Дерзкий Шумахер, политические интриги и трагедия, изменившая мир - самый скандальный сезон Ф-1
1994-й - год, когда не стало Айртона Сенны, Михаэль Шумахер сражался с Дэймоном Хиллом и FIA, а Йос Ферстаппен едва не сгорел в своей машине.
В 1994 году Формулу-1 ждала смена технического регламента. Запрещалась активная подвеска, трекшн-контроль, АБС и другие средства, которые по мнению чиновников FIA облегчали управление машиной и являлись предметом повышенных расходов. Другим новшеством стало возвращение дозаправок по ходу гонки.
Несмотря на серьезные перемены в регламенте фаворитом по-прежнему считалась команда «Уильямс». В Гроуве первыми добились существенного преимущества от активной подвески (во многом из-за того, что сделали ставку на более простой, так называемый «реактивный» вариант), благодаря чему предыдущие два сезона их машины были недостижимы для соперников. Да, команда потеряла свой главный козырь перед сезоном ’94, но у них по-прежнему оставались лучшие двигатели – V-образные «десятки» от «Рено», а самое главное – за «Уильямс» выступал лучший гонщик, Айртон Сенна, единственный из чемпионов, кто еще не покинул Большие Призы.
Лучший гонщик Айртон Сенна в лучшей команде «Уильямс» - кто мог бросить вызов такому альянсу?
Традиционно в главные соперники «Уильямс» записывали «МакЛарен» и «Феррари». Но первые второй раз за два года сменили поставщика моторов, получив заводские V10 «Пежо» вместо клиентских «фордовских» V8, а их состав состоял из быстрого Мики Хаккинена, для которого это был лишь третий сезон в Ф-1, и опытного, но так до конца и не оправдавшего ожиданий Мартина Брандла. Рон Деннис при помощи своих французских партнеров хотел заманить Алена Проста, но одной тестовой сессии действующему чемпиону было достаточно, чтобы понять, что новая машина «МакЛарен» не позволит бороться за титул.
«Феррари», за которую выступали Жан Алези и Герхард Бергер, последние годы пребывала в кризисе – побед в Маранелло не видели уже три года, традиционный V12 проигрывал конкурентам, а конструкторы шасси менялись с калейдоскопической быстротой, но приход Жана Тодта вселял оптимизм в сердца многочисленных болельщиков красных.
Айртон Сенна против Михаэля Шумахера в ходе Гран При Бразилии ’94.
Реальным лидером довольно неожиданно оказалась команда «Бенеттон», первым номером которой был молодой, но уже продемонстрировавший свои возможности Михаэль Шумахер. Первые два Гран При 94-го прошли по схожему сценарию. И на домашнем Интерлагосе, и на новой японской трассе недалеко от Аиды, принимавшей Большой Приз Тихого Океана, Сенна стартовал с поул-позиции, но не смог добраться до финиша, а победы достались Михаэлю Шумахеру, дважды стартовавшему со второй позиции. Подтвердились опасения, о которых всерьез заговорили еще во время зимних тестов: к началу сезона команды так и не смогли приспособить свои автомобили к отсутствию активной подвески и вспомогательной электроники. Даже такому мастеру контроля над автомобилем, как Айртону Сенне, было непросто справиться со своим «Уильямс-FW16», что приводило к регулярным вылетам с трассы. Benetton Шумахера, напротив, выглядел куда более послушным, что вызвало подозрения о присутствии на «Бенеттон-B194» запрещенных электронных помощников, Айртон говорил об этом открыто.
Вернуться к пассивной подвеске оказалось не так просто, как кажется. За недолгое время использования активной подвески команды изменили подход к аэродинамике и простой отказ от ее использования мог сделать машину просто неуправляемой при изменении дорожного просвета. «Когда после двух лет использования активной подвески нам пришлось адаптировать аэродинамику под пассивную, то у нас возникло намного больше проблем, чем у тех команд, которые не работали с ней так долго, – вспоминает главный конструктор «Уильямса» Эдриан Ньюи. – В начале 1994 года наша машина была недостаточно хороша. Мы проектировали аэродинамику из расчета на активную подвеску, поэтому она работала только в узком окне. У нас было несколько проблем, но в первую очередь – это сцепление колес в медленных поворотах, в среднескоростных и быстрых она была довольно хороша. Переднее антикрыло было очень чувствительно к изменению дорожного просвета. При наезде на поребрик в повороте прижимная сила на передней части машины возрастала относительно задней, что сказывалось на балансе – заднюю ось было очень легко потерять».
