Русский чемпион «Дакара» продает машину ради участия в новом ралли. Нужны 25 млн рублей – а спонсоров нет
Может пропустить гонку года.
Тема коронакризиса, локдаунов и последствий для экономики постепенно уходит на второй план и кажется обычным информационным шумом – однако результаты пандемии до сих пор долетают до чувствительных спортивных сфер. Под ударом оказался и российский автоспорт: чемпион «Дакара»-2017 в классе квадроциклов и вице-чемпион «Дакара»-2020 в мотовездехоходах Сергей Карякин не может найти деньги на вступительный взнос своей команды Snag Racing для поездки на рейд-2021.
Ситуация близка к критической: до дедлайна – около месяца, спонсоров нет, а сумма нужна внушительная.
«Самое основное мы сделали – построили новую машину, – рассказал Карякин в интервью РИА Новости. – В денежном эквиваленте это составляет 9 миллионов рублей. И она построена по самым топовым характеристикам. Без нового багги мы не могли по щелчку пальцев поехать на гонку. Все остальное – вопрос денег. Оплатить участие в «Дакаре» можно за один день. При условии, что у тебя есть деньги. А у меня их нет, и платить нечем. И это главный вопрос на сегодня.
«Дакар» – это недешево. Внушительный стартовый взнос, логистика. Наша команда из Екатеринбурга своим ходом должна добраться до Марселя, погрузить технику на паром в Саудовскую Аравию. А после гонки повторить все это в обратном порядке. Плюс еще долететь на гонку на самолете и вернуться домой. Собственных денег на это катастрофически не хватает, а финансов извне просто нет.
Стоит все в районе 25 миллионов рублей (340 тысяч долларов – Sports.ru). Это меньше, чем было в этом году. И у нас уже есть машина, запчасти на семь миллионов, а также полностью готовая техника к старту ралли, которая может выдвигаться хоть завтра.
Дедлайн – середина сентября. И это пойдет по очень дорогому тарифу – потеряем около миллиона рублей. Также не стоит забывать, что чем ближе старт «Дакара» – тем дороже авиабилеты, а у нас в команде не один и не два человека. Соответственно, дополнительная финансовая нагрузка».
Чистая сумма взноса на рейд-2021 – 10 миллионов рублей. И сейчас Карякин пытается добыть хотя бы часть денег на выплату путем продажи личного Golf R – самого быстрого из линейки в истории.
«При том, что это достаточно спортивный автомобиль, он имеет очень адекватные настройки подвески, – поделился инсайдом об авто чемпион «Дакара». – Что низкоскоростное сжатие хорошее – машина не кренится в поворотах, высокоскоростное сжатие отличное – на мелких кочках машину не трясет. Единственное, что не любит — это острые кочки, потому что профиль колес маленький. Машина надежная, ни разу меня не подводила. Продаю, чтобы иметь возможности для дальнейшего развития команды».
Полный привод, 300 л.с., разгон до сотни за 5,1 секунды, «максималка» – 250 км/ч, пробег – 116 тысяч километров. И все это – за 1,65 миллиона рублей.
«История 2018 года, когда я продавал «Мерседес» Sprinter, повторяется, – рассказал Сергей. – Продаю Golf ради участия в «Дакаре». Нужны деньги на стартовые взносы, 10 миллионов. Сейчас заканчивается время подачи заявок, и нужно хоть какие-то деньги найти, чтобы просто выиграть время. Если не проплатить часть взноса, меня потом не включат в стартовый лист».
Финансовые проблемы начались еще весной – уже в начале марта Snag Racing объявил о сокращении программы на 2020-й. Проблемы со спонсорами прогнозировались уже тогда.
«Мы урезаем количество гонок в сезоне. Ситуация с курсом рубля точно отразится на команде, – писал Карякин в соцсетях. – Причем даже не столько стоимости участия (к слову, поднимется примерно на 20%), сколько скажется на работе со спонсорами. Экономическая ситуация ухудшится. И, безусловно, это повлияет на возможность поддерживать нашу команду. Абсолютно точно календарь соревнования придется урезать. Мечта об участии в Кубке мира ФИА остается несбыточной. Ситуация и так была достаточно трудная, а с нынешним курсом доллара и евро становится неподъемной.
