Второй пилот «Ред Булл» одинаково ошибается на обгонах уже целый год. От аварий спасает только удача
Серьезнейший недостаток в пилотаже.
Эпоха Алекса Албона в «Ред Булл» практически перевалила за год – по-настоящему мощное достижение по современным меркам для команды, способной выбросить пилота через десяток неудачных Гран-при. Но первое восхищение более смелым и боевитым по сравнению с Пьером Гасли тайцем постепенно сталкивается с реальностью: №23 тоже оказался не в состоянии соответствовать темпу Ферстаппена и проигрывает Максу по 0,5-1 секунде с круга в зависимости от трека и фазы гонки.
«Албон смотрится живо и боевито. Порой даже слишком, – оценил бывший пилот «Ф-1» и эксперт Джолион Палмер. – Но его темп недостаточно высок и это начинает вызывать беспокойство.
Албон в своем нынешнем состоянии не способен предложить что-либо в борьбе за победы. Так что ему нужно прибавлять».
«Албон просто слишком медленный в целом гонщик, – согласился Ральф Шумахер. – В сравнении с Ферстаппеном мы всегда говорим об отставании в 0,5 секунды, а в гоночных условиях оно может быть и больше.
Проблема в том, что когда речь зайдет о борьбе за титул, то разве ваш второй пилот не должен будет как минимум не уступать второму пилоту «Мерседеса», чтобы вы могли выиграть Кубок конструкторов? Ведь в противном случае у вас ничего не получится».
«Такого уничтожения напарников не было со времен Сенны и Шумахера», – описал внутреннюю расстановку сил в «Ред Булл» Дженсон Баттон.
«Раньше я никогда не оказывался под таким огнем критики, – отреагировал Алекс. – Для меня это что-то новое. Но во время изоляции у людей, возможно, не так много тем для разговоров, так что это нормально. Я просто делаю свою работу и определенно постараюсь прибавить в квалификациях».
Команда пока что поддерживает Албона – о замене или открытом недовольстве речи не идет. Но слабые места тайского гонщика озвучиваются в прессе даже руководством «Ред Булл».
«Ему нужно лучше квалифицироваться, – заметил шеф команды Кристиан Хорнер. – Что касается гоночных умений и гоночного темпа, то он проделывает отличную работу. Мне сложно понять критику в его сторону.
Нас радует тот факт, что Албон, как мы видели, способен бороться с Хэмилтоном. К тому же не стоит забывать и о дополнительном давлении – ведь его напарником является Макс Ферстаппен. Я считаю, что Албон справляется невероятно здорово.
Албон очень умный парень, он много думает об улучшении качеств, которые у него пока сыроваты».
Да, на первый взгляд Алекс однозначно лучше Гасли в обгонах: смелее и чаще атакует и объезжает более медленных конкурентов, реже застревает за соперниками и вообще производит более живое впечатление.
Однако именно в последней цитате Хорнера и заключается истинная главная проблема Алекса: хоть Албон и радует мощными обгонами – но на самом деле повторяет одни и те же ошибки при атаках раз за разом. Практически каждая из них просто должна была закончиться аварией (и еще лет 5-6 назад непременно бы заканчивалась) – но осторожность других пилотов спасает гонщика «Ред Булл» от реноме «крэшера», уничтожения прессой и понижения. Нет, правда: №23 постоянно провоцирует опасные ситуации – но ему везет. Сейчас все объясним.
Слабейшее место Албона – внезапные атаки по внутренним траекториям. Он вообще не умеет их реализовывать
Лучше всех манеру поведения тайского пилота при попытке атаковать кого-то в зонах торможения описал опять же Джолион Палмер – в собственном шоу на F1 TV в выпуске, посвященном Гран-при Венгрии.
«На первый взгляд Алекс провел в целом неплохую гонку – финишировал пятым после старта с 13-го места. Ему немного повезло: сперва он объехал Переса, когда тот вылетел с трека, затем Себастьян Феттель заблокировал колесо и пропустил Албона. По сути №23 получил несколько позиций в подарок.
А потом после нескольких кругов преследования Шарля Леклера Алекс прорвался мимо в первом повороте. Честно говоря, первый маневр выглядел половинчатым – словно Албон просил о столкновении. Авария была бы неизбежной, если бы Шарль повернул чуть раньше, защищая позицию.