Росс Браун и Михаэль Шумахер – новый непобедимый тандем.
Технический директор «Бенеттона» Росс Браун, напротив, одним из первых понял сложность перехода на новый технический регламент, а вместе с тем и открывшиеся возможности для скачка к чемпионской вершине, поэтому еще в середине сезона ’93 настоял на прекращении работ по доводке тогдашнего болида B193 и сосредоточении ресурсов на проектировании машины для будущего сезона. Вместе с тем руководитель команды Флавио Бриаторе приложил все свои дипломатические способности, чтобы уговорить «Форд» не только остаться в Формуле-1, но выделить деньги на постройку абсолютно нового мотора. Инженеры «Косворт», занимавшиеся разработкой силового агрегата, остались верны конфигурации V8 – хоть такой мотор и заметно уступал V10 «Рено» в максимальной мощности, но был компактнее, экономичнее и имел более плавную характеристику крутящего момента, что по расчетам давало выгоду на большинстве трасс чемпионата.
Кроме того, в штабе «Бенеттона» намного лучше подготовились к возвращению дозаправок. «В первых гонках мы ухватили «Уильямс» за яйца, хоть у них и было на 100 лошадей больше, чем у нас, – комментирует спортивный директор коллектива Джоан Вилладелплат. – Каждый наш пит-стоп был намного быстрее, мы были впереди и я думаю, что Айртон и Уильямс были в бешенстве, да мы всех довели до сумасшествия! Мы начали сезон хорошо подготовленными, Рори Бёрн построил отличную машину. Это был первый год с дозаправками и я думаю, что подготовил наших ребят намного лучше, чем кто-либо в паддоке».
С 29 апреля по 1 мая состоялся «черный уик-энд» в Имоле. В пятницу в страшную аварию попал Рубенс Баррикелло на «Джордан», бразилец без сознания был доставлен в госпиталь, но, к счастью, его жизни ничего не угрожало.
Авария Роланда Ратценбергера.
Гонщику «Симтек» Роланду Ратценбергеру повезло куда меньше. В субботу на скорости 295 км/ч на его болиде разрушилось заднее антикрыло и неуправляемая машина врезалась в стену. От полученных травм Роланд скончался, как свидетельствует из заключения, в больнице.
Гонку отменять не стали. Айртон Сенна завоевал третью подряд и 65-ю в своей карьере поул-позицию, Шумахеру снова предстояло стартовать со второго места. Пять кругов, во время которых Сенна возглавлял гонку за автомобилем безопасности, появившимся после аварии на старте вернувшегося в строй Лехто и Педро Лами, стали последними в жизни «Волшебника». После возобновления гонки в повороте «Тамбурелло» Williams бразильца резко срывается с траектории и на скорости 220 км/ч врезается в бетонную стену… Небеса забрали великого чемпиона и кумира миллионов к себе.
Профессор Сид Уоткинс: «В пятницу едва не погиб Баррикелло. На следующий день в повороте «Тоза» разбился Ратценбергер. Когда через несколько секунд после аварии австрийца мы прибыли на место трагедии, мне с первого взгляда стало ясно, что он получил ужасные повреждения. Его зрачки были расширены и не реагировали на свет. Позже наши самые худшие опасения подтвердились: он был безнадежен.
Сенна всегда очень болезненно воспринимал травмы товарищей. И хотя на этот раз после аварии Рацци «Тозу» оцепили, он примчался на машине безопасности и прямо на трассе стал допытываться у меня о состоянии Роланда. Айртон был сильно взволнован и очень возбужден. Мы с Сенной были друзьями, и когда остались наедине, я посоветовал ему пропустить эту гонку. Учитывая то душевное состояние, в котором он тогда находился, это решение казалось мне самым разумным.
Когда в воскресенье через два круга после рестарта на трассе появились красные флаги и Марио, мой водитель, рванул машину к «Тамбурелло», я, еще ничего толком не зная, почему-то был уверен: это Сенна... Предчувствие не обмануло меня, и через тридцать секунд в третий раз за уик-энд мне пришлось выполнять эту проклятую обязанность - перерезать ремешок на шлеме гонщика. Мы сняли с головы Айртона шлем - те же симптомы, что были вчера у Роланда: широкие зрачки и никакой реакции... Сразу после гонки я полетел на вертолете в болонскую больницу «Маджиоре», куда увезли Сенну, но взглянув на томограмму и аппарат, контролировавший биотоки его мозга, понял, что надежды уже нет. Я потерял моего самого любимого друга...»