Наши спонсорские запросы эта ситуация с курсом, может, и увеличит, но не факт, что нам выделят такие деньги. На данный момент ситуация со спонсорами на «Дакар»-2021 никакая. Их нет и пока нет инициативы и возможности переговорить с партнерами».
Карякин искал помощи у министра спорта
Дошло даже до обращения к министру спорта Олегу Матыцину на встрече в Екатеринбурге.
«После «Дакара» я пришел к спонсорам, которые помогают нашей команде, так как это остается основным нашим финансированием. На что они мне сказали: «Сергей, мы не можем сейчас помочь», — объявил министру Карякин. — И аргументировали тем, что для помощи команде нужно заплатить все налоги: на прибыль, НДС во многих случаях. Мой вопрос такой: планируются ли какие-то меры по изменению законодательства, чтобы деньги, которые выделяются на финансирование спорта, можно было включить в какую-то программу налоговой компенсации для бизнеса?»
Матыцин пообещал разработать нужный законопроект – однако в июне ситуация со спонсорами у Snag Racing осталась без изменений.
«Пандемия оставила сильный отпечаток — мы потеряли всю поддержку спонсоров. У нас их нет на данный момент, – написал Карякин в инстаграме 29 июня. – Отсутствие финансирования сказалось на скорости разработки и постройки машины, внедрении новых технологий. Весь процесс упирается в деньги.
Моей главной задачей в последнее время было вывести работу команды на самоокупаемость, существование без спонсорских средств. И, не буду скромничать, у меня это получилось.
Мы адаптировались к текущим условиям – сделали упор на коммерческие заказы. Сейчас #snagracingparts готовит не только гоночные мотовездеходы и квадроциклы, но и обслуживает технику для любительских выездов.
Да, я не могу похвастаться бюджетом, которого хватило бы на один, два или более «Дакаров», но могу сказать, что я не только сохранил полный состав команды, но и оклад каждого сотрудника».
Судя по всему, первые попытки поправить финансовую ситуацию предпринимали еще в январе, когда Карякин продавал техничку с победного «Дакара» всего за 2,2 миллиона рублей.
Пролет Snag Racing мимо «Дакара» станет трагедией для российского автоспорта. Не так много в стране организаций, способных на свои деньги построить годные машины, готовые для битв на равных с заводскими командами, оперирующими бюджетами свыше 10 миллионов евро. Причем полностью самостоятедльно – от проектирования до варки рам и сборки всех мельчайших деталей.
На каждом рейде именно команда Карякина единственной из маленьких частных коллективов дает отпор монстрам вроде «Кан-Ам», «Полярис»и недавно запущенной программе «Ред Булл». Snag – настоящий «Лестер» в мире автоспорта.
Ситуация выглядит практически тупиковой, но чемпион «Дакара»-2017 не сдается:
«Я должен держать себя в руках, искать варианты и делать все необходимое для поиска денег, спонсоров. Если я опущу руки сейчас, то точно ничего не выйдет».
У русского новичка «Дакара» на финише этапа закончился бензин. Местные рвались тащить багги на руках
Фото: instagram.com/snagracing/
Фото: globallookpress.com/DPPI via www.imago-images.de/www.imago-images.de, Panoramic/Keystone Press Agency, Panoramic/ZUMAPRESS.com; vk.com/snagracing
Может АвтоВАЗ хотел бы в новейшей истории побывать на Дакар хотя бы в виде спонсора?)
Ростех мог бы посодействовать
А ситуация в принципе ужасная, когда на месячную з.п. условного Кокорина, можно было бы отправить на главный ралли-рейд мира чемпионскую команду. Но до этого нет никому дела.
Естественно прямое выделение государственных средств на профессиональный спорт – это бред, но это прекрасно когда появлятся такие самобытные спортсмены с командой инженеров безотносительно от того на какие призовые они претендуют