Феттель получит зеленый «Мерседес» с чемпионскими апгрейдами. Лучшего лекарства для Себа и его пилотажа в «Ф-1» просто нет
«Астон Мартин» врывается в Гран-при с козырей.
Стильное возвращение «Астон Мартин» в «Формулу-1» после шестидесятилетнего перерыва – одна из самых красивых и вдохновляющих историй гоночного межсезонья. Да и по степени резонанса с ней посоперничают только фэйловая спам-ливрея «Мерседеса», внезапно обернувшийся в триколор американец «Хаас» и сделка Квята с восхитительно лазурной «Альпин» (хоть и на должность резервиста).
Все-таки легендарная английская марка вновь принесет в Гран-при обожаемый фанатами глубокий зеленый (и «Ягуар», и «Джордан» в таких цветах стали культовыми), а наличие Себастьяна Феттеля в составе только подстегнуло интерес публики: к примеру, кепки с новым логотипом №5 раскупили в официальном магазине за первые же полчаса.
Но для поддержания мощного стартового маркетингового эффекта «Астон Мартин» потребуются и впечатлить всех на трассе – весьма непростая задача в мире безраздельного доминирования «Мерседеса» и невероятно изобретательного «Ред Булл». Но марка Джеймса Бонда, похоже, не собирается сдаваться сразу: пожалуй, из всех болидов-середняков именно AMR21 выглядит самым улучшенным – даже несмотря на радикальную перестройку «Макларена». И Феттелю машина должна прийтись по вкусу.
Основа AMR21: чемпионские болиды «Ф-1» 2019-го и 2020-го
Хоть «Астон Мартин» и назвался заводской командой, не стоит забывать о корнях: фактически новый бренд сменил на стартовой решетке маленькую «Рейсинг Пойнт». Она прославилась в прошлом сезоне созданием авто, до боли похожего на чемпионский болид Хэмилтона из 2019-го.
В итоге «розовых» поймали за использованием чужих деталей и прикрыли лазейку по настолько явному копированию – но с учетом результатов за сезон (3 подиума и победа, 4-е место в Кубке конструкторов) можно резюмировать: риск того стоил.
Прежде всего – из-за мощной базы для нового сезона: «Астон Мартин» не просто получил примерно третью по скорости машину, но еще и шанс поставить на нее инновационные чемпионские детали, пока остальным разрешили лишь минимальные изменения.
Все из-за коронакризиса и новых экстренных регламентов: после переноса старта чемпионата-2020 «Формула-1» договорилась о проведении следующего сезона практически на старых машинах – с заморозкой шасси и небольшими изменениями лишь в области днища, диффузора и воздуховодов задних тормозов (для сокращения прижимной силы). Ограничения не коснулись только корпуса и аэродинамических деталей – а еще каждая команда получила два «жетона» на критические обновления (их хватит на две маленькие новинки или одну большую).
Но «Астон Мартин» (вместе с «Альфа Таури» и «Хаасом») повезло с исключением благодаря лазейке в правилах: они закупали подвески и коробки передач у поставщиков («Мерседеса», «Ред Булл» и «Феррари» соответственно) и благодаря заранее заключенным контрактам сохранили право обновить те детали без трат «жетонов». «Альфа Таури» решила не пользоваться шансом из-за несовпадения философий болидов с сестринской командой, а вот «Астон Мартин» реализовал все права по полной.
Что же AMR21 получил от последнего чемпионского «Мерседеса»? Помимо мотора и коробки передач – инновационную заднюю подвеску с хитрой геометрией пилонов и крайне устойчивой кинематикой. Именно она помогла в прошлом году идеально сбалансировать заднюю часть машины под желания Хэмилтона и сделать W11 еще быстрее и агрессивнее в квалификациях. По расчетам технического эксперта Марка Хьюза на страницах The Race, ее внедрение ускорило Льюиса аж на 0,4 секунды с быстрого круга.
Официальный сайт «Формулы-1» назвал ее главной инновацией 2020-го – даже выше нашумевшего DAS
Более того, именно развитие задней подвески по просьбам семикратного чемпиона помогло немецкой команде с подготовкой к урезанию прижимной силы в новом сезоне через переработку днища и диффузора. Судя по всему, в «Мерседесе» благодаря экстремальной оптимизации компоновки мотора и корпуса соответствующего отсека нашли способ все компенсировать.
И теперь ту же самую мегаполезную деталь получил «Астон Мартин» – и Себастьян Феттель. Ограничения на обновления не позволили скопировать идею всем подряд – похожее решение представил только «Ред Булл».
