Революцию рулей в «Ф-1» запустила первая «Феррари» Шумахера. Из примитивных «баранок» – в суперкомпьютеры
Инновация 96-го – теперь общий стандарт.
Руль современного болида «Формулы-1» – главная аватара невероятной сложности и технологической продвинутости всего болида. Именно на дисплей и на кнопки под пальцами пилота выводятся данные с сотен датчиков, расположенных по всей машине, а также десятки опций, режимов и настроек для большинства узлов авто – от силовой установки до баланса тормозов, дифференциала и даже угла атаки переднего антикрыла.
Сейчас такие рули с дисплеем и максимальным количеством переключателей и ротаторов – повсеместный стандарт. Лишь техника «Уильямса» немного отличается – там верят в повышение комфорта пилота благодаря снижению массы устройства (а также в более дешевую конструкцию).
И главным новатором по части доведения рулей до уровня суперкомпьютеров стала «Феррари». В начале 90-х вместе с Найджелом Мэнселлом Джон Барнард спроектировал автоматическую роботизированную коробку передач, перенеся функцию переключения шестеренок на подрульные лепестки, а затем в 1996-м тот же конструктор вместе с Михаэлем Шумахером представил миру первый микс «баранки» и приборной панели.
Спидометры, тахометр, базовые настройки двигателя и дифференциала, а также баланс тормозов – переместились прямо под пальцы будущего Красного барона.
Только сравните с рулем завоевавшего в том сезоне титул и Кубок конструкторов «Уильямса»!
Руль «Макларена» был немного продуманнее – но все еще даже не близок к прорыву «Феррари».
Вчерашний чемпион «Бенеттон» предоставлял пилотам даже меньше возможностей и удобства.
В 97-м Скудерия продвинулась по части техники еще дальше.
«Уильямс» же продолжал катастрофически отставать.
Как и «Макларен».
Да, недавние технические доминаторы с лучшими моторами, большим количеством электронных помощников и роботизированной активной подвеской в недавнем прошлом снабжали пилотов обычными «баранками» вместо полноценных функциональных установок.
Полноценный руль-компьютер появился у «Макларена» только в 99-м – и то дисплей с показателями все еще находился на старом месте, заменявшем в болиде приборную доску.
Почему же «Феррари» так и не зарубилась за титул в 1996-м с настолько прорывными технологиями?
Просто весь остальной болид (за исключением новенького мотора V10) оказался, мягко говоря, так себе: аэродинамический обвес оказался на редкость отсталым и непродуманным (генерировал мало прижимной силы и очень много лобового сопротивления), а охлаждение двигателя не продумали – шлем мешал забору воздушного потока и не позволял производить максимум мощности. Проблемы с техникой на редкость медленно решались (базовые обновления пришлось ждать четверть сезона, а на первых гонках Шумахер с напарником катались вообще с деталями из 95-го), а надежность машины невыразимо печалила. Новая коробка передач, к примеру, отказывала практически каждую гонку, а мотор барахлил – даже легендарный дождевой Гран-при Испании Михаэль заканчивал фактически без двух цилиндров.
В итоге Скудерия уволила Барнарда даже несмотря на самый настоящий технологический прорыв. Джон выкупил британское подразделение итальянской марки, сделал из него личное конструкторское бюро и даже участвовал в развитии болидов команды «Прост». Именно поэтому не самая богатая и сильная французская команда уже в 1999-м получила примерно такой же по продвинутости руль, значительно опередив конкурентов.
Зато теперь без инновации Барнарда современная «Ф-1» совершенно немыслима. А тестировал и помогал с ее доводкой именно Михаэль Шумахер!
Фото: formula.com; mclaren.com; mercedesamgf1.com/