Команда Ротенберга выпустила спорткар на 420 л.с. – с прицелом под русский «Ле-Ман». С полной отечественной разработкой
Обещают быстрейший болид для кольца в истории страны.
Кажется, мир и правда приходит в себя после коронакризиса – вслед за вакцинацией, снятием локдаунов и частичным открытием границ возвращается и заинтересованность в автоспорте. В России даже начался новый виток продвижения и развития гонок – с масштабной и крайне амбициозной презентации «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга в Сколково.
Гоночная программа миллиардера, владельца одноименного банка и друга Владимира Путина представила третий спортпрототип от инжинирингового подразделения BR Enginerring – BR03. Он создан по спецификации LMP3 – что-то вроде «Формулы-3» для гонок на выносливость.
Болид способен разгоняться до 310 км/ч благодаря мотору собственной доводки, основанном на базе атмосферного V6 объемом 3,5 литра и мощность 420 л.с. от «Рено» – аналога силовой установки из «Формулы-Рено 3.5», где гонял нынешний пилот программы «СМП» Михаил Алешин в начале 2010-х. Фиксация на российских разработках и отечественном производстве вообще стала основой BR03.
«Мы приняли решение создать полностью российский гоночный автомобиль для выступления в национальных чемпионатах, адаптированный к российским условиям, – презентовал машину Борис Ротенберг после показа творения своей компании публике. – Работа велась два года. Идея в том, чтобы эта машина была доступна, безопасна и быстра. Куда это выльется дальше – посмотрим. Взяли те узлы из BR1 и BR01 [предыдущие спорткары компании], которые можно было применить в этой машине и которые сделали бы ее и надежнее, и в то же время доступнее. Шасси полностью российское. Силовой блок – от «Рено», но и его в теории можно сделать самим, не проблема. Весь инжиниринг наш».
«Проект вырос из объективных задач российской реальности, – рассказал главный конструктор BR Enginerring Алекс Манджуло. – Иностранного участия в проекте вообще не было. Руду не плавили, резину не варили.
Автомобиль максимально адаптирован для российских погодных условий и российских трасс. Также хочется отметить доступность и ремонтопригодность автомобиля. Мы сумели найти хороший баланс между стоимостью и качествами. Машина достаточно проста и недорога в обслуживании.
Наша концепция – минимальная стоимость при максимальных динамических характеристиках. Получилась надежная по всем параметрам штука, которая может выдержать шесть часов гонки до смены тормозных колодок.
Машина сделана под двух-трех водителей и возможностью менять сиденье под каждого. Кабина соответствует стандартам водной «Формулы-1», потому через боковую дверь вынуть человека вместе с сиденьем не получится. Вместо этого мы применили вынимаемый ложемент»
«BR03 будет самым быстрым российским кольцевым автомобилем в истории, – пообещал как раз Алешин, представлявший на презентации пилотов «СМП». – Уже в этом году мы планируем принять участие как минимум в двух гонках в существующих российских чемпионатах. Так мы продолжим собирать данные, необходимые для совершенствования автомобиля».
«СМП» серьезно напирает на отечественную локализацию практически всех деталей и производства: по сути, импортные разработки – только двигатель и коробка передач (потому что спортивных аналогов в России не производят). Все остальные узлы и агрегаты постарались локализовать, к разработке привлекали даже студентов российских профильных вузов – и собирать BR03 планирует на производственной базе в Подмосковье.
Похоже, «СМП Рейсинг» собирается запускать новый моночемпионат в России – аналог «Ле-Мана»
Отечественный автоспорт сейчас находится в полуразвитом состоянии. С одной стороны, есть собственный Гран-при «Формулы-1» и постоянно приезжают и другие чемпионаты мира, «КАМАЗ-мастер» всех рвет в ралли-рейдах, проводится множество заездов по пересеченной местности, кольцевой сегмент закрывают профессиональные РСКГ и Mitjet, а в дрифте RDS и российские ребята – вообще одни из сильнейших в мире.
С другой же, в России отсутствует собственная даже молодежная серия гонок на болидах с открытыми колесами («Ф-4» делили с Финляндией и Прибалтикой и приостановили после 2019-го), просто нет гонок на выносливость в машинах класса GT и спортпрототипах. То есть огромнейший пласт автоспорта выпадает без возможности тренироваться и соревноваться без выезда в Европу или Азию – потому и топовые команды вроде G-Drive создаются и развиваются за рубеж исключительно при наличии такой цели и «политической воли» их спонсоров.
И, похоже, «СМП» Ротенберга выбрал новое направление развития – закрыть хотя бы один сегмент не существующих пока в России гонок. Для того и выпущен BR03.
«Одна из наших дальнейших задач – создание серии гонок на выносливость на одинаковых машинах: монокубка «СМП Рейсинг», – признался на презентации миллиардер. – Это будет соревнование равных возможностей, где на первый план выйдут мастерство пилотов. Регламент этого соревнования не будет зависеть от организаторов за границей. Это будут настоящие быстрые российские гонки на выносливость! Этакий российский «Ле-Ман».
Но, видимо, внутри структуры пока не пришли к единому видению будущего чемпионата – потому что Алекс Маджуло высказал немного другую идею.