Практически такая же ситуация возникла при атаке на Ромена Грожана – и на сей раз Алекс немного запорол маневр.
Остановим вот на этом моменте: Грожан начал торможение сразу после стометровой отметки.
Албон тут же решился на маневр – хотя вообще не показывал Ромену намерений до этого. С этим нет проблем, но по мере подъезда к повороту Алекс сохранил довольно много скорости – и опять проявил половинчатую отдачу.
Его передняя часть болида вновь оказалась слишком далеко по отношению к «Хаасу». И если поставить на паузу здесь, на входе в поворот…
Маневр Албона выглядит так, словно он так и не доведен до конца. Грожан все еще впереди и поворачивает [в соответствии с правилами]. В реальности ему к этому моменту нужно уже было как минимум поравняться с Роменом. В таких ситуациях необходимо отдаваться маневру полностью еще в самом начале зоны торможения и не отдавать ситуацию полностью в руки Грожана.
В этих маневрах Албон действительно слишком много веры вложил в поведение других пилотов. В данном случае Грожан повернул вовнутрь, а потом наружу после того, как увидел приближающийся болид Алекса – и уже оказалось слишком поздно, болид Ромена получил повреждения.
Мы видели хорошие атаки от Албона раньше, он умеет быть агрессивным. Но именно при обгонах с поздним торможением он словно оказывается не там, где надо. Недостаточно четко принимает решения, когда нужно. В этот раз ему повезло, но вообще-то отдавать судьбу обгонов исключительно на откуп решениям других пилотов – не очень мудро».
Отличное объяснение Джолиона характеризует важный психологический момент: Алекс временами недостаточно уверен в себе или просто не успевает реагировать на просчеты – когда маневр по идее должен был получаться, но в итоге не получился.
На самом деле у №23 подобных моментов просто очень много – к примеру, за похожий он получил штраф в Великобритании, выбив Магнуссена с трассы.
Да, Кевин предварительно сам ошибся, подскочив на поребрике, но Алекс вновь повторил ту же ошибку – не успел занять внутреннюю траекторию на входе в поворот.
И атаковать так второй пилот «Ред Булл» начал не в 2020-м – ровно такие же маневры он проворачивал еще в предыдущем сезоне, когда все восхищались его яркостью и смелостью.
Например, обгон Ландо Норриса в Японии, который завершился угадайте, чем? Правильно – столкновением!
Албон вновь проиграл вход в поворот и по идее не должен был продолжать атаку.
Но не успел нажать на тормоз и вынес Ландо. Честно говоря, и здесь пилоту «Ред Булл» повезло – соперник получил намного больше повреждений, чем машина Алекса, хотя именно №23 косплеил торпеду.
Да и в самом начале карьеры в «Формуле-1» на Гран-при Китая-2019 он делал ровно то же самое в борьбе с Антонио Джовинацци.
Но вновь тайцу повезло – итальянец в «Альфа Ромео» не завернул для защиты позциии и просто отдал ее вообще без боя.
Битва с Норрисом в России в 2019-м – абсолютно та же история.
Ландо пришлось убраться за пределы трека в экспресс-режиме, чтобы избежать неминуемой аварии!
Битва с Пересом на прошлогоднем Гран-при Венгрии.
И вновь Албону уступили дорогу – после контакта колес мексиканец отвернул и пропустил соперника!
А иногда Алекс все-таки идет до конца и пытается отвоевать вход в поворот у соперника в последний момент – как, например, во время схватки с Даниилом Квятом и Кими Райкконеном на Гран-при России.
Это не совпадения: Албон усиленно пользуется подобным маневром на разных шинах, в разных гоночных условиях и на разных фазах гонки. И очень часто видна именно такая картина – тайцу просто не хватает расчетливости или способности предугадать шансы на успех. Каждая успешная атака в данных условиях – невероятное везение: если хотя бы один соперник поехал как Ферстаппен и пошел бы до конца, половинчатое торпедирование закончилось бы аварией намного раньше инцидента с Магнуссеном.
Как должен правильно выглядеть такой маневр?
Давайте возьмем для примера атаку Квята на Гран-при Венгрии – когда россиянин наседал как раз на Албона.
