Пик драмы турбо-«Ф-1» 80-х: лучший болид остался без титула из-за блефа о сверхнадежных шинах, а Проста спас случайный прокол
От редакции: привет! Вы в новом блоге Трибуны «Энциклопедия автоспорта», и автор дебютировал с мощного текста о Гран-при Австралии 1986 года. Не жалейте плюсов и подписывайтесь!
Из всего многообразия гонок «Формулы-1», состоявшихся за 70-летнюю историю чемпионата мира, с легкостью можно выбрать сотню наиболее захватывающих и интересных, но даже среди лучших Гран-при Австралии 1986 года будет стоять особняком. Это были времена великих пилотов, справлявшихся с 1000-сильными турбо-монстрами. Времена, когда для победы мало было быть самым быстрым на трассе.
Чемпионат мира 1986 года можно назвать пиком турбо-эры. Давление наддува все еще не было ограничено, поэтому в квалификации моторы достигали рекордных показателей мощности. В гонке же на первую роль выходила топливная экономичность – запас топлива ограничивался 195 литрами. Фаворитами сезона была команда «Уильямс». В конце прошлого года конструкторы «Хонды», разобравшись с надежностью, смогли сделать свой силовой агрегат примером для других моторостроителей. Три последних Гран-при сезона-1985 и без того остались за пилотами «Уильямс-Хонда», а 1986-й команда начинала с новейшим автомобилем – великолепным FW11, построенным Патриком Хэдом.
Патрик Хэд: «Инженеры «Хонды» не говорили, насколько мощный у нас двигатель, просто потому, что они сами точно не знали. Их дино-стенд был рассчитан на 1000 лошадиных сил, которые мотор выдавал при 9300 об/мин. Мы же раскручивали его до 13500 об/мин или даже больше».
Сезон мог стать легкой прогулкой британо-японского тандема к титулам в обоих зачетах, но на деле все оказалось не так просто. Возвращаясь с предсезонных тестов, Фрэнк Уильямс попал в автокатастрофу, приковавшую его к инвалидному креслу. Патрик Хэд, являясь техническим директором, оказался не готов к возложенным на него обязанностям руководителя коллектива. Отвлекаясь на доводку машины и постоянные перелеты в Японию, он упустил из-под контроля ситуацию с пилотами – Нельсоном Пике и Найджелом Мэнселлом. Бразилец пришел в команду зимой, получив рекордный на то время контракт, и рассчитывал на место первого номера в команде. Британец с этим был категорически не согласен, что и доказывал на трассе, регулярно опережая титулованного соперника.
Трасса, проложенная по улицам Аделаиды, принимала Гран При Австралии всего второй раз. Это было нетипичное городское кольцо, широкое и довольно быстрое.
Главным соперником «Уильямса» на пути к титулам был чемпион последних двух сезонов – «Макларен». Команда Рона Денниса начинала сезон с MP4/2C – модернизированной версией дебютировавшего в 1984 году автомобиля. Установленный на нем турбомотор TAG-Porsche прилично проигрывал «Хонде» в мощности, особенно в квалификации, но по-прежнему был экономичен и надежен. Лидер команды, Ален Прост, старался извлекать максимум из каждого гоночного уик-энда, к тому же ему на руку играла система начисления очков, где в зачет шли лишь 11 лучших результатов из 16.
Еще одним претендентом на титул был Айртон Сенна, выступавший на «Лотус-Рено», который, по сути, превратился в заводской коллектив французского концерна. Дела в «Феррари» и «Брэбэме», еще вчера сражавшихся за самые высокие награды, шли из рук вон плохо, а темной лошадкой сезона, способной преподнести сюрприз, стала образованная на месте «Тоулмен» команда «Бенеттон».