После возобновления гонки Михаэль Шумахер завоевал третью подряд победу, значительно опередив Николу Ларини на «Феррари» и Мику Хаккинена на «МакЛарен».
Гонщики Формулы-1 во время минуты молчания перед стартом Гран При Монако ’94.
Через две недели во время свободных заездов в Монако случился еще один серьезный инцидент. Гонщик «Заубер» Карл Вендлингер попал в аварию на выходе из тоннеля. Австриец был доставлен в госпиталь Ниццы, где проведет 19 дней в коме. Шумахер был лучшим в квалификации, но на стартовом поле поул-позиция осталась свободной в дань памяти к Айртону Сенне. Уже на старте потеряв своего главного соперника, ставшего лидером «Уильямс» Дэймона Хилла, Шумми довел свою серию побед до четырех.
Джонни Херберт, в 94-м выступавший за «Лотус», считает, что такое количество инцидентов в начале сезона было вызвано недопониманием аэродинамики: «После того, как все помощники запретили, управлять машинами стало сложнее. Машины вернулись примерно к тому, что было в 91-м. Пришлось к этому адаптироваться, так как в те дни, когда регламент был довольно открытым, машины изменялись очень серьезно. Аэродинамика прогрессировала очень серьезно год от года и скорости в поворотах значительно выросли». Несмотря на запрет активной подвески скорости продолжили расти. В Имоле Сенна улучшил результат прошлогодней поул-позиции Проста на 0,5 секунды, а в Монако Шумахер был быстрее на целых две!
После серии происшествий FIA приняла поправки к техническому регламенту. Положения, направленные на значительное снижение прижимной силы, должны были вступать в силу начиная с Гран При Испании, остальные – с Гран При Канады. Через неделю, после того, как в Сильверстоуне Педро Лами, испытывая подготовленный по новым требованиям Lotus, в результате аварии получил серьезные повреждения ног и запястья, Флавио Бриаторе написал открытое письмо президенту FIA Максу Мосли. Суть его сводилась к некомпетентности руководящего органа и абсурдности последних изменений в регламенте, что было вполне логично – уменьшение прижимной силы делало автомобили еще менее послушными в управлении, чем раньше.
Ответом Мосли можно считать то, что машины «Бенеттон» не были допущены к Гран При Испании, но Бриаторе нашел поддержку в лице руководителей «Уильямс», «МакЛарен», «Лотус», «Джордан», «Симтек», «Лижье» и «Эрроуз», которые оставили своих гонщиков в боксах во время пятничной практики. В результате переговоров Макса с боссами команд все же нашелся компромисс: все машины были допущены к Гран При, но большинство изменений оставлено в силе.
Для снижения скорости в последнем повороте трассы в Барселоне были сделана импровизированная шикана.
В самой гонке состоялось первое поражение Шумахера. Михаэль, снова лидируя с первой стартовой позиции, в последней трети гонки остался с одной только пятой передачею в трансмиссии. Здесь во всей красе показала себя хваленая плавная характеристика крутящего момента, система управления двигателя Zetec-R и опыт немецкого гонщика, полученный в гонках на выносливость за рулем Sauber-Mercedes с длинными передачами. Шумми, адаптировавшись к новым условиям, терял лишь по 2% относительно своего прежнего времени на круге и в итоге финишировал вторым, уступив Хиллу 24 сек.
Начиная с этапа в Канаде в целях уменьшения мощности, был запрещен динамический наддув двигателя, для чего с обратной стороны воздухозаборников были сделаны прорези, а под днищем появилась фанерная планка, с помощью которой FIA контролировала дорожный просвет. Шумахер завоевывает третий подряд поул и пятую победу в сезоне, Хилл – второй. Во Франции Михаэль впервые не попадает на первый ряд стартового поля, проиграв Дэймону и Найджелу Мэнселлу, согласившемуся вернуться за руль «Уильимс» на один Гран При за $1 млн. Это не помешало немцу со старта возглавить пелотон и выиграть шестой Большой Приз из семи возможных. Вторым снова финишировал Хилл, а «Биг Найдж» клетчатый флаг не увидел.
На 8-м этапе, проходившем на Сильверстоуне, Шумахер, уступив Хиллу в квалификации, зачем-то решил обогнать его на прогревочном круге. За этот маневр немец должен был получить 5-секундный штраф Stop&Go, о чем капитанский мостик Benetton был проинформирован. Михаэлю, который вышел в лидеры после пит-стопа, поступила команда прибавить, но после 21-го круга он увидел черный флаг со своим номером «5», что для него означало прекращение гонки. Бриаторе и Уокиншоу бросились к судьям за разъяснениями. Судьи признали ошибку и сказали, что Шумахер должен немедленно отбыть штраф, что тот и сделал. Михаэль закончил гонку вторым, победу в домашнем Гран При отпраздновал Дэймон. Через несколько дней было объявлено о исключении результатов Шумахера из протокола Гран При Великобритании и дисквалификации его на два следующих этапа. Такое строгое решение объяснялось тем, что даже показанному по ошибке черному флагу стоит немедленно и беспрекословно подчиняться. Команда Benetton подала апелляцию, вступление приговора в силу отложили до ее рассмотрения.
Тот самый Stop&Go на Гран При Великобритании ’94.
На Гран При Германии были обнародованы результаты экспертизы программного обеспечения, взятого еще в Имоле с машин первой тройки: «Бенеттон», «Феррари» и «МакЛарен». Специалиста сотрудничавшей с FIA фирмы LDRA Алана Прадома, проводившего анализ, в интерфейсе программы управления двигателем болида «Бенеттон» привлек «Пункт 13». По мнению FIA под этим разделом меню вполне могли скрываться настройки запрещенного трекшн-контроля. В Benetton настаивали, что под этим пунктом настройки не трекшн-, а лаунч-контроля и его использование невозможно из-за удаленной строки в программном коде. Кстати, использование лаунч-контроля признали и в Ferrari, а McLaren обвиняли в использовании компьютерного управления коробкой передач. Если «Скудерия» осталась безнаказанной, а Рон Деннис отделался денежным штрафом, то «Бенеттону» грозила дисквалификация на весь сезон.
Ситуация приобрела политический характер, когда в дело вмешался «Форд», который отказался предоставлять расширенные программные коды для анализа, так как они являлись интеллектуальной собственностью компании. Теперь FIA имела дела не с командой-выскочкой, а со вторым по величине автомобильным концерном, представленном сразу в двух Чемпионатах мира – Ф-1 и ралли. Фактическое использование «13-го пункта» так и не было доказано, санкций не последовало, но тень на успехи «Бенеттон» и Шумахера была брошена и у многих вопросы остаются до сих пор.
Победу в Хоккенхайме праздновал Герхард Бергер на «Феррари», Шумахера единственный раз за сезон подвел двигатель но и Хилл, несмотря на существенно модернизированный болид FW16B, также остался без очков, так как слишком много времени потерял на пит-стопах. Практически половина машин попала в завал на старте, вину за который возложили на Мику Хаккинена, а на 15-м круге произошел еще один инцидент, добавивший работы юристам «Бенеттон». Машина Йоса Ферстаппена, снова заменившего Лехто в кокпите второго B194, загорелась во время пит-стопа.
Пожар во время пит-стопа на Гран При Германии ’94.
В ходе разбирательства выяснилось, что механики команды для уменьшения времени, необходимого на дозаправку, вынули из заправочного шланга фильтр. FIA назвало это причиной пожара, хотя по факту топливо вылилось на машину из-за не сработавшего клапана, который должен предотвращать подачу топлива, если заправочный шланг не вставлен в горловину. При этом заправочное оборудование для всех команд поставлялось монопольным поставщиком Intertechnik и было сертифицировано FIA. Как такового запрета на извлечение фильтра просто не существовало, а команде «Ляррусс», якобы, даже разрешили это сделать. «Бенеттон» и в этой ситуации остался без наказания.
На Хунгароринге, отлично подходившем «Бенеттон-B194» и моторам «Форд», Михаэль Шумахер вернулся на верхнюю ступеньку подиума. Дэймон Хилл финишировал в 20,8 сек. позади, а третье место впервые в сезоне досталось второму гонщику «Бенеттон» – Йосу Ферстаппену, этот результат так и останется лучшим в карьере голландца. Следующий этап проходил на Спа-Франкоршам, любимой трассе Шумахера, где в целях безопасности конусами была построен объезд перед легендарной «Красной водой». В борьбе за первое место на стартовом поле Михаэль уступил лишь Рубенсу Баррикелло на «Джордан-Харт». В гонке он снова уверенно победил, а Дэймон Хилл занял второе место только после того как его напарника Дэвида Култхарда зазвали в боксы для проверки крепления заднего антикрыла. После финиша технические комиссары обнаружили, что фанерная планка под днищем автомобиля в передней части на 1,6 мм тоньше положенных 10 мм и победу у Шумахера отобрали. Михаэль предположил, что он мог стесать планку, наехав на поребрик, что подтверждалось видеоповтором. Но ни этот довод, ни тот факт, что перед стартом машина полностью соответствовала правилам, не были приняты во внимание. Кроме того, через несколько дней состоялось слушание по делу о черном флаге на Гран При Великобритании по итогам которого Шумахеру предстояло пропустить этапы в Италии и Португалии. Оба Гран При завершились победами Дэймона Хилла и теперь в личном зачете его отделяло от Михаэля лишь одно очко.
Дэймон Хилл на пути к победе в Гран При Португалии ’94.
«Это был большой стресс, – говорит Росс Браун. – Шумахер все еще был молодым и относительно неопытным гонщиком, который получил большую возможность. Ему не нужно было излишнее давление. Он чувствовал это и я уверен, что это оказало воздействие на его результаты».
Вернувшись после дисквалификации, Шумахер показал кто в доме хозяин, завоевав хет-трик (победа, поул, лучший круг) на трассе в испанском Хересе. Обыграть Хилла помогла тактика трех пит-стопов против двух у гонщика «Уильямс» – капитанский мостик «Бенеттон» в течение всего сезона переигрывал команду сэра Фрэнка в этом компоненте.
Отрыв между претендентами на чемпионскую корону снова сократился до одного очка после дождливого Гран При Японии, который из-за красных флагов был разделен на две части. На этот раз Росс Браун перехитрил сам себя – два пит-стопа Михаэля Шумахера оказались провальной тактикой против одного у Дэймона Хилла. При этом Хилл продемонстрировал едва ли не лучший свой пилотаж в карьере гонщика Формулы-1, переиграв Шумахера в его же стихии, что позволило отложить вопрос о титуле на последнюю гонку сезона в австралийской Аделаиде.
В квалификации Гран При Австралии Шумми опередил Хилла на 0,6 секунды, но поул-позиция досталась Мэнселлу, вернувшемуся за руль «Уильямс» на последние три этапа. На старте «Британский лев» замешкался, Хилл бросился догонять захватившего лидерство Шумахера. Круг за кругом Михаэль и Дэймон обменивались лучшим временем. Синхронный пит-стоп лидеров на 19-м круге расстановку не изменил. На 30-м круге Шумахер взвинтил темп и стал отрываться от своего британского визави, но на 36-м Михаэль не удержал свой сине-зеленый Benetton в одном из поворотов, вылетел на траву и ударом об ограждение повредил подвеску и рулевое управление. Приближавшийся Хилл этого не знал и попытался проскочить мимо, но Шумахер захлопнул калитку, спровоцировав столкновение, в результате которого сошли оба, что гарантировало чемпионский титул Михаэлю.
Дэймон Хилл: «Сейчас на YouTube этот эпизод выглядит мучительно медленным и не слишком драматичным. Всем очевидно, что Шумахер не собирался продолжать гонку, но ведь тогда я этого не знал. Я видел, как он возвращается на трек, но я не видел, как он ударился в стену. Мне показалось, что его просто занесло, но оказалось, что его машину перекосило на заднюю правую часть! Я был наивен, полагая, что смогу проскочить. Мы не учитывали, что Михаэль пойдет на все, чтобы не пропустить меня».
Михаэль Шумахер – Чемпион мира ’94.
Большой Приз Австралии достался Мэнселлу, что принесло «Уильямс-Рено» Кубок конструкторов. Джей-Джей Лехто, Йос Ферстаппен и выступавший в двух последних гонках Джонни Херберт совместными усилиями к 92 очкам Шумахера добавили в копилку «Бенеттон-Форд» лишь 11.
В следующем сезоне Михаэль Шумахер завоюет свой второй титул и сделает это куда более уверенно, а Дэймон Хилл, в свою очередь, станет чемпионом в 96-м. Гибель Айртона Сенны навсегда изменила спорт и заставила FIA поставить во главу угла безопасность – год за годом стандарты ужесточались и мир даже успел поверить, что «Волшебник» навсегда останется последним героем, погибшим в гонках Гран При. К сожалению, это не так.
Фото: Wikipedia.org; taringa.net; deviantart.com; Autosport.com; carmagazine.co.uk; worldpressphoto.org; diariomotor.com; sports.vice.com.
Гран При Австралии '86. Пик драмы тубро Ф-1 80-х
Гран При Японии '76. "В жизни есть вещи важнее чемпионского титула"
Но, если по вопросу, я бы с удовольствием почитала про 91год...