Смещение внутрь сразу после момента нажатия на тормоз конкурентом (именно его показывают красные огни позади машины), и лишь потом начало собственного замедления.
Быстрый разрыв дистанции – чтобы соперник не успел захлопнуть калитку.
Выигрыш входа в поворот – как видите, рядом нет никого выпирающего антикрыла Алекса Албона.
Следующий поворот – то же самое, но Квят как минимум наравне с напарником и занимает внутреннюю траекторию. Следовательно, вираж – его, и тайцу нужно с этим смириться.
Следующий поворот – теперь уже Албон оказался на внутренней траектории и атакует, но вновь он не сумел даже поравняться с соперником.
Даниилу приходится съезжать с трека всеми колесами, чтобы не столкнуться с Алексом.
На новом вираже Квят вновь оказывается внутри и наравне с напарником – и окончательно выигрывает позицию, выдавливая Албона в ответ.
Правда, иногда у Алекса все-таки получается – нужно отдать ему должное. В Италии атака на Сайнса выглядела мегаэффектно и технично.
Но, судя по всему, здесь сыграло скорее не мастерство, а удача: просто в этот раз соперник затормозил чуть раньше, и пограничной ситуации не возникло.
Почему Албон регулярно допускает одну и ту же ошибку?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сперва изучить другие типы обгонов в исполнении Алекса – к примеру, по внешней траектории. Занятно, но с ними у тайца проблем почти не возникает: они обычно получаются влет с первого же раза (если только обороняющимся не оказывается Хэмилтон).
Правда, иногда, конечно, выходит та же ситуация – как в Бразилии при атаке на Феттеля:
Это занимающий внутреннюю траекторию впереди Алекса Себ спокойно едет по правилам, а №23 прорывается в двумя колесами за пределами трека.
Но в целом, конечно, при таких атаках второй пилот «Ред Булл» намного инициативнее.
В принципе, это был хороший и практически завершенный обгон – здесь ошибся уже недостаточно сильно сбросивший скорость в зоне торможения Хэмилтон.
Таких маневров у Алекса наберется минимум с полдюжины – причем даже неудачные выглядят намного менее опасно половинчатых попыток «торпедирования».
Почему же обгоны по внешней траектории у второго пилота «Ред Булл» выходят намного лучше попыток атаковать соперника внутри? Ведь все-таки именно последний вариант обгона на торможении считается более простым и «классическим» – и ему чуть ли не одним из первых пилоты учатся после перехода на открытые колеса.
Возможно, дело в психологии: когда Албон более уверен в машине и покрышках – атакует по внешней, реализует техническое преимущество и легко уходит от конкурентов. Но когда его одолевают сомнения в потенциальном успехе, он, возможно, использует теоретически более простой путь с нырком внутрь.
Далее включается нехватка мастерства: Алекс еще не научился точно выбирать момент начала атаки и контроля скорости. Вероятно, потому в процессе он занимает неуверенную полупозицию, из которой, как кажется на первый взгляд, намного проще выбраться в случае непредвиденной ситуации: нажать на тормоза или просто отрулить, если соперник начал заворачивать слишком резко.
Однако, как мы уже увидели, осторожный подход Албона еще ни разу не сработал: болид тайца все равно шел на контакт с машиной конкурента, или другой пилот великодушно отворачивал сам, отдавая позицию. Возможно, именно поэтому №23 пока и не сделал никаких выводов из ошибки и повторяет ее раз за разом: поскольку она для него работает – незачем что-то менять.
Тем не менее, даже такие атаки как раз и создают пилоту «Ред Булл» живой и боевой образ более смелого и результативного пилота по сравнению с Гасли образца 2019-го. Во многом именно из-за них (и положительного результата) общественное мнение и приняло сторону Албона, записав его в мастера обгонов. Но все-таки главный фактор успеха Алекса в данной части гонок – это везение и джентльменское поведение других пилотов. Будь они немного жестче или грубее – сейчас таец считался бы крэшером похуже Грожана. А так именно общий прогресс «Формулы-1» порождает настоящую аномалию, ошибочно убеждающую в мастерстве Албона.
Однако вечно так продолжаться не может. Однажды кто-то все-таки решит не пропускать резвый «Ред Булл» – и все закончится неприятной аварией. Возможно, даже не одной.
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Pool/Mark Thompson
А так - радует тайских владельцев.