«Пилоты на BR03 будут выступать в СМП РСКГ в отдельном моноклассе, – изложил главный конструктор проекта. – В РСКГ будет моносерия. Что-то наподобие русского NASCAR.
Раньше я относился скептически к этой идее, но проект BR03 меня переубедил. Я с интересом смотрю на концепцию гонок по типу сток-каров. Для этого мы должны максимально снизить себестоимость машины вместе с ценой, а потом насытить чемпионат запчастями. На данный момент их нехватка как раз является одной из проблем при использовании гоночных машин из Европы».
А у Алешина промелькнула вообще третья концепция – не совсем сток-кары и не совсем на базе уже существующей серии.
«Это будет абсолютно новый чемпионат, монокатегория, в которой будут соревноваться только такие машины. Естественно, у команд будет возможность дорабатывать BR03, – рассказал пилот «СМП». – Минимальная задача – чтобы к следующему году было 12 машин.
Болид предназначен не только для профессионалов, но в принципе для всех людей. И у кого есть гоночная лицензия – чтобы участвовать в чемпионате. В кокпите BR03 может нормально поместиться человек очень высокого роста, который раньше не мог себе позволить удовольствия даже просто прокатиться на машине такого типа. А теперь сможет!»
«Потенциальный спрос мы точно удовлетворим. Ведь чем больше машин ты делаешь, тем дешевле становится проект. Наша задача – сделать автомобиль доступным. И уже сейчас он гораздо более доступен, чем те машины, которые едут в российском чемпионате в похожем классе», – резюмировал Ротенберг.
Вот только владелец программы не уточнил, о каких же классах речь – ведь на данный момент в стране нет гонок спортпрототипов в принципе.
BR03 – первая полностью российская машина. Предыдущие проекты создавали итальянцы и французы
Инженерная компания BR Engineering существует с 2013-го – ее основали как ответвление гоночной программы «СМП» для разработки собственных шасси. Первое творение – BR01 (да, вам не кажется – все названия и правда повторяют инициалы владельца) – выпустили в 2015-м для класса LMP2 (на категорию выше LMP3, для которой создали BR03). Правда, для разработки наняли итальянца Паоло Кантоне – бывшего инженера «Пежо» для «Ле-Мана», а также специалиста по аэродинамике Жана-Клода Мишо, поработавшего в «Ф-1» в «Тиррелле», «Феррари» и «Рено» и даже создавшего революционный «задранный нос».
Шасси для BR01 производили итальянцы ARS Tech, аэрообвес – в еще одной итальянской компании FondTech, а сборку вели на специально открытом заводе на юге Франции. Всего там собрали 8 машин (4 так никогда и не выехали на гоночный трек), и российскими в них были только инвестиции и пилоты. В 2020-м 5 экземпляров продали английской компании BBM Sport для проката богатых любителей в серии Masters Endurance Racing Legends.
С BR1 «СМП» замахивался еще мощнее – на высший класс LMP1 (как «Ф-1» в мире гонок на выносливость) и победу на «Ле-Мане». Для амбициозного проекта компания Ротенберга заключила сделку с «Далларой» – производителем шасси для множества мировых гоночных чемпионатов от молодежных «Ф-2» и «Ф-3» до топового американского «Индикара» (и даже завода-аутсорса «Хааса» из «Ф-1»). Полный цикл производства остался на итальянской фабрике – и перед стартом сезона машины даже законтрактовали команде «Дрэгонспид».
Однако результат вышел так себе: машина осилила лишь 8 этапов в 2018-м и 2019-м (хоть и тираж составил уже под дюжину), пять раз финишировал третьим (неплохое достижение в классе с безраздельным доминированием заводской «Тойоты») и даже добралась до финиша «Ле-Мана» (третье место в 2019-м с экипажем в лице Виталия Петрова, Стоффеля Вандорна и Михаила Алешина). С тех пор, правда, BR1 на трассе не появлялся, но все-таки пандемия и переход «Ле-Мана» на новый регламент с гиперкарами здорово спутал планы не только российским программам, но и вообще всему автоспортивному миру.
Теперь же, похоже, «СМП» пока делает шаг назад и концентрируется не на завоевании планеты и самых престижных гонок, а на развитии внутреннего рынка и создании вменяемой гоночной структуры в России. О намерениях Ротенберга говорит и поддержка академии бывшего пилота «Ф-1» Сергея Сироткина S35 Academy, и запуск учебного картингового чемпионата вместе с русским экс-гонщиком «Ульямса».
«Программа развивается и никуда не денется, просто будет работать более точечно, – рассказал Ротенберг на презентации. – В формульных сериях ездят наши пилоты, также мы смотрим перспективных ребят в картинге. Программа становится более целенаправленной, скажем так. Больше направили себя на российский чемпионат РСКГ, будем развивать монокласс, чтобы внести больший вклад в национальный автоспорт».
Выглядит как вполне логичный шаг – ведь невозможно построить крепкую гоночную культуру в стране без хоть какой-то вертикали развития гонщиков от картинга до более-менее топовых серий.
Читайте блог Сергея Сироткина на Sports.ru! Там много интересного о пути в «Ф-1» и пилотаже вообще
Фото: brengineering.ru; smpracing.ru
Так живётся вся военная сфера)