8 секунды (Никита разворотом сорвал себе финальную попытку, а Мик ее проехал), в Имоле – почти 0,6 секунды, в Португалии – 0,5 секунды, в Испании – 0,7 секунды. В Монако Мик вез больше 0,5 секунды в третьей практике, но не вышел на старт квалы из-за аварии, а в Баку (самом простом с пилотажной точки зрения треке из всех, куда «Ф-1» заглядывала в 2021-м к данному моменту) разница упала до 0,1 секунды, но во Франции вновь выросла до 0,6 секунды (хоть Шумахер и вызвал красные флаги аварией, но оба успели проехать по одной зачетной попытке).
Конечно, у каждого Гран-при – своя история, особенные условия и возможный набор проблем, но все-таки тенденция вырисовывается слишком четко. У Мазепина – просто вражда с шинами в «Ф-1» – и на одном быстром круге, и на гоночной дистанции. Из-за хронических промахов по температурным окнам Никите недостает сцепления в поворотах и потому он проигрывает на апексах, а на длинных отрезках поверхность резины перегревается, пузырится и изнашивается быстрее – в результате приходится сбрасывать темп.
Фактически проблему Никита признал лишь раз – после провала в Имоле (где №9 слил Мику почти минуту за полгонки).
«После рестарта у нас было полкруга для прогрева резины. Я не учел, насколько сильно нужно прогреть комплект относительно предыдущего, так что когда нужно было поехать на полную, у меня не было нужной температуры», – рассказал №9 на пресс-конференции для российских медиа.
С тех пор он больше не признавал свою вину в промахах мимо температурных окон, но зная всю важность эффективного взаимодействия с шинами в современной «Формуле-1» – не похоже, чтобы проблема решилась, раз даже в последних Гран-при план на гонку ломает повышенный износ.
И да, развороты из-за неудачного прогрева покрышек в практике – тоже весьма обычное дело.
Фото: globallookpress.com/nordphoto GmbH/Bratic; Gettyimages.ru/Clive Rose; East News/Sipa Press Russia, Mike Cooper /Allsport
Хорошо что он еще и как гонщик полным нулем оказался, быстрее выкинут из Ф1 или так и будет на ведрах кататься, пока папочка платит.