Пока Нельсон Пике и Найджел Мэнселл делили шкуру неубитого медведя, Ален Прост стабильно выжимал максимум в каждой гонке
По ходу сезона Мэнселл завоевал пять побед, а Пике – четыре, благодаря чему «Уильямс-Хонда» досрочно завоевали Кубок конструкторов. Ситуация в личном зачете перед последней гонкой была куда более интригующей. Найджел Мэнселл лидировал в чемпионате с 70 очками, на счету Алена Проста, трижды поднимавшегося на вершину подиума, было 64 очка, а у Нельсона Пике – 63. Айртон Сенна уже утратил шансы на титул, хотя по ходу сезона дважды лидировал. Для завоевания чемпионского титула Найджелу хватало четырех очков за третье место, Алена и Нельсона спасала только победа. Прост: «На самом деле мне нравилась эта ситуация. В моем случае это было как гоняться за жизнь – ты просто должен победить. Для Найджела все было сложнее, потому что у него были варианты».
Квалификационное сражение за поул-позицию проходило между двумя гонщиками «Уильямс-Хонда». Единственным пилотом, который мог им помешать, был Айртон Сенна. Двигатели «Рено» если и проигрывали японским агрегатам в квалификации, то совсем немного, что позволило Сенне по ходу сезона намного чаще других стартовать с поула – восемь раз. В Аделаиде быстрейшим оказался Мэнселл, опередивший напарника на 0,3 секунды. Сенна и Прост разделили между собой второй ряд. Результаты воскресной разминке, где лучшими были как раз Айртон и Ален, лишь добавили интриги.
На старте «Биг Найдж», отбившись от атак Сенны, сохранил первое место, но через несколько поворотов пропустил не только Айртона, но и Пике. Главной же звездой первых кругов стал Кеке Росберг. Финн, зимой пришедший в «Макларен» на место Ники Лауды, уже заявил о завершении своей карьеры, а его стартовый спурт с седьмого места на четвертое с последующим обгоном Мэнселла за третье выглядел как попытка красиво уйти из «Ф-1». Сенна лидировал недолго. На первом же круге в шпильке его прошел Пике, а кругом спустя в том же месте – Росберг. Двигатель «Рено» на машине «Волшебника» и прежде был прожорлив и не отличался образцовой надежностью, а в Австралии стал терять мощность сразу же после старта.
На 6-м круге Росберг отобрал лидерство у Пике и начал уходить в отрыв. На новом месте дела у Кеке складывались не лучшим образом, он заработал в три раза меньше очков, чем напарник, поэтому его темп в Аделаиде выглядел непривычно. Кеке Росберг: «Я не знаю почему, но в гонке машина вела себя превосходно, без присущей ей недостаточной поворачиваемости. Мне было некомфортно в ней во время тренировок, но в гонке все было совершенно иначе».
Кеке Росберг начинает свой уверенный прорыв
Тем временем Прост начал прорыв наверх. Он без лишней горячности прошел Сенну, на 11-м круге обошел Мэнселла, а на 23-м разобрался и с Пике. Нельсон при этом еще и потерял машину, пропустив вперед Найджела. Два «Макларена» возглавили пелотон, но пока Мэнселл находился на третьей позиции, его позициям в чемпионате ничего не угрожало.
На 32-м круге Ален Прост резко замедлился и свернул на пит-лейн. Обгоняя на круг Бергера, француз сместился с траектории, проколол переднее правое колесо и провел на пит-стопе мучительно долгие 17 секунд – возникли проблемы с постановкой домкрата, ровно как и 10 лет назад на Фудзи у Джеймса Ханта. Существует легенда, что утром перед гонкой один из механиков «Макларена» по наставлению Рона Денниса во время перекура с коллегами из других команд проронил несколько слов о том, что новые покрышки Goodyear спецификации «C» могут выдержать всю дистанцию гонки. Якобы американцы не хотят подвергать гонщиков излишней опасности, поэтому не поделились с этой информацией, а инженеры «Макларена» узнали об этом совершенно случайно. Правда это или вымысел, но то, что перед гонкой действительно пошли разговоры о возможной гонке без пит-стопов, представители Goodyear не стали отрицать.