Так что теперь ключевое решение для современной «Ф-1» есть только у Хэмилтона, Феттеля и Ферстаппена (и их напарников, конечно же). Эпичная вывеска битвы на трассе, не так ли?
«Астон Мартин» еще и представил собственные новинки – тоже очень мощные. Одна – даже экстремальные «Мерседеса»
Уже после объвления о сути изменения регламента ради снижения прижимной силы и повышения безопасности в поворотах команды (естественно) занялись поиском способов все сохранить. Без радикального пересмотра концепта болида перед инженерами открылись три пути: мелкими изменениями в обвесе пересмотреть направления потоков и увеличить загрузку где нужно (похоже на выбор «Альфа Таури» и «Макларена»), опустить антикрылья с подвесками для ускорения воздушного потока под днищем и увеличения эффекта «присасывания» (вариант «Альфа Ромео») и максимально срезать корпус между коробкой передач и задними колесами – чтобы сохранить эффективную площадь днища и общий баланс болида. По нему как раз и пошли в «Мерседесе» и «Ред Булл».
Третью дорогу выбрали и в «Астон Мартин» – причем решение английского технического штаба оказалось даже экстремальнее, чем у «Мерседеса»!
Только крепление системы охлаждения силовой установки оказалось в точности таким же – в виде небольшой обтекаемой горбинки. В прошлых сезонах «Мерседес» использовал «вмятины» – и, видимо, они слишком сильно нарушали ровное обтекание воздушного потока.
Только крепление системы охлаждения силовой установки оказалось в точности таким же – в виде небольшой обтекаемой горбинки. В прошлых сезонах «Мерседес» использовал «вмятины» – и, видимо, они слишком сильно нарушали ровное обтекание воздушного потока.
«Очевидно, мы не знали, что «Мерседес» делал или делает, – прокомментировал технический директор команды Энди Грин. – Концепт нашей машины – на все 100 «Астон Мартин».
И правда: теперь машины различаются чуть больше, чем в прошлом году.
В остальном же корпус AMR21 явно поставит больше воздуха над диффузором – теперь опасения босса «Мерседеса» насчет возможного лидерства конкурентов в зеленом обретают основания.
Также «Астон Мартин» явил и большие круглые входные отверстия на боковых понтонах – их увеличили и подняли вверх по сравнению с машиной 2020-го.
Такие «Рейсинг Пойнт» уже использовал в 2019-м – в соответствии с общим трендом «Формулы-1» на переход к инновационному решению от «Феррари», позволившему лучше распределить пространство сбоку болида для охлаждения и создания «подрезки» для перенаправления воздуха на диффузор. Однако в прошлом году «розовые» радикально сменили концепцию из-за копирования «Мерседеса» – который в 2019-м все еще гонял на старой консервативной философии без поднятия входных отверстий. Видимо, инженеры «Рейсинг Пойнт» побоялись тогда что-то менять из-за риска не разобраться в принципе работы аэродинамического пакета и сознательно пошли на шаг назад.
В итоге 2020-й немного наказал их за нехватку смелости: RP20 явно не хватало мощности охлаждения – особенно на треках с жаркой погодой. Достаточно вспомнить два отказа мотора на трех последних Гран-при у Серхио Переса (да и в победной гонке ресурса двигателя оставалось только на один-два круга) из-за систематического перегрева. Пришлось все переделывать – и как раз на обновление понтонов и ушли «жетоны» команды. Видимо, именно данную зону имел в виду Грин, когда на презентации рассказал о таинственных «исправлениях некоторых ошибок прошлого шасси».
«В прошлом году охлаждение силовой установки было организовано недостаточно эффективно, – шеф команды Отмар Сафнауэр оказался более откровенным. – И когда потребовалось выбирать, мы предпочли внести изменения в конструкцию монокока. С целью повысить эффективность системы охлаждения».
Обновления помогут Феттелю: теперь философия машины совпадет со стилем пилотажа Себа
Четырехкратный чемпион «Ф-1» закончил цикл в «Феррари» настоящей катастрофой: разгромом от Шарля Леклера, разворотами и огромными трудностями с поиском нужного баланса. Именно несовпадением вкусов титулованного немца и свойств шасси Скудерии чаще всего объясняли катастрофические результаты Себа со второй половины 2018-го.
В «Астон Мартин», похоже, уже учли особенности Феттеля – и готовы подгонять технику в нужном направлении.
