Новый прорыв «Ф-1»: теперь часть болида произведут изо льна. Оказывается, он крепче, дешевле и легче углепластика
Техническая революция – от «Макларена».
С момента дебюта «Макларена» MP4/1 с полностью карбоновым монококом в 1981-м углепластик постепенно завоевал «Формулу-1» с головы до ног. Сейчас композитные материалы на основне карбонового волокна – все еще основной материал для подавляющего большинства деталей, узлов и комплектующих болидов: более 70 процентов гоночной машины состоит именно из углепластиков. Причем речь не только о корпусе и антикрыльях: из него «выпекают» и сиденья, и рули, и даже коробки передач, не говоря уже об оборудовании для пит-стопов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/39/1838c761e4208bf9f20dddc11d09c.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
39 лет подряд в «Формуле-1» в основном развивали направление материалов именно в сторону улучшения версий углепластиков. Но теперь, похоже, наступает новая эра: «Макларен» нашел вариант не хуже – и уже сделал из него первые версии сидений. Они успешно прошли все тесты еще на предсезонной обкатке болидов в Барселоне, и теперь английская команда готовится опробовать инновации в реальном Гран-при.
И этот материал, на самом деле, знаком каждому. Вот буквально каждому. Речь идет о льняных волокнах. Они оказались крепче, дешевле и лучше карбоновых – и снижают углеродный след на целых 75 процентов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/e1/6560a2aa5411f924d75b350b5e58f.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Полное превосходство над традиционным материалом
Секрет льна – в трубчатой структуре волокон специального сорта растения и особых технологиях плетения от швейцарской компании Bcomp. Если по-простому, компания создает особое армирующее плетение из льняных волокон и формирует ими трехмерную решетчатую структуру, на которую уже прикрепляет «обычные» нити растения.
Решение Bcomp уже несколько лет используется для отделки машин «Тесла» и «Вольво», а также для некоторых стоковых деталей в немецкой гоночной серии ДТМ. С помощью льняных тканей уже строят яхты и каяки, а также некоторые детали космических спутников Европейского космического агенства.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/53/26feb19384d71a189d90596e6417d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Оптимизация плетения позволила добиться тех же показателей по крепости при меньшей массе на 9 процентов. Деталь изо льна обойдется на 30 процентов дешевле (в данном случае речь о сиденье) по сравнению с традиционной карбоновой – при стоимости обычного ложа для пилота в 2 тысячи долларов экономия составляет примерно $600 с экземпляра.
К тому же, льняная структура оказалась лучше и по физическим характеристикам: ее низкая плотность при высокой жесткости позволяет улучшить поглощение вибраций и сопротивление кручению, сжатию и обрывам.
Причем речь идет не просто о незначительных улучшениях – разработка Bcomp, по заявлению «Макларена», гасит вибрации в пять раз лучше любого углепластика! Для пилотов новое сиденье с подобными свойствами может оказаться настоящей панацеей на трассе с высокими поребриками вроде Австрии – у гонщиков здорово улучшится обзор и способности точнее направлять болид в повороты.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/97/bbedfe61e494f907eb76deebbe4c5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/2/07/874f46be74024960d7a82431233c4.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/59/d2df55f784f6b95f7e757d26be3e9.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
При всех положительных качествах продукция Bcomp остается полностью эко-нейтральной и биоразлагаемой. Сырье для тканей можно выращивать по программам севооборота (ротация разных растений на одном поле из года в год для предотвращения опустынивания) и без прямой конкуренции с пищевыми культурами. По-настоящему сильная инновация со всех сторон.
«Макларен» открыл инновацию из-за новых лимитов по массе и введению потолка расходов
На поиск новых материалов английскую команду сподвигли изменения в регламенте – технический штаб искал способ улучшить баланс и распределение веса в болиде.
Все дело в недавно введенном лимите на минимальную массу пилота в 80 кг – теперь если гонщик весит меньше, в машину необходимо добавлять балласт для компенсации. Но вместо распределения массы по всему болиду правила требуют добавлять груз именно в центр – туда, где находится сиденье пилота. С новым более легким материалом «Макларен» смог сократить немного веса для улучшения баланса авто в других зонах – и тем самым улучшить отзывчивость и управляемость.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/8b/2dded50bc40698152418201162201.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Сыграло свою роль и грядущее внедрение потолка бюджетов: работа с Bcomp – только первый шаг в направлении по сокращению расходов на разработку болида через поиск новых инженерных решений и материалов. Просто с поиска альтернативы углепластику начали именно потому, что в стоимости производства болида цена сырья и его обработки достигает чуть ли не половины.
Какова цена болида «Формулы-1»? Его можно где-то купить? Сколько стоит производство?
Сиденье – только начало. Лен планируют использовать и в производстве других деталей
Фактически в данный момент ложе для пилота является лишь испытательным полигоном нового материала. Если все пойдет хорошо – «Макларен» перейдет к разработке и других деталей болида с помощью льняного волокна для экономии бюджета и массы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/b/64/a5b3c187f43d6b204b5b1567a3032.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Причем дело не только в одних лишь деньгах: при использовании растения в корпусе гонки могут даже стать безопаснее! Дело в физических свойствах: пластина изо льна в отличии от углепластика не склонна к растрескиванию или разрушению в хрупком месте. Технология плетения Bcomp ограничивает зону повреждения, а в случае прорыва льняного волокна «обломки» детали окажутся намного мягче по сравнению с карбоном. Более того, отделить их от пластины будет намного сложнее – скорее всего, они не разлетятся по треку, создавая опасность проколов и новых аварий, а просто повиснут, потеряв форму.
Также карбоновое волокно используется из-за небольшого расширения при действии высоких температур – и у материала изо льна есть такое же свойство. Именно поэтому «Макларен» рассматривает не только переход на растительные детали, но даже на производство специальных форм для элементов болида из новых материалов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/3/cf/cc0a4adf84e7f92dbda5a2886fe4d.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Похоже, уже сейчас мы подобрались к заре новой эры «Формулы-1». Самый инновационный вид спорта продолжает удивлять.
Источник: mclaren.com
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Rudy Carezzevoli
Хотя PLA пластики уже делаются из кукурузы, процесс идет.