Ален Прост: «Многие мне не верят, но и без прокола я собирался заехать на смену покрышек. Если быть честным, то перед гонкой я почти передумал – если никто не будет останавливаться, то и я не буду, но потом я все взвесил. Ведь я очень много времени работал с настройками и шинами во время свободных заездов и понимал, что будет сложно пройти всю гонку на одном комплекте. Кроме того я знал, что моя машина не так сильно расходует резину, как «Уильямс».
Прост отстал после вынужденного пит-стопа, Пике и Мэнселл занимают второе и третье места соответственно. На данном этапе гонки титулу «Биг Найджа» ничего не угрожает
Шины были одним из ключевых факторов, который влиял на результаты в сезоне. Вспомнить хотя бы, как за две недели до австралийского этапа Герхард Бергер одержал победу в Мексике, потому что покрышки Pirelli на его Benetton-BMW позволили проехать на одном комплекте от старта до финиша. В той же гонке Мэнселл упустил возможность досрочно стать чемпионом мира, побывав на пит-стопе три раза, а Прост заработал жизненно важные шесть очков благодаря экономному использованию двух комплектов сликов, да еще и при том, что двигатель TAG-Porsche на машине Алена полгонки работал без одного цилиндра.
Патрик Хэд: «До гонки в Аделаиде у нас уже бывали проблемы с резиной. Наши моторы были намного мощнее и у нас было больше прижимной силы, чем у кого бы то ни было, поэтому и нагрузка на шины была выше». Естественно, прокол на машине Проста вызвал обеспокоенность в других командах, в том числе и «Уильямсе», но специалисты Goodyear, проинспектировавшие снятые с «Макларена» покрышки, сделали вывод, что они в отличном состоянии и нет необходимости делать пит-стоп. Ярким подтверждением слов шинников был по-прежнему уверенно лидировавший Кеке Росберг, круг за кругом игнорировавший поворот на пит-лейн.
Сезон, в котором Айртон Сенна впервые всерьез боролся за чемпионский титул, закончился для бразильца сходом на 41-м круге в следствие отказавшего двигателя.
Получив свежие шины, «Профессор» бросился наверстывать упущенное. Устанавливая один лучший круг за другим, он отыгрывал у лидеров по две секунды на круге и довольно быстро вышел на четвертое место, следом за Росбергом, Пике и Мэнселлом. Джо Рамирес: «Некоторые говорят, что прокол только помог Просту, забывая при этом, сколько времени он потерял на круге заезда в боксы и во время пит-стопа».
Казалось, что ситуация стабилизировалась едва ли не впервые за гонку, позволив наблюдателем немного перевести дух, но на 63-м круге, за 19 кругов до финиша, началось самое интересное. Сначала на длинной обратной прямой на обочине паркуется «Макларен» лидера. Росберг услышал сильный шум сзади и, не испытывая судьбу, решил немедленно остановиться. Кеке думал, что испустил дух двигатель, но на деле настал конец правому заднему колесу.
Росберг сделал свое дело, Росберг может уходить. На машине Чемпиона мира ’82 практически не осталось тормозов, так что с большой долей вероятности можно утверждать, что ему не суждено было добраться до финиша в своём последнем Гран При.
Прост прибавил и обошел Мэнселла, но «Британский лев» по-прежнему находился на комфортной для себя третьей позиции и вполне мог заехать в боксы за новым комплектом покрышек без потери места, так как остальные участники гонки безнадежно отстали. Пока на капитанском мостике «Уильямса» раздумывали, Мэнселл проехал мимо боксов, отправившись на 64-й круг. Спустя полминуты многочисленные болельщики «Биг Найджа» на трибунах и перед экранами телевизоров умолкли и схватились за головы, увидев печальное зрелище – FW11 с взорвавшейся левой задней покрышкой, мечущийся по всей ширине трассы.
