Гран При Монако '61. Лучшая гонка Стирлинга Мосса
Сегодня, 12 апреля 2020 года, в возрасте 90 лет ранним утром скончался один из величайших гонщиков в истории автогонок сэр Стирлинг Мосс. За свою карьеру Мосс выиграл более 200 гонок. В память о великом гонщике вспоминаем лучшую - Гран При Монако '61.

В сезоне ‘61 Формула-1 перешла на новый регламент - в попытках ограничить рост скоростей рабочий объем атмосферных двигателей был ограничен 1,5 литрами. Фаворитами чемпионата считалась команда «Феррари». Во внезачетных гонках начала года 156-я модель с двигателем V6, за характерную внешность получившая прозвище «Акулий нос», явно превосходила конкурентов - британские машины с рядными «четверками» «Ковентри-Клаймакс» и перекочевавшие из Ф-2 «Порше». Но в Монако мастерство гонщика во все времена ценилось больше, чем на любой другой трассе, что и доказал Стирлинг Мосс.
Еще в квалификации Мосс, выступавший на «Лотус-18» за команду Роба Уокера, смог опередить Ричи Гинтера, лучшего из пилотов Ferrari, на 0,2 сек. Третье место в первом стартовом ряду в противостоянии с Грэмом Хиллом (БРМ) и его однофамильцем Филом («Феррари») выборол Джим Кларк на заводском «Лотус-21».

Гинтер лучше других среагировал на сигнал о начале гонке и лидировал до 14 круга, когда его красивым маневром прошел Мосс. На 26-м круге Гинтер по приказу из боксов пропустил вперед лидера «Скудерии» Фила Хилла, но Мосс был уже в 10 секундах впереди. К середине дистанции этот разрыв сократился до 7 сек. и стал стремительно таять, а после 59 круга пара «Феррари» была уже 3 сек. позади «Лотуса».

Одно дело догнать, а совсем другое – обогнать. Это гоночная истина как нельзя актуальна на узкой трассе в Монако. Хилл ничего не смог поделать с Моссом и за 25 кругов до финиша в боксах «Феррари» решили дать шанс Гинтеру, на машине которого стоял экспериментальный мотор с углом развала блока в 120° вместо 65°, как на машинах напарников. Ричи действительно поехал быстрее Хилла, но оказалось, что и у Стирлинга был запас. Темп лидеров уже давно вышел за пределы квалификационного: 84-й круг Гинтер проехал за 1’36.3, ровно на три секунды лучше субботнего результата, а кругом спустя это время повторил Мосс! Среднее время круга на 100-круговой дистанции у победившего Мосса составило 1’39.5.

Спустя годы сэр Стирлинг Мосс так прокомментировал Гран При, в котором он пересек линию финиша на 3,6 секунды раньше Ричи Гинтера и на 41,3 сек. Фила Хилла: «Без сомнений, это была самая сложная гонка в моей жизни и я считаю, что лучшая». Подобного мнения придерживается и Ричи Гинтер: «Конечно же, это была моя лучшая гонка. Когда я узнал, что и Мосс назвал ее своей лучшей, то почувствовал невероятную гордость. Стирлинг - лучший гонщик, которого я когда либо видел, и если я был способен заставить его показать лучший пилотаж в его карьере, то, поверьте мне, это что-то значит».

Фото: sharonov.tumblr.com; getsurrey.co.uk; snaplap.net.