Ограничение бюджетов в «Ф-1» каждую аварию обращает в боль: на обновления не хватает денег. Жалуется даже богатый «Мерседес»
Чемпионы в шоке от расходов на восстановление машин.
«Формула-1» впервые вошла в сезон регламентными ограничениями бюджетов: сейчас команды имеют право потратить на машины, перемещения между Гран-при, зарплаты и работу базы только 145 миллионов долларов (за исключением самых высокооплачиваемых сотрудников менеджерского состава, маркетинга и содержания музеев и старых машин). Уже по ходу чемпионата потолок повысили на 1,5 миллиона из-за внедрения трех субботних спринт-гонок – именно во столько регуляторы серии оценили потенциальный ущерб от аварий и дополнительные затраты на лишнюю работу персоналов. И, кажется, равенство и коммунизм пока работают: квалификация в Имоле уже оказалась небывало плотной для турбоэры: восемь машин расположились в 0,5 секунды в финальном сегменте.
А еще, оказывается, гиганты пребывают в грандиозном шоке не только от необходимости масштабно сокращать штат для совмещения всех затрат с лимитами, но еще и от расходов из-за крупных аварий: в условиях потолка каждый такой инцидент больно бьет по планам на обновления и развитие болида.
Особенно остро новую реальность ощутил обычно богатый «Мерседес» после крэша Боттаса и Расселла в Имоле. Инцидент обошелся чемпионам в $1,4 млн (1 процент от потолка!) – чемпионам еще повезло со спасением силовой установки – иначе стоимость выросла бы еще сильнее.
Сразу после подсчета ущерба удивленные доминаторы обозначили не самую явную проблему сезона: траты на разбитые болиды помешают активнее внедрять новинки, ведь они требуют дополнительного производства запчастей – а значит, на новые элементы к концу сезона денег может просто не хватить.
«У нас же еще сломалось и переднее антикрыло на болиде Льюиса, так так что мы определенно превысили доступные лимиты для трат на детали, – описал результат Гран-при Эмилии-Романьи главный гоночный инженер «Мерседеса» Энди Шовлин. – Это большой фактор лимита бюджетов, и деньги должны откуда-то взяться. И если с этим вопросом возникнут большие проблемы – он всерьез ударит по бюджету на развитие. Нас очень сильно придавило потолком. Мы всегда очень боялись полного списания машины – и хоть сейчас его не произошло, но оказалось очень близко».
Шовлин не шутит насчет тяжелой ситуации с оптимизацией расходов: у гигантов ситуация и без дополнительных расходов на аварии очень напряженная. Команды буквально ищут малейшие возможности сэкономить хотя бы лишние 30-50 тысяч долларов
«Мы столкнулись с реальными трудностями с простым попаданием под потолок – причем речь о десятках тысячах даже, а не о сотнях и не миллионах», – подтвердил босс «Мерседеса» Тото Вольфф.
«Мы тоже ищем возможности сэкономить 10, 20, 30 тысяч фунтов, чтобы попасть под лимит», – обозначил проблему и шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер.
А ведь в следующие годы правила еще ужесточат: в 2022-м команды ждет предел в $140 млн, а в 2023-м – в $135 млн. Обычный бюджет для середняков вроде «Астон Мартин» или «Макларена» оказался настоящим неприятным сюрпризом для чемпионов – они привыкли тратить в районе $400 млн в год и не особенно следить за непредвиденными расходами на восстановление машины. Теперь же «Формула-1» погрузила их в абсолютно неизведанный мир подсчетов каждого цента и балансирования между планом длительного развития и форс-мажорами.
Затраты на аварии за сезон теоретически достигают 5 процентов потолка. Просто «Мерседесу» раньше везло
Представим потенциальную степень бедствия через изучение прайс-листа на ущерб от аварий за прошлый сезон
Гонщики «Ф-1» в 2020-м разбили болидов на €21 млн. Дороже взрыва болида Грожана за €4 млн не было
Здесь на первом месте Грожан – на восстановление его машины «Хаас» потратил в районе $5,1 млн. Правда, в 2020-й влезло всего 16 Гран-при – нынешний сезон же пока рассчитан на 23 гонки. Если пропорционально экстраполировать затраты на число заездов, то потенциальный ущерб составляет уже 7,3 млн – а это 5 процентов нынешнего потолка.
Конечно, большую часть ущерба Ромен сгенерировал уже под занавес чемпионата красочным взрывом на Гран-при Бахрейна – и настолько мощные аварии правда случаются не так уж часто. Однако в «Формуле-1» очень крупные и масштабные инциденты стабильно происходят минимум по 3-4 раза за сезон – и команды обязаны их учитывать, потому справедливо включать подобные суммы в потенциальные расходы хотя бы из соображений риск-менеджмента.
К тому же, сами по себе аварии и ущерб от них – вопрос чистой удачи: пилоты «Мерседеса», к примеру, в предыдущие годы редко разбивали деталей на миллионы долларов. Однако уже сейчас бережливая серия прервалась – и вряд ли начнется в будущем: несложно постоянно привозить машины к финишу целыми без реальной конкуренции. В 2021-м расклад сил поменялся: «Ред Булл» активно бодается с Хэмилтоном и Боттасом на трассе, вынуждая того же Льюиса выезжать за пределы трассы и ломать антикрылья. Давление на чемпионов по ходу сезона только вырастет вместе с напряженностью противостояния – а значит, повысится и вероятность новых столкновений, ошибок или инцидентов. Кто даст гарантии, что таблицу главных разрушителей в декабре не возглавит кто-то из «Мерседеса»?
Просто чемпионам теперь придется сманить пару бухгалтеров из маленьких команд – вроде бывшей «Форс-Индии». Такие организации с бюджетами размером 100-120 млн последние два десятилетия как раз жили между катастрофическими тратами на восстановление и необходимостью как-то конкурировать с остальными. Более того, иногда даже возникали веселые дилеммы: потратить деньги на развитие, тренировочные заезды, бумагу для принтера в офисе или на новое шасси.
«У нас практически не было денег, а большая часть машины перешла с прошлого и позапрошлого сезонов [2017-го и 2016-го годов], – рассказывал техдир нынешнего «Астон Мартин» Энди Грин о эпичном предбанкротном 2018-м. – Еще бы чуть-чуть – и мы бы не смогли гоняться, просто утонули бы. На базе даже не могли достать бумагу для принтеров. Поэтому мы и не могли как-то значительно развивать болид.
Если мы могли обойтись без бумаги в принтере или без постриженной лужайки на базе (она, кстати, все последние годы выглядела как лесная опушка) – то мы несомненно так и должны были поступать.
Все прекрасно осознавали боль от отсутствия денег, и потому каждый знал: никто не выбросит даже пенни впустую. Практически каждый день мы садились на базе и пересматривали траты в зависимости от появлявшихся денежных ограничений. Это была ежедневная забота. Реально тяжелая работа. Определенно не то, на что я надеялся в должности технического директора. Нужда в финансах была просто громадной и отнимала часы у каждого рабочего дня.
Приходилось ли мне говорить пилотам: «Ребята, мы не можем себе позволить разбить эти машины. Давайте медленнее на 0,9 секунды»? Каждый раз! Каждый раз, когда они садились в болид и выезжали не на квалификацию. В каждой сессии с первого же дня зимних тестов – да чего там, еще даже до того, как они выезжали на тесты – мы предупреждали: это единственная машина, которая есть. Разобьете – не сможете гоняться».
Хотели увидеть, как «Мерседес» справится, если опустить его на уровень «Форс-Индии»? Похоже, вот он, ваш шанс – наслаждайтесь! Дополнительные 1,5 млн на спринт-гонки точно не решат проблемы: как видите, достаточно всего одной аварии, чтобы менеджеры чемпионов вновь схватились за головы и калькуляторы.
Болиды «Ф-1» теперь обречены на удешевление. Процесс уже начался: даже «Мерседес» использует прошлогодние шасси, а «Макларен» – новые материалы
Аварии сжирают огромные суммы и проценты потолка лишь по одной причине: машины стали слишком дорогими. Разработка и производство одного только переднего антикрыла (главный расходный материал из аэрообвеса) оценивается примерно в 160 тысяч, а ведь команде необходимы 4-5 версий с разными «оперениями» только из-за непохожих требований каждого трека из календаря. Комплект тормозов стоит 24 тысячи – и живет максимум один Гран-при (да и то далеко не всегда).
Суммарно цена всех деталей болида добирается до $14 млн (по грубым оценкам сверху – команды поменьше явно, например, выбирают менее премиальные карбоновые материалы или пользуются старым оборудованием).
Сколько стоит болид «Формулы-1»
И с внедрением потолка затрат гиганты встают перед выбором: сохранить лучший инженерный штат с перспективой на продолжение побед и удешевлять болид – или еще сильнее резать персонал. Судя по первой реакции «Мерседеса», инженерная гонка все-таки развернется в сторону удешевления конструкции: по инсайду Autosport, чемпионы уже занялись повальной оптимизацией расходов на детали. К примеру, большая часть новой подвески сделана из стальных компонентов вместо более дорогих карбоновых, а также целый ряд прошлогодних шасси от W11 переделали для использования в 2021-м – именно такой (под номером 05) Боттас и разбил в Имоле.
И здесь «Мерседес» даже отстает от конкурентов: «Макларен» еще в прошлом году вплотную взялся за изучение новых менее дорогостоящих материалов – вроде льна. Из него уже производят сиденья, аэродинамические элементы и даже целые шасси.
Но сокращение расходов на детали выстрелит только в следующих сезонах. А в 2021-м, похоже, любая жесткая авария способна реально повлиять на судьбу титула: при частых столкновениях «Мерседес» или «Ред Булл» теоретически просто упрутся в потолок на середине сезона и отступят в техническом развитии.
Выходит, новые правила «Формулы-1» реально работают как надо и повышают неопределенность вместе с интересом. Ура!
«Ред Булл» и «Мерседес» схватились за титул «Ф-1». Кто станет чемпионом – Хэмилтон или Ферстаппен?
Фото: globallookpress.com/nordphoto GmbH / Hasan Bratic, Panoramic/Keystone Press Agency
А какие части его? Бедро? Шейка? Как из него шашлык, норм? Кто знает?