История главного фото «Ф-1»: Пике не хотел сниматься, Сенна специально опоздал, на кадр было лишь 30 секунд
От редакции: привет! Вы в блоге Трибуны «Энциклопедия автоспорта», и дебютировавший в апреле автор продолжает радовать качественными текстами. Не жалейте плюсов и подписывайтесь!
Айртон Сенна, Ален Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике. Гонщики, каждый из которых в одиночку мог стать олицетворением целой эпохи в «Формуле-1», выступали в одно время и отчаянно сражались друг с другом за победы в гонках и чемпионатах. Неудивительно, что их совместная фотография стала настоящей классикой автоспорта.
Величие и крутость главной фотографии «Ф-1» 80-х легко можно выразить в цифрах: 11 чемпионских титулов и 146 побед в Гран-при на четверых. В восьми сезонах, которые Сенна, Прост, Мэнселл и Пике, так называемая «Большая четверка» «Формулы-1», провели вместе, они выиграли 80 процентов всех гонок и 84 процента квалификаций.
Легендарная фотосессия состоялась в дни Гран-при Португалии, проходившего на трассе «Эшторил» с 19 по 21 сентября 1986 года. Португальский Большой Приз был 14-м по счету в календаре чемпионата мира, состоящего из 16 этапов.
86-й был пиком турбо-эры, как с технической точки зрения, так и с турнирной – сразу четыре лучших гонщика поколения сражались между собой за титул на самых мощных машинах в истории «Формулы-1».
Патрик Хэд, технический директор «Уильямс-Хонда»: «Инженеры «Хонды» не говорили, насколько мощный у нас двигатель, просто потому что они сами точно не знали. Их дино-стенд был рассчитан на 1000 л.с., которые мотор выдавал при 9300 об/мин. Мы же раскручивали его до 13500 об/мин или даже больше».
На тот момент Нельсон Пике был самым опытным в «Большой четверке». На счету бразильца уже было два чемпионских титула, которые он завоевал за команду «Брэбэм» в сезонах-1981 и 1983. За «Уильямс» Пике проводил первый сезон, получив контракт с рекордным на то время гонораром, и за три этапа до финиша уступал лишь партнеру по команде Найджелу Мэнселлу. Некая расслабленность закаленного в боях Нельсона чувствуется даже на фото.
В отличие от своего напарника, Мэнселл впервые боролся за чемпионский титул. Британец считался быстрым и перспективным с момента дебюта в «Формуле-1» в 1980 году, но подняться на верхнюю ступеньку подиума ему удалось лишь в конце прошлого сезона. Найджел сразу перешел на новый ментальный уровень, успешно включился в борьбу с пришедшим в команду Пике и даже опережал двукратного чемпиона на 5 очков перед решающими раундами.
Действующий чемпион мира Ален Прост из «Макларена» считался лучшим гонщиком после ухода из спорта Ники Лауды. Прост это доказывал на трассе – двигатель «ТАГ-Порше» на его «Макларене» заметно уступал в мощности моторам «Хонда» на «Уильямсах» Мэнселла и Пике, но француз лучше других извлекал максимум из каждой ситуации. К тому же на руку Просту играла система подсчета очков – в зачет шли 11 лучших результатов, поэтому 8 очков отставания Алена от Найджела вполне позволяли рассчитывать на второй титул.
Сегодня многие называют Айртона Сенну лучшим гонщиком «Формулы-1» всех времен, но в 1986-м главные успехи бразильца были еще впереди. В отличие от долго шедшего к успехам Мэнселла Сенна в первом же сезоне на недостаточно быстром «Тоулмене» дважды побывал на подиуме и едва не отобрал победу у Алена Проста в дождевом Гран-при Монако-1984, во второй гонке за куда более конкурентоспособный «Лотус» финишировал первым, а в своем третьем сезоне бразилец боролся за титул. Сенна был невероятно быстрым, что регулярно демонстрировал в квалификациях. Бразилец лидировал в первой половине чемпионата, но во второй слишком часто терял очки из-за ненадежного «Лотус-Рено». В Эшторил Айртон приехал, уступая 5 очков Просту, 8 – Пике и 13 – Мэнселлу.
Идея собрать четверых претендентов на титул на совместную фотосессию пришла в голову британскому фотографу Джону Данбару (именно его фото в начале текста), а реализацией занялся сам Берни Экклстоун, коммерческий руководитель «Формулы-1», тогда еще совмещавший должность с руководством командой «Брэбэм». Все было не так просто, как может показаться на первый взгляд.
«Гонщики «Ф-1» были теми еще примадоннами, если вы понимаете о чем я, – вспоминает Джон Данбар. – Сперва я обратился к Нельсону Пике, но он совсем не горел желанием это делать. Тогда я пошел к Берни Экклстоуну, и он согласился со мной, что собрать четырех претендентов – отличная идея. Он только сказал мне время, к которому надо было подойти к пит-уолл, остальное сделал сам. Было невероятно сложно сделать нечто подобное. Как-то я хотел сделать совместное фото Лауды и Пике, когда они сражались за чемпионство, но организация заняла бесконечность и еще один день! Пике хотел, чтобы Лауда пришел в его моторхоум и наоборот. Так что мне показалось, что лучший выход – это привлечь Берни».
Непосредственное участие Экклстоуна сохранено для истории на фото с бэкстейджа, где он пытается сделать то, что не удалось Фрэнку Уильямсу и Патрику Хеду на протяжении целого сезона – помирить Мэнселла и Пике. Или, например, где Берни сквозь толпу профессиональных фотографов, любителей и простых зевак высматривает Сенну, позже других заявившегося на фотосессию. Интересно, было ли это опоздание случайным, или же Айртон, имевший наименьшие шансы на титул в том сезоне, решил поиграть со своими соперниками в психологические игры?
По воспоминаниям Данбара, у фотографов было всего-навсего около 30 секунд: «Никто и слова не успел сказать». Стоит ли напоминать, что цифровая съемка, здорово облегчившая жизнь современным фотографам, тогда находилась лишь в стадии зарождения? Кстати, теплую компанию первым покинул все тот же Айртон Сенна, тем самым лишив возможности замешкавшихся поймать в свой объектив историческое мгновение.
Символично, что в гонке «Большая четверка» была классифицирована на первых четырех позициях. Сенна выиграл седьмую квалификацию в сезоне, но в первом же повороте пропустил вперед Мэнселла, стартовавшего со второго места. Захватив лидерство, Найджел безошибочно прошел по 70-круговой дистанции до заслуженной победы, пятой в сезоне.
Сенна большую часть гонки провел на второй позиции, обороняясь от атак Нельсона Пике, но на последнем круге топливный бак «Лотуса» опустел – регламент ограничивал его объем 195 литрами, а электронные системы контроля расхода топлива в те годы были далеки от идеала, поэтому такие ситуации были в порядке вещей. Это не только лишило Айртона возможности подняться на подиум, но и вычеркнуло из числа соискателей чемпионского звания.
На вторую строчку поднялся Прост. По ходу уик-энда француз пребывал в подавленном состоянии, так как накануне его брат проиграл борьбу с раком. Прост не очень хорошо стартовал с третьей позиции, а в гонке традиционно не рисковал. Сначала он дождался ошибки Пике, которого развернуло при попытке атаки Сенны, а затем и проблем у самого Сенны. Нельсон в итоге довольствовался третьим местом.
За два этапа до окончания чемпионата мира-1986 казалось, что упрочивший свое лидерство Мэнселл уже никому не отдаст желанный титул. Даже после того, как в Мексике Найджел после ошибки на старте оказался лишь пятым, он все равно оставался очевидным фаворитом чемпионата перед последней гонкой в Аделаиде, но чемпионом в тот год стал Ален Прост, выигравший титул в одной из самых невероятных гонок в истории.
P.S. Спустя годы предпринимались попытки сделать ремейк легендарного фото. Например, в 2000 году на пит-уолл трассы «Хунгароринг» вместе с Берни Экклстоуном фотографам позировали Михаэль Шумахер, Мика Хаккинен, Дэвид Култхард и Рубенс Баррикелло.
А в 2010 году в Корее – Льюис Хэмилтон, Фернандо Алонсо, Марк Уэббер, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель.
Это текст для конкурса Sports.ru.
Фото: globallookpress.com/ZUMAPRESS.com, Panoramic, imago sportfotodienst via www.im/www.imago-images.de; Gettyimages.ru; thepitcrewonline.net; twitter.com; ayrtonsenna.com.br; motorsport.com; motorsportmagazine.com; mark-gallagher.com
"Небольшая ошибка в финале квалификации моментально отбросит даже самого быстрого пилота на 10-е место, а в 80-х даже для поула не всегда требовалось собрать идеальный круг."
Звучит очень скучно:( И лишь подтверждает, что роль пилота сократилась до того, чтобы сохранять концентрацию, пока машина едет к финишу. Человек больше не может победить технику - на трассе есть выраженный предел пилотажного вклада и дельта скилла меньше, нежели разница между болидами. Машины в руках даже слабого пилота или инвалида едут слишком близко к идеальным траекториям.
И я не могу представить 17-летнего Макса в Формуле девяностых. А ведь юные пилоты без опыта практически не ошибаются. Впрочем, в дождевой Германии, как только сцепление стало слабее, повылетала половина пилотов, как и должно быть при нормальном челлендже, и даже Кубица смог доплыть в очки
По поводу отрывов. Я считаю, что это демонстрация высокой конкуренции между пилотами, которые попадают в Ф-1. Гонщики всегда едут на пределе и сколько бы им прижимной силы не дали, они всегда будут искать этот предел.
Если раньше гонщики чаще ошибались (в том числе из-за техники), то это не значит, что условный Алонсо не был бы конкурентоспособен в 80-х. Да, сейчас у пилотов в распоряжении машины с большей прижимной силой, с куда большим механическим сцеплением, с более эластичными силовыми агрегатами, естественно они намного меньше ошибаются, но и цена их ошибки возрастает. Небольшая ошибка в финале квалификации моментально отбросит даже самого быстрого пилота на 10-е место, а в 80-х даже для поула не всегда требовалось собрать идеальный круг.