«Да, у Себа действительно есть свой уникальный стиль пилотажа, но я бы не сказал, что он сильно отличается от стилей пилотажа многих других гонщиков, – рассказал Грин. – Например, я бы сказал, что стиль пилотажа Феттеля не такой экстремальный, как у гонщика, которого он заменил в составе нашей команды – у которого и правда был действительно экстремальный стиль и заставить его работать на всех трассах было крайне сложно.
У нас есть необходимые инструменты и возможности, чтобы настроить машину так, чтобы она подходила Феттелю. И мы уже начали над этим работать – в частности, мы работали над этой проблемой на симуляторе весь последний месяц и Себ, кажется, вполне доволен».
Обычно подобные интервью в «Формуле-1» воспринимаются дежурно и без энтузиазма – здесь редко критикуют гонщиков или признаются в трудностях. Но «Астон Мартин» и правда усилился инновационными деталями, заточенными под прижимную силу в задней части и улучшение общего баланса. К тому же, здесь Феттелю (в отличии от «Феррари») не придется до бесконечности экспериментировать в поисках компромисса между минимальным лобовым сопротивлением с нормальной скоростью на прямых и нужным количеством прижимной силы в поворотах.
Пожалуй, вряд ли любая другая команда «Формулы-1» (кроме разве что «Мерседеса») могла бы больше помочь Себу в решении проблем с пилотажной техникой и болидом. Если №5 не блеснет и зеленом – тогда резюме о регрессе второго по титулам действующего гонщика можно будет считать печальной истиной.
«Астон Мартин» лучше всех готов к новой эре потолка бюджетов: это самая эффективная команда «Ф-1»
2021-й знаменует новую эру в Гран-при: теперь в лучшей и самой богатой гоночной серии мира нельзя тратить на команду и болид больше 145 миллионов долларов в год (есть оговорки про рост лимита с увеличением календаря – но лишь на $1 млн за этап). Больше всех пострадают, естественно, гиганты вроде «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл» – и они уже ищут пути срезки затрат и оптимизации штата хотя бы с частичным переводом персонала за пределы «Ф-1». Чемпионы уже планируют более агрессивное развитие инженерного подразделения (с наращиванием выручки до 100 миллионов в год), вторые объявили о возвращении на «Ле-Ман» и сдали часть базы с инженерами в аренду «Хаасу», а третьи выкупили у «Хонды» их мощности и интеллектуальную собственность и запускают моторное подразделение. Частично все эти меры помогут, но в любом случае падение с трат в 300-400 миллионов практически вдвое (с учетом исключений) точно скажется на внутренней организации процессов.
«Астон Мартин» – другая история. Английская команда в пику главным конкурентам находится в другом потоке – активного расширения и наращивания компетенций. Новый владелец строит базу за 25 миллиона и увеличил штат на четверть – и все равно до потолка еще далеко.
Это тоже наследие «Рейсинг Пойнт» и еще «Форс-Индии»: розовая команда заезжала на подиумы в 2017-м и 2018-м буквально без денег – уже практически находясь в процессе банкротства. Причем бюджетные ограничения были настолько жесткими, что пилотам не всегда позволяли ездить в полную силу в практиках, для гонок использовали детали двухлетней давности, а боссам приходилось практически каждый месяц выбирать пути распределения скудные остатки банковских счетов между возможными активностями и обновлениями.
И ребята из Сильверстоуна доказали: они – лучшие в работе с ограниченными ресурсами. У «Макларена» всегда было больше денег (да и у «Альфа Таури» тоже – причем без перебоев с финансированием), а временами бедствующим «Хаасу» и «Альфа Ромео» так и не удалось добиться такой же стабильности и эффективности.
Именно «Астон Мартин» сейчас – самая готовая к новой эре команда: даже с учетом ребрендинга и нового заводского статуса ядро организации – все те же сверхэффективные люди из розового прошлого, окрыленные концом вечного бедствования. Не стоит недооценивать фактор «сыгранности»: в условиях новой эры, сокращений персонала и возможного снижения компетенций именно внутренняя стабильность позволяет исключить вероятность внезапных невынужденных критических ошибок. Любая внутренняя перестройка повышает риск запороть деталь, гонку или даже машину на сезон – а «зеленые» как раз без напряга прошли опасный период прямо перед сменой цветов и шильды. Структурно их, пожалуй, можно даже назвать скрытым фаворитом новой «Формулы-1» – и Феттелю точно понравится спокойствие и семейная дружность команды после наплевательски-раздолбайской «Феррари».
«Рейсинг Пойнт» прославился как «убийца гигантов» в прошлом. Теперь у «Астон Мартин» равные возможности с теми самыми гигантами – и возможный прогресс марки выглядит главной интригой сезона