Марри Уокер, комментатор британского телевидения: «И посмотрите на это! Это... невероятно... это Мэнселл. Это Найджел Мэнселл! Машина абсолютно разбита, он пытается восстановить над ней контроль. Вы сами видите, что случилось. Мэнселл выбывает из гонки. Сейчас это может изменить, и непременно изменит, чемпионат мира». Инцидент произошел на скорости свыше 300 км/ч, разлетевшаяся в клочья шина повредила подвеску, и Мэнселл был вынужден остановиться. Прибыв на пит-лейн, он пробормотал журналистам: «Если честно, я рад, что остался цел».
Что думает Мэнселл, возвращаясь в боксы? А какие мысли были бы в вашей голове, окажись вы на его месте?
«Я был очень зол, – вспоминает Патрик Хэд, – когда позже один из представителей Goodyear сказал прессе, что они посоветовали «Уильямсу» заменить шины во время гонки. Все было абсолютно не так. Я не обвиняю Goodyear в произошедшем, но они не дали нам повода для каких-либо действий. Впрочем, не стоит забывать, что анализ собранных кусочков показал, что причиной взрыва покрышки стал не естественный износ, а усталостное разрушение корда».
В целях безопасности Хэд тут же зазывает Пике в боксы. Экспертиза Goodyear показала, что шины той самой спецификации «C» с машины Пике, равно как и снятые с «Феррари» свернувшего следом Стефана Йоханссона, были в отличном состоянии и должны были без проблем выдержать оставшиеся 16 кругов. Но не стоит забывать, что отвыкший было от фатальных инцидентов мир «Формулы-1» еще не отошел от гибели Элио де Анджелиса на тестах Brabham BT55 в Поль-Рикаре. Нельсон Пике: «Я знал, что теряю чемпионат, но мне было все равно. Я был жив и оттого счастлив».
Последние круги Пике проходит в невероятном темпе, в то время как Прост заметно сбавляет обороты. Бортовой компьютер на MP4/2C французского аса уже давно показывал, что в баке не осталось топлива, но «Профессор» не просто так получил свое прозвище. Ален Прост пересек финишную черту на 4,2 секунды раньше бразильца. Вместе с двумя двукратными на тот момент чемпионами на подиум поднялся Стефан Йоханссон. Швед попал туда в последний, ведь претендовавший на третье место гонщик «Тиррелла» Филипп Стрейофф остановился за круг до клетчатого флага с опустевшим баком и беспомощно наблюдал, как мимо проехала алая «Феррари» и его напарник Мартин Брандл. Шестое место досталось шотландцу Джонни Дамфрису на «Лотусе». Для выходца из аристократической семьи это было всего третье очко в сезоне и последнее в его короткой карьере.
Ален Прост: «По ходу сезона мы были нигде в плане чистой скорости. В последней гонке нам было нечего терять, и итоговый результат – это комбинация стратегии и кропотливой работы с резиной. Мы знали, что у нас проблемы с шинами, у нас была стратегия относительно Кеке, атмосфера в команде была замечательной. Мы знали, что будет очень сложно, поэтому постарались использовать каждый шанс. Мы выбрали свой путь для этой гонки, следовали ему, и когда в итоге все получается, то это приносит больше радости и удовольствия».
Рон Деннис: «Я не думаю, что это было неожиданно, потому что вы никогда не сдаетесь, пока все не закончится. Для нас это было прекрасное окончание сложного сезона».
Джеки Стюарт: «В наши дни вы не часто видите, как кто-то выигрывает Гран-при на медленной машине, но этот парень выиграл чемпионат мира на одной из таких! Люди говорят, что Найджел проиграл чемпионат из-за взорвавшейся покрышки, но точно так же можно сказать, что он проиграл его в Мексике, где он стартовал на третьей передаче, откатился назад, убил свои покрышки и финишировал пятым. Он мог завоевать титул в тот день, но вместо этого подарил четыре очка Просту и в итоге уступил в чемпионате два очка. Я считаю, что никто не сравнится с Аленом».
В следующем сезоне отстоять титул у Проста не получится, несмотря на три победы. Разрыв между «Хондой» и другими моторами станет еще больше, и уже никто не сможет помешать «Уильямсу» выиграть оба зачета. Правда, Найджелу Мэнселлу снова не повезет – авария на свободных заездах Гран-при Японии лишит его возможности выступить в последних гонках сезона, и титул достанется одержавшему на две победы меньше Нельсону Пике.
Фото: Gettyimages.ru; motorsportmagazine.com; autosport.com; shutterstock.com; formula1.com
Дело вовсе не в везении или невезении. В Уильямсе в который раз не смогли справится с внутренним конфликтом. Пилоты откровенно ненавидили друг друга, при этом Мэнселл хоть и был быстрее Пике, но не умел толком настроить машину. Бразилец же делал это значительно лучше. Коллектив британских механиков был на стороне соотечественника - Пике даже жаловался на сабатаж со стороны гаража. Однако, на его стороне были мотористы. Именно приход Нельсона в Уильямс был условием поставки японских силовых установок Уильямсу, и Хонда поддерживала Нельсона до конца. Всем давно уже было известно, что и Пике и японцы уходят. И таким образом, сложилась странная ситуация, когда Уильямс и Хонда боролись между собой за то, чтобы "их пилот" выиграл чемпионат.
Этот известный баян про Австралию’86 слышал не раз, даже одно время хотел выяснить кто его запустил?
Почему в это не стоит верить?
Да, потому что случись такое американских шинников ждали бы судебные иски и как минимум серьёзные репутационные потери. Вряд ли кто-то захотел бы иметь дело с компанией, ведущий свои дела не на равноправных условиях со своими клиентами (предоставляющую о своей продукции неодинаковую информацию).
Откуда могла родится эта теория?
Шинный фактор в те времена имел, пожалуй, не меньшее значение чем сейчас. Достаточно сказать что победу на предпоследнем этапе одержал Герхард Бергер на Бенеттоне исключительно за счет смелого стратегического хода, когда ему на правую и левую стороны машины поставили покрышки различной жесткости, проехав гонку без пит-стопа.
Трасса в Аделаиде была не слишком требовательна к резине и можно было бы рискнуть и проехать без пит-стопа, кроме того погода была прохлодной и без дождя. Прост выбрал софт, но похоже утечка информации из боксов МакЛарен всё-таки была и разговоры о том, что Ален и Кеке поедут без пит-стопа имели место.Уильямсы на софте, у Сенны софт спереди, медиум сзади.
Какие ключевые моменты в гонке? Во-первых, это даже не атака Росберга, который проводил последнюю гонку, это - разворот Пике, когда тот проходил круговых и оборонялся от Проста, не соверши Нельсон ту ошибку, Ален не выиграл бы. Второй момент, на который следовало б обратить внимание, что в середине гонки Прост при прохождении круговых получил контакт с одним из них (вероятнее всего с Бергером). И именно это заставило его ехать в боксы за свежим комплектом покрышек. Но механики МакЛарен накосячили второй Гран При к ряду и Прост простоял на пит-лейн около 17 секунд. Однако, затем на свежих шинах вернулся в борьбу, сокращая отстование от лидеров. Третье, в Уильямсе банально просто не успели зозвать Мэнселла на пит-лейн после схода Росберга - его шина продержалать на один круг дольше. Четвёртое. Патрик Хэд предпочёл не рисковать жизнью Нельсона и дал команду бразильцу ехать на пит-стоп. Да, и Прост на более свежих шинах уже висел на колесе бразильца и обгон был лишь делом времени.
Как итог, для Проста всё случилось как в русской пословице: не было бы счастья да несчастье помогло.
Ага, а что Пике попал в страшную аварию в Имоле, типа, забыли?
мы, кстати, обсуждали эту тему в комментах под другим материалом об Австралии-86 www.sports.ru/tribuna/blogs/andreyglushko